Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:24, реферат
Отношения в группах по мере их превращения в коллективы за кономерно изменяются. Сначала они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определённо относится друг к другу), затем могут становится конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. всё это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды,
составляющие группу, не могут измениться как личности.
Введение
Теория взаимоотношения личность- коллектив
Основной принцип человеческого общения
Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
Проблема общности в социальной психологии.
Ïðîáëåìû ñîöèàëüíîé ïñèõîëîãèè.
Понятие единства развития личности и психики человека.
Понятие и структура малых групп в психологии.
Типы конфликтов и их характеристика.
Детский коллектив
Изучение межличностных отношений в военном коллективе и диагностика неуставного поведения военнослужащих.
другой стороны;
когда один из оппонентов
твенно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически
подавить партнёра, дискредитируя и унижая его. По характеру
причин конфликты
делятся на объективные и
вые порождены объективными причинами,вторые - субъективными.
Развитый
детский коллектив
условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и
адекватность мотивов
предметно-практической
ности, направленной на пользу общества, забота об общем резуль-
тате, определенные организация и характер общения, широкая сис-
тема коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотноше-
ний детей создаются в процессе целенаправленной организации их
социально-одобряемой
щественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом
придание основным типам деятельности детей определенной целевой
направленности, социальной значимости позволяет не только форми-
ровать отношения детей
на единой основе. Сочетание
взаимоответственности, с
роны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в
организации и осуществления
просоциальной деятельности
вает условия для развития подлинной самостоятельности. Макси-
мальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим
признаком развитого детского коллектива.
Социально признаваемая
деятельность как средство
ния детского коллектива и определенных отношений его членов мо-
жет быть реализована в том случае, если она соответствующим об-
разом организована.
Это должна быть такая организация, при которой:
а) дети
разных возрастов выполняют
дачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;
б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный,
так и личностный смысл;
в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая пози-
ция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результа-
тов);
г) осуществляется
непрерывность и усложнение
тельности, причем не только в плане собственно деятельности, но,
главное, с позиции
ее активного участника,
для "контактного"
коллектива,потом для
района, города, общества;
д) деятельность эта направлена на благо другим людям, об-
ществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятель-
ности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию
другого человека
и соответственно этому
поведении.
Как инструмент воспитаний детский коллектив организуется
взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотно-
шении: 1) потребности детей в общении и 2) задач, поставленных
перед этим коллективом.
Практически в любом
ком объединении
реально существует
двух факторов.
Однако наиболее широкие
действия создаются
в условиях сформированного
ва. Активно включая детей в решение социально важных задач, та-
кой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обуслов-
ливает возможности
развития индивида как
дагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский
коллектив не воспринимался
лишь как форма
бы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на
второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его
воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так
называемых неофициальных,
неформальных детских
Детский коллектив, существующий в современной общеобразова-
тельной школе представляет собой многоплановую систему, внутри
которой дети могут
быть членами объединений,
и длительности существования.
Важную
роль играет характер
ваются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и вре-
менных объединений, что проводит всех школьников через положение
руководителей и исполнителей, формируя умения командовать това-
рищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разно-
образных связей, отношений.
Особое
место в креплении
ленаправленное создание
временных объединений,
низовать деятельность детей в небольших группах, которым поруча-
ется выполнение кратковременных дел. Психологическое своеобразие
этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, нас-
читывающем обычно
всего несколько детей,
воздействием общественного мнения товарищей и не может уклонить-
ся от принятых норм поведения. Кроме того детям легче осущест-
влять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников.
Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый
ребенок может определить для себя такое положение в совместной
работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы
и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить
свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную
его индивидуальным склонностям.
К числу важных моментов в организации детского коллектива
относится разновозрастное построение контактных объединений
школьников. Разновозрастный
состав детских коллективов
ет обычно существующую
в объединении сверстников
каться в кругу групповых интересов. Ребенок испытывает влияние
каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же
время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное
развитие.
Но этот
путь реализуется лишь в
кого коллектива школы в целом, где в сложных структурных связях
находятся контактные коллективы, разные по длительности сущест-
вования, объему и содержанию деятельности.
В общешкольном
коллективе складывается
логическая ситуация. Наличие для детей разных возрастов и заня-
тых разными видами деятельности общих интересов: общешкольные
дела, взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков -
создает возможности для установления между детьми развернутых
типов отношений.
