Взаимоотношения в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:24, реферат

Описание работы

Отношения в группах по мере их превращения в коллективы за кономерно изменяются. Сначала они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определённо относится друг к другу), затем могут становится конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. всё это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды,
составляющие группу, не могут измениться как личности.

Содержание

Введение
Теория взаимоотношения личность- коллектив
Основной принцип человеческого общения
Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
Проблема общности в социальной психологии.
Ïðîáëåìû ñîöèàëüíîé ïñèõîëîãèè.
Понятие единства развития личности и психики человека.
Понятие и структура малых групп в психологии.
Типы конфликтов и их характеристика.
Детский коллектив
Изучение межличностных отношений в военном коллективе и диагностика неуставного поведения военнослужащих.

Работа содержит 1 файл

Рефер.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

  другой стороны;  когда один из оппонентов прибегает  к нравс-

  твенно  осуждаемым  методам борьбы,  стремится психологически

  подавить партнёра,  дискредитируя и унижая его.  По характеру

  причин конфликты  делятся на объективные и субъективные. Пер-

  вые порождены  объективными причинами,вторые - субъективными.

Детский коллектив

 

     Развитый  детский  коллектив  представляет  собой необходимое

 условие самоутверждения  личности.  Ему присущи общность целей  и

 адекватность  мотивов  предметно-практической совместной  деятель-

 ности,  направленной на пользу  общества, забота об общем резуль-

 тате,  определенные организация  и характер общения, широкая  сис-

 тема коллективных связей.  Наиболее развитые формы взаимоотноше-

 ний  детей  создаются  в процессе целенаправленной  организации их

 социально-одобряемой деятельности:  учебной,  организационно-об-

 щественной,  трудовой, художественной, спортивной и др. При этом

 придание основным типам  деятельности детей определенной  целевой

 направленности, социальной значимости  позволяет не только форми-

 ровать отношения детей внутри  возрастных групп,  но и строить  их

 на единой основе.  Сочетание  взаимоответственности, с одной  сто-

 роны,  а с другой - необходимости проявления самостоятельности в

 организации и осуществления  просоциальной деятельности обеспечи-

 вает условия для развития  подлинной  самостоятельности.  Макси-

 мальное развитие  самодеятельности  детей выступает определяющим

 признаком развитого детского коллектива.

     Социально признаваемая  деятельность как средство формирова-

 ния детского коллектива  и определенных отношений его  членов  мо-

 жет быть реализована в  том случае,  если она соответствующим  об-

 разом организована.

     Это должна  быть такая организация, при  которой:

     а) дети  разных возрастов выполняют отдельные  части общей за-

 дачи, т.е. осуществляется  возрастное разделение;

     б) значимые  цели  этой деятельности имеют  как общественный,

 так и личностный  смысл;

     в) обеспечивается  равноправная, инициативно-творческая  пози-

 ция  каждого  ребенка (от планирования дел  до оценки ее результа-

 тов);

     г) осуществляется  непрерывность и усложнение совместной  дея-

 тельности, причем  не только в плане собственно деятельности, но,

 главное,  с позиции  ее активного участника, действующего  вначале

 для "контактного"  коллектива,потом для общешкольного,а  затем для

 района, города, общества;

     д) деятельность  эта направлена на благо   другим  людям,  об-

 ществу.  Именно  в развитых формах социально одобряемой деятель-

 ности формируется  умение  ребенка  учитывать   интересы,  позицию

 другого  человека  и соответственно этому ориентироваться  в своем

 поведении.

     Как инструмент  воспитаний  детский  коллектив   организуется

 взрослым.  При этом  важное значение приобретает  вопрос о соотно-

 шении:  1) потребности  детей в общении и 2) задач,  поставленных

 перед этим коллективом.  Практически в любом организованном  детс-

 ком объединении  реально существует определенное  сочетание данных

 двух факторов.  Однако наиболее широкие возможности   их  взаимо-

 действия создаются  в условиях сформированного детского  коллекти-

 ва.  Активно включая  детей в решение социально  важных задач, та-

 кой коллектив обеспечивает  многообразные формы общения, обуслов-

 ливает возможности  развития индивида как личности. Психолого-пе-

 дагогическая  задача  при этом заключается в том,  чтобы детский

 коллектив не воспринимался  лишь как форма целесообразности, что-

 бы в глазах детей  воспитательная функция коллектива отступала на

 второй план перед  его социально  полезной  функцией.  Иначе  его

 воспитательное воздействие  нивелируется,  заменяясь влиянием  так

 называемых неофициальных,  неформальных детских объединений.

