Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 20:56, курсовая работа
Цель исследования – исследование взаимосвязи самоотношения и агрессивность в юношеском возрасте, определение общих характеристик понятий самоотношения и агрессивность.
Введение 2с.
Глава 1. Теоретические предпосылки эмпирического исследования
взаимосвязи "самоотношение" и "агрессивность":
1. 1 Общая характеристика понятия «агрессия», «агрессивность»,
«агрессивное поведение». 5с.
1. 2 Общая характеристика и основные особенности
понятие «Самоотношение». 11с.
1. 3. Особенности проявления агрессивности и самоотношения
в юношеском возрасте 15с.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи "самоотношение" и "агрессивность" у студентов специальности «Пожарная безопасность (МЧС)»
2. 1 Обоснование выбора метода исследования 24с
2. 2 Исследование и обсуждение его результатов 27с.
Заключение 30с.
Список используемой литературы 33с.
Приложение №1-3 35.
Агрессивное поведение рассматривается как противоположное адаптивному.
Высокий уровень агрессивности личности влияет на социальное поведение, способствует проявлению соперничества, конфронтации в отношениях и конфликтов с окружающими людьми, препятствует успешности деятельности.
В агрессивных проявлениях можно выделить три основных компонента:
- Поведенческий компонент - физическая
агрессия – самоотчет о
- Эмоциональный компонент - гнев – самоотчет о склонности к раздражительности.
- Когнитивный компонент - враждебность – включает в себя подозрительность и обидчивость.
В русскоязычной версии BPAQ, по результатам психометрического анализа, такой показатель, как вербальная агрессия не оценивался.
Шкалы (4):
Описание шкалы: Физическая агрессия – самоотчет о склонности к физической агрессии в поведении (поведенческий компонент).
Описание шкалы: Гнев – самоотчет о склонности к раздражительности (эмоциональный компонент).
Описание шкалы: Враждебность – шкала включающая в себя утверждения двух под шкал «Подозрительность» и «Обидчивость» (когнитивный компонент).
Описание
шкалы: Интегральная шкала – суммарный
показатель по всем вопросам трех шкал.
Инструкция.
«Вашему вниманию предложен ряд утверждений. Внимательно прочитайте каждое из них и оцените по 5-ти балльной шкале.
На специальном бланке напротив номера утверждения поставьте крестик или галочку в квадратик в колонке, соответствующей варианту Вашего ответа.
Выбирайте тот вариант ответа, который первым Вам придет в голову. Не пропускайте ни одного из предложенных утверждений. Старайтесь быть максимально правдивы, так как, стараясь представить себя в лучшем свете, Вы, на самом деле, ухудшаете результаты теста.
Здесь нет правильных и не правильных ответов».
3.Из статистических методов применялись коэффициент корреляции Пирсона.
2.2. Исследование и обсуждение его результатов
На базе Саратовского профессионально педагогического колледжа имени Ю.Г Гагарина, в период с 3 по 28 февраля 2010 года было проведено исследование, которое позволило выявить взаимосвязь самоотношения и агрессивности у студентов. Объектом исследования стали 40 юношей, в возрасте 18-20 лет, обучающиеся по специальности «Пожарная безопасность (МЧС)». Испытуемые отвечали на представленные вопросы методик: самоотношения В.В. Столина (Столин В.В., 1989) и опросник диагностики состояния агрессии (опросник Басса -Дарки).Были получены следующие данные представленные в таблицах 1, 2 (см. Приложение 1.)
Для
оценки статистически значимой корреляции
между двумя показателями самоотношения
и агрессивности подростков был
использован коэффициент
Были сформулированы нулевая и альтернативная статистические гипотезы: Н0: чем выше показатели самоотношения тем ниже уровень агрессивности, Н1: чем выше показатели самоотношения, тем выше уровень агрессивности.
Полученные данные были распределены в порядке возрастания в ранговой шкале, (см. Приложение №2) была подсчитана средне арифметическая по полученным показателям.
Решение:
Для выявления степени
Таким
образом, проведенное исследование
самоотношения и агрессивности
у студентов позволило сделать следующие
выводы: между уровнем сформировавшегося
самоотношением и агрессивностью в юношеском
возрасте существует непосредственная
связь т.е в зависимости от того как
индивид относится к себе он будет относиться
к окружающим его людям- одноклассники
(друзья), учителям и родителям, что в целом
может являться основаниям для принятия
основной гипотезы исследования, о наличии
статистически значимой связи между самоотношением
и агрессивностью у студентов. Можно сделать
следующий вывод: раз было доказано что
существует статистически значимая связь
между показателем самоотношения и уровнем
проявления агрессивности, чем выше одно
тем ниже другое, необходимо разработать
практические рекомендации по коррекции
уровня самоотношения, для того что бы
корректировать и снижать уровень агрессивного
поведения.
Заключение.
В данной работе была проведена огромная работа по выявлению основных характеристик понятий агрессия, агрессивность и самоотношение. Были установлены границы понятий агрессия и агрессивность: Под агрессивностью понимается - свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, таким образом, агрессия есть определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту, а агрессивность - это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.
Различие понятий агрессия и агрессивность ведет к важным следствиям. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:
Из форм враждебных реакций отмечаются:
Так же было охарактеризовано и определено понятие самоотношение.
Самоотношение — это термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному «Я». Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д.
Таким
образом, проведенное исследование
самоотношения и агрессивности у студентов
позволило сделать следующие выводы: между
уровнем сформировавшегося самоотношением
и агрессивностью в юношеском возрасте
существует непосредственная связь
т.е в зависимости от того как индивид
относится к себе он будет относиться
к окружающим его людям- одноклассники
(друзья), учителям и родителям, что в целом
может являться основаниям для принятия
основной гипотезы исследования, о наличии
статистически значимой связи между самоотношением
и агрессивностью у студентов. Можно сделать
следующий вывод: раз было доказано что
существует статистически значимая связь
между показателем самоотношения и уровнем
проявления агрессивности, чем выше одно
тем ниже другое, необходимо разработать
практические рекомендации по коррекции
уровня самоотношения, для того что бы
корректировать и снижать уровень агрессивного
поведения.
Приложение 1.
Табл. №1
№ | Самоотн | Агрессивн |
1 | 20 | 73 |
2 | 15 | 66 |
3 | 16 | 55 |
4 | 21 | 50 |
5 | 17 | 40 |
6 | 18 | 50 |
7 | 21 | 102 |
8 | 24 | 103 |
9 | 23 | 68 |
10 | 21 | 74 |
11 | 20 | 82 |
12 | 21 | 64 |
13 | 19 | 41 |
14 | 13 | 78 |
15 | 19 | 71 |
16 | 20 | 75 |
17 | 18 | 79 |
18 | 13 | 77 |
19 | 18 | 52 |
20 | 13 | 66 |
21 | 16 | 61 |
22 | 21 | 83 |
23 | 20 | 73 |
24 | 15 | 66 |
25 | 16 | 55 |
26 | 21 | 50 |
27 | 17 | 40 |
28 | 18 | 50 |
29 | 21 | 102 |
30 | 24 | 103 |
31 | 23 | 68 |
32 | 21 | 74 |
33 | 20 | 82 |
34 | 21 | 64 |
35 | 19 | 41 |
36 | 13 | 78 |
37 | 19 | 71 |
38 | 20 | 75 |
39 | 18 | 79 |
40 | 13 | 77 |
Информация о работе Взаимосвязь агрессивности и самоотношения личности у студентов