В частности общешкольный коллектив обеспечивает единство,
дружбу, товарищество старших и младших школьников.
Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то
же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом от-
ношении он является постоянно действующей силой, помогающей соз-
давать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллекти-
вов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном кол-
лективе, тем
прочнее спаяны контактные объе
значимее, обширнее общая цель, зримее ее общественный характер,
тем прочнее
связи всех детских
Целенаправленная
организация разветвленного
обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия фор-
мирования коллективистских
качеств личности каждого
Коллективизм составляет одно из определяющих отношений лич-
ности в ее конкретной деятельности - творческое отношение к об-
щественной делу, выражая потребность в деле, необходимом другим
людям. Такую потребность
нельзя сформировать в
тиве, акцентированном
лишь на достижении своих
опасность развития групповщины. Нередко дети, проявляя внутри
своего коллектива отношения товарищества, взаимопомощи, ответс-
твенности, не демонстрируют качеств коллективиста за пределами
своего коллектива.
Итак, формирование личности человека-коллективиста требует
организации системы
многопланового детского
а не конгломерата
классов, групп, кружков,
важно направленное включение каждого ребенка в развернутую соци-
ально одобряемую деятельность в системе именно такого специально
заданного многопланового коллектива при соподчиненности целей
каждого конкретного
коллектива решению общих
задач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллекти-
ве, основу которого
составляет система
ти - это не один
из ряда важных воспитательных
бый, качественно своеобразный подход к формированию растущего
человека как личности.
Целью диагностики неуставного поведения является профилактика,
ограничения, предупреждения моральных и физических оскорблений
личности военнослужащего, в интересах создания здоровой нравственной атмосферы в воинских коллективах.Индивидуальность воина, ее естественнонаучные основы, социальнаяприрода и проявления в повседневной жизни - предмет особого интереса для каждого командира. Социальные качества человека обнаруживаются в его личности, которая связывает воедино различные психические процессы индивида и сообщает его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Значительными
возможностями по сравнению
с остальными методами
Ранняя
диагностика конфликтов во
взаимоотношениях между
профилактика неуставных взаимоотношений.
Первыми офицерами, которые встречают призывника, являются офицеры
военных комиссариатов. Их основная задача заключается в активном формировании у призывников коллективистских качеств, правильном представлении об уставном порядке в воинских коллективах, профилактической воспитательной работе среди юношей, склонных к негативным образцам поведения.
По прибытию
в часть главное внимание
Показательным
примером необходимости опеки
молодых воинов в начальный
этап их службы может
в/ч 73420 г.Волжского, где я начинал службу. Прибывшее молодое попол
нение разместили в клубе для распределения по подразделениям. По чьей
то халатности там не осталось ни одного офицера и уже через несколько
минут старослужащие выносили из клуба отобранные у молодежи
продукты, вещи, гражданскую одежду. Злоумышленников удалось
остановить. Очень неуютно чувствовали они себя перед строем части, когда пришлось возвращать отобранное законным владельцам. Этот случай оказал огромное воспитательное воздействие и на молодых воинов, и на старослущащих. Первые укрепились в вере в стремлении командиров к социальной справедливости, вторых, по крайней мере, в течении нескольких дней не было и видно около клуба части.
!!!
Командиру важно иметь в виду, что в начале службы у воинов актив-
но складываются межличностные связи. В интересах воспитания дружбы между воинами различных национальностей целесообразно равномерно укомплектовывать все подразделения солдатами и сержантами различных национальностей. Необходимо анализировать, кто из земляков уже служит в данной части, на чем складываются их контакты. Офицеры должны сосредоточить свои усилия на работе в микрогруппах, складывающихся на основе землячества, национальности.
С первых дней службы необходимо выявлять людей склонных к недисциплинированности, неисполнительности, пререканиям, "лидеров" с отрицательной направленностью. Для них наиболее характерны жестокость, эгоизм, бездуховность, стремление подчинить себе людей, получить привелегии.В целях обеспечения своего влияния они чаще всего используют насилие или угрозу его применения. Обычно "лидер" обладает ложным авторитетом "бывалого парня", "спортсмена", "знатока современной музыки" и т.п. В его поведении ярко проявляется развязность, заносчивость, грубость, высокомерие, самоуверенность.В выявлении подобных "лидеров"используют индивидуальные и групповые беседы с военнослужащими различных периодов службы и национальностей, постоянное наблюдение за поведением воинов, анализ их взаимоотношений. К группе риска относятся,