 

     Детский  коллектив,  существующий в современной общеобразова-

 тельной школе представляет  собой многоплановую  систему,  внутри

 которой дети могут  быть членами объединений, разных  по характеру

 и длительности  существования.

     Важную  роль играет характер взаимоотношений,  которые склады-

 ваются между   детьми  в изменяющейся структуре  постоянных и вре-

 менных объединений,  что проводит всех школьников  через положение

 руководителей и  исполнителей,  формируя умения  командовать това-

 рищами и подчиняться  товарищу,  создавая развернутую сеть разно-

 образных связей, отношений.

     Особое  место в креплении межколлективных  связей занимает це-

 ленаправленное создание  временных объединений, позволяющих  орга-

 низовать деятельность  детей в небольших группах,  которым поруча-

 ется выполнение  кратковременных дел. Психологическое своеобразие

 этих групп состоит  в том, что школьник в таком  объединении, нас-

 читывающем обычно  всего несколько детей, постоянно  находится под

 воздействием общественного  мнения товарищей и не может  уклонить-

 ся от  принятых норм поведения.  Кроме того детям легче осущест-

 влять самостоятельное  руководство небольшим числом  сверстников.

 Но главное состоит  в том,  что только в небольших  группах каждый

 ребенок может   определить  для себя такое  положение в совместной

 работе,  при котором  он способен приложить все  свои знания, силы

 и способности,  т.е.  возникает возможность для  каждого выделить

 свою роль в общей  деятельности,  в наибольшей степени  адекватную

 его индивидуальным  склонностям.

     К числу   важных  моментов  в организации детского коллектива

 относится  разновозрастное   построение  контактных   объединений

 школьников. Разновозрастный  состав детских коллективов нивелиру-

 ет обычно существующую  в объединении сверстников тенденцию  замы-

 каться в кругу групповых интересов.  Ребенок испытывает  влияние

 каждой такой группы  и, занимая в ней определенное  место, в то же

 время сам воздействует  на  окружающих,  оптимизируя   собственное

 развитие.

     Но этот  путь реализуется лишь в многоплановой  системе детс-

 кого коллектива  школы в целом,  где в сложных  структурных связях

 находятся контактные  коллективы,  разные по длительности  сущест-

 вования, объему  и содержанию деятельности.

 В общешкольном  коллективе складывается совершенно  особая  психо-

 логическая ситуация.  Наличие для детей разных возрастов и заня-

 тых разными видами  деятельности  общих  интересов:  общешкольные

 

 дела,  взаимоотношения  классов, групп, бригад, штабов, кружков  -

 создает возможности  для установления  между  детьми  развернутых

 типов отношений.

     В частности   общешкольный  коллектив  обеспечивает  единство,

 дружбу, товарищество  старших и младших школьников.

     Ежегодно  обновляясь,  общешкольный коллектив  сохраняет в  то

 же время свои  законы,  обычаи, традиции и требования. В этом от-

 ношении он является  постоянно действующей силой,  помогающей соз-

 давать, стабилизировать,  развивать интересы контактных  коллекти-

 вов. Чем больше  выражены коллективные начала  в общешкольном кол-

 лективе,  тем   прочнее спаяны контактные объединения детей;  чем

 значимее,  обширнее  общая цель, зримее ее общественный  характер,

 тем  прочнее  связи всех детских коллективов  в их общей иерархии.

 Целенаправленная  организация разветвленного детского  коллектива

 обеспечивает наиболее  благоприятные психологические условия фор-

 мирования коллективистских  качеств личности каждого ребенка.

     Коллективизм  составляет  одно из определяющих  отношений лич-

 ности в ее конкретной  деятельности - творческое отношение  к  об-

 щественной делу,  выражая потребность в деле, необходимом другим

 людям. Такую потребность  нельзя сформировать в замкнутом  коллек-

 тиве, акцентированном   лишь на достижении своих целей,  что таит

 опасность развития  групповщины.  Нередко дети,  проявляя  внутри

 своего коллектива  отношения товарищества,  взаимопомощи, ответс-

 твенности, не демонстрируют  качеств коллективиста  за  пределами

 своего коллектива.

     Итак, формирование  личности  человека-коллективиста   требует

 организации системы  многопланового детского коллектива, системы,

 а не конгломерата  классов, групп, кружков, бригад  и пр. При этом

 важно направленное  включение каждого ребенка в  развернутую соци-

 ально одобряемую  деятельность в системе именно  такого специально

 заданного многопланового  коллектива  при  соподчиненности целей

 каждого конкретного  коллектива решению общих социально   значимых

 задач. Необходимо  подчеркнуть,  что воспитание  детей в коллекти-

 ве, основу которого  составляет система просоциальной  деятельнос-

 ти - это не один  из ряда важных воспитательных принципов, а осо-

 бый, качественно  своеобразный подход  к  формированию  растущего

 человека как личности.

