Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 20:56, курсовая работа
Цель исследования – исследование взаимосвязи самоотношения и агрессивность в юношеском возрасте, определение общих характеристик понятий самоотношения и агрессивность.
Введение 2с.
Глава 1. Теоретические предпосылки эмпирического исследования
взаимосвязи "самоотношение" и "агрессивность":
1. 1 Общая характеристика понятия «агрессия», «агрессивность»,
«агрессивное поведение». 5с.
1. 2 Общая характеристика и основные особенности
понятие «Самоотношение». 11с.
1. 3. Особенности проявления агрессивности и самоотношения
в юношеском возрасте 15с.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи "самоотношение" и "агрессивность" у студентов специальности «Пожарная безопасность (МЧС)»
2. 1 Обоснование выбора метода исследования 24с
2. 2 Исследование и обсуждение его результатов 27с.
Заключение 30с.
Список используемой литературы 33с.
Приложение №1-3 35.
В данной курсовой работе мы будем основываться на возрастную периодизацию, которая захватывает возрастные рамки юношеского 17–20 лет. Именно эти возрастные рамки, так или иначе, проявляются в концепциях следующих авторов: В.С. Мухиной, А.В. Мудрика и А.Е. Личко.
Хотя индивиды в данный возрастной период сталкиваются с одними и теми же проблемами, взрослеют они по-разному. Прежде всего, действует закон неравномерности созревания и развития. Эта неравномерность является одновременно межличностной (подростки созревают и развиваются в различном темпе, поэтому хронологические сверстники могут фактически находиться на разных стадиях своего индивидуального развития) и внутриличностной (гетерохронность физического, полового, умственного, социального и нравственного развития одного и того же индивида). В зависимости от индивидуально-типологических особенностей существуют принципиально разные типы развития. У одних людей юность – период «бури и натиска», протекающий бурно и кризисно, характеризующийся серьезными эмоциональными и поведенческими конфликтами с окружающими и самим собой. У других юность протекает плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но до некоторой степени пассивно; романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, им не свойственны; такие люди доставляют меньше всего хлопот воспитателям, но в их развитии механизмы приспособления могут блокировать формирование самостоятельности. Третий тип юности характеризуется быстрыми, скачкообразными изменениями, которые, однако, эффективно контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов; рано определив свои жизненные цели, такие юноши отличаются высоким уровнем самоконтроля, самодисциплины и потребности в достижении, они активно формируют собственную личность, но у них слабее развита интроспекция и эмоциональная жизнь.9
Многие юноши, склонны к уходу из напряженных, критических ситуаций, задумываются над реальной возможностью самоубийства. Некоторые просто играют с этой идеей, но кое-кто пытается осуществить ее на деле, причем по совершенно случайным и ничтожным, с взрослой точки зрения, поводам. Резкое чередование настроений, переход от беззаботной жизнерадостности к беспросветной хандре и «мировой скорби» вообще типично для этого возраста, требующего к себе повешенной чуткости, хотя сами юноши мало внимательны к взрослым.10
Юношеский
возраст по сравнению с подростковым
характеризуется большей
Самое характерное для юношества – это неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, собственно возрастная специфика, право на автономию от старших, сегодняшние проблемы взаимоотношений, отметок, различных мероприятий и т.п. С другой стороны, перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Такое сочетание внешних и внутренних факторов, или социальная ситуация развития, определяют и особенности развития личности в старшем школьном возрасте. Именно на основе новой социальной ситуации развития происходит коренное изменение в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций юношества, определяющее изменение и других его психологических особенностей. Таким образом, юношеский возраст выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью. К концу юношеского возраста молодой человек начинает реально овладевать защитными механизмами, которые не только позволяют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне. Рефлексия помогает предугадать возможное поведение другого и подготовить встречные действия, которые отодвинут без аппеляционное вторжение; занять такую внутреннюю позицию, которая может защитить больше, чем физическая сила. Причем общее эмоциональное самочувствие в этом возрасте становится более ровным, чем у подростков; как правило, нет резких аффективных вспышек, которые нередко возникали у подростков; нет также и скоропалительного суждения о людях, их качествах и чертах, таких необоснованно образующихся пристрастий, которые свойственны подростку. Но вместе с тем не надо себе представлять, что в годы юности развитие происходит спокойно, что в этот период не бывает внутренних конфликтов и противоречивых переживаний. То обстоятельство, что юноша испытывает большой прилив жизненных сил и стремление приложить свою энергию при недостаточном жизненном опыте и не всегда отчетливо осознаваемых конкретных жизненных целях на ближайшее время, приводит иногда к внутреннему недовольству и к метанию от одних целей к другим. Многое хочется узнать, пережить, испытать, многое надо проверить и хочется проявить себя. Все это выражается в переходах от намеченного плана самовоспитания к проявлениям мало регулируемого поведения, в переходах от серьезных, целеустремленных занятий к бездумному времяпрепровождению. Возможность таких внутренних переходов, неожиданного «бунта» против принятых норм поведения, правил общения, желание стать в оппозицию к принятому, недоверие к суждениям людей не исключены в этом возрасте. Это обстоятельство надо учитывать воспитателю, когда он сталкивается с непривычной, неожиданной эмоциональной реакцией юноши на те или другие факты и обстоятельства. Стремление как-то выделиться, проявить свою «оригинальность» может в ряде случаев принимать незрелые формы, превращаться в оригинальничание в манерах, в высказываемых мнениях. Но рядом с этой, часто наносной формой поведения появляется уже серьезный интерес к собственной личности, к своим достоинствам и недостаткам. Иногда это приводит студента к придирчивому рассмотрению того, в чем он хорош, в чем плох, превращается в подлинный анализ своих «слабостей». И это ведет не только к переживанию, часто глубокому, своих недостатков, но и к стремлению улучшить какие-то свои качества, переделать себя, заняться самовоспитанием.12
Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. Выбор внутренней позиции – весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной. Юность – период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др. В юности получает новое развитие механизм идентификации – обособления. Именно в юности обостряются способности к чувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сенситивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства. Идентификация уточняет сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее. В то же время именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку «сохранять свое лицо» на рациональном и эмоциональном уровне общения. Юноша несет в себе чувство личности и стремится предстать перед другими и самим собой как личность в ситуациях горячих молодежных споров и в ситуациях выбора линии поведения и совершаемого поступка. Юность, обретая потенциал личности, входящей впору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы дойти до понимания относительно любой независимости, для того чтобы ценить родственные связи и авторитет опыта старшего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудного сына, через трудные, непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси – теперь уже в качестве взрослого, способного идентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принять их как таковых. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не только независимость, но и понимание необходимости зависимости – ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.13
Методическое решение задачи формирования поведения старшеклассников составляет комплексное обеспечение целенаправленных всесторонних воспитательных воздействий на ум, чувства, волю, взгляды, убеждения и поступки, идеала, опыт, сознание и поведение, когда вербальные и практические воздействия органичны, когда общественный опыт поведения осознается и переживается, находит в индивидуальном опыте личности старшеклассника дальнейшее развитие.14
Таким образом, оптимизация процесса выработки поведения у старшеклассников достигается за счет совершенствования содержания, обеспечивающего единство моральных и волевых качеств личности, и методики учебно-трудовой деятельности как ведущего средства воспитания.
Самоотношение так же играет важную роль в профессиональной деятельности, его неадекватность уменьшает надежность работы в нестандартных условиях, во в внезапно возникшей сложной обстановке. Самоотношение во многом определяет формирование других профессионально важных качеств. Так, склонность к риску часто порождается неадекватно завышенной самооценкой.
Студенческий
возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева,
является сензитивным периодом для развития
основных социогенных потенций человека.
Высшее образование оказывает огромное
влияние на психику человека, развитие
его личности. За время обучения в вузе,
при наличии благоприятных условий у студентов
происходит развитие всех уровней психики.
Они определяют направленность ума человека,
т.е. формируют склад мышления, который
характеризует профессиональную направленность
личности. Для успешного обучения в вузе
необходим довольно высокий уровень общего
интеллектуального развития, в частности
восприятия, памяти, мышления, внимания,
уровня владения определенным кругом
логических операций.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи "самоотношение" и "агрессивность" у студентов специальности «Пожарная безопасность (МЧС)».
2. 1 Обоснование метода исследования.
В юношеском возрасте важную роль играет сформировавшийся уровень самоотношения т.к в он может повлиять на дальнейшее становление личности как в общем так и профессиональном плане. Так же исследователи отмечают существенную взаимосвязь самоотношения и агрессивности в этот возрастной период. Одна из наиболее успешных попыток построить модель строения самоотношения, исходя из иных теоретических оснований, была предпринята В.В. Столиным. На основе разработанных им представлений о личностном смысле "Я", как основной единицы анализа самосознания, было показано, что самоотношение не является ни следствием знания о себе, ни реакцией на определенные аспекты "образа Я". Наоборот, и знание о себе, и самоотношение - есть следствие одних и тех же общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности. И, лишь вторично, в феноменологически превращенных формах, отдельные самооценки могут восприниматься самим субъектом, как способные порождать его истинное отношение к себе.
Так как юношеский возраст характеризуется началом становления личности, формированием профессионально важных навыков и качеств и дальнейшим определение деятельность индивида, одной из проблем является определение взаимосвязи сформировавшегося уровня самоотношения и проявления агрессивности.
Гипотеза:
Уровень сформировавшегося, самоотношения
влияет на проявлением агрессивности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме связи самоотношения с проявлением агрессивности в юношеском возрасте, психодиагностика, методы математической статистики,
Методический инструментарий был представлен:
Полное название методики: Личностный опросник агрессивности Басса – Пери.
Сокращенное название методики: BPAQ
Тип методики: Опросниковая, стандартная.
Шкал: 4
Стимулов: 29
Вариантов ответа: 5
Направленность: сфера поведения
Время проведения: 10
Прототип: BPAQ
Автор-разработчик: Басс А., Пери.
Автор адаптации: Ениколопов.
Краткое описание: Методика предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций человека.
Информация о работе Взаимосвязь агрессивности и самоотношения личности у студентов