 

 

Изучение межличностных  отношений в военном коллективе  и  диагностика неуставного поведения  военнослужащих.

 

     Целью диагностики  неуставного  поведения  является  профилактика,

ограничения, предупреждения моральных и физических оскорблений 

личности военнослужащего,  в интересах создания здоровой нравственной атмосферы в воинских коллективах.Индивидуальность воина, ее естественнонаучные основы, социальнаяприрода и проявления в повседневной жизни - предмет  особого  интереса для  каждого командира.  Социальные качества человека обнаруживаются в его личности, которая связывает воедино различные психические процессы индивида и сообщает его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

   Значительными  возможностями  по  сравнению   с остальными методами диагностики  располагает социометрия - совокупность  приемов и  средств, используемых  для изучения групповой динамики (авторитетность,  лидерство,  сплоченность и т.п.). Анализируя социограммы, делается вывод о наличии микрогрупп,  дружественных связей и антипатий между солдатами.

     Ранняя  диагностика  конфликтов во  взаимоотношениях между военнослужащими  довольно сложное и многотрудное  дело. Но оно перспективно при условии отлаженной организации управления процессами,  происходящими в воинском коллективе.

 

 

 профилактика  неуставных  взаимоотношений.

 

Первыми офицерами, которые  встречают призывника, являются офицеры

военных комиссариатов.  Их основная задача заключается в активном формировании у призывников коллективистских качеств, правильном представлении об  уставном  порядке в воинских коллективах,  профилактической воспитательной работе среди юношей, склонных к негативным образцам поведения.

     По прибытию  в часть главное внимание должно  уделяться правильному формированию  у воинов первичных навыков  в выполнении служебных обязанностей.  В первые дни необходимо изучить  требования законов и воинских  уставов  о  взаимоотношениях  в воинских коллективах,  разъяснить,  как вести себя в тех случаях, когда кто-либо из сослуживцев посягает на их достоинство. 

     Показательным  примером  необходимости  опеки  молодых воинов в начальный  этап их службы может  послужить   случай,  произошедший  в

в/ч 73420 г.Волжского,  где я начинал службу. Прибывшее молодое попол

нение разместили в клубе  для распределения по подразделениям. По чьей

то халатности  там  не осталось ни одного офицера и  уже через несколько

минут старослужащие  выносили из клуба отобранные у молодежи

 

 продукты, вещи, гражданскую   одежду.  Злоумышленников удалось 

остановить.  Очень  неуютно чувствовали они себя перед строем части,  когда пришлось возвращать отобранное законным владельцам.  Этот случай  оказал   огромное воспитательное воздействие и на молодых воинов,  и  на  старослущащих. Первые укрепились в вере в стремлении командиров к социальной справедливости, вторых,  по крайней мере, в течении нескольких дней не было и видно около клуба части.

!!!

     Командиру  важно иметь в виду, что в начале службы у воинов актив-

но  складываются  межличностные  связи.  В интересах воспитания дружбы между  воинами  различных  национальностей  целесообразно   равномерно укомплектовывать  все  подразделения  солдатами и сержантами различных национальностей.  Необходимо анализировать, кто из земляков уже служит в данной части, на чем складываются их контакты. Офицеры должны сосредоточить свои усилия на работе в микрогруппах, складывающихся на основе землячества, национальности.

    С первых  дней службы необходимо выявлять людей склонных к  недисциплинированности,  неисполнительности, пререканиям, "лидеров" с отрицательной направленностью.  Для них  наиболее  характерны  жестокость,  эгоизм,  бездуховность, стремление подчинить себе людей, получить привелегии.В целях обеспечения своего влияния они чаще  всего  используют насилие или угрозу его применения.  Обычно "лидер" обладает ложным авторитетом "бывалого парня", "спортсмена", "знатока современной музыки" и  т.п.  В  его поведении ярко проявляется развязность,  заносчивость, грубость,  высокомерие, самоуверенность.В выявлении подобных "лидеров"используют индивидуальные и групповые беседы с военнослужащими различных периодов службы и национальностей,  постоянное наблюдение за поведением  воинов,  анализ их взаимоотношений.  К группе риска относятся,

Информация о работе Взаимоотношения в коллективе