Взаимоотношения в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:24, реферат

Описание работы

Отношения в группах по мере их превращения в коллективы за кономерно изменяются. Сначала они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определённо относится друг к другу), затем могут становится конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. всё это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды,
составляющие группу, не могут измениться как личности.

Содержание

Введение
Теория взаимоотношения личность- коллектив
Основной принцип человеческого общения
Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
Проблема общности в социальной психологии.
Ïðîáëåìû ñîöèàëüíîé ïñèõîëîãèè.
Понятие единства развития личности и психики человека.
Понятие и структура малых групп в психологии.
Типы конфликтов и их характеристика.
Детский коллектив
Изучение межличностных отношений в военном коллективе и диагностика неуставного поведения военнослужащих.

Работа содержит 1 файл

Рефер.doc

— 92.00 Кб (Скачать)


 

Московский государственный  университет им. М.В.Ломоносова

Филиал МГУ в г. Севастополе

Кафедра журналистики

 

 

 

 

РЕФЕРАТ                         по психологии

на тему: «Взаимоотношения в коллективе»

 

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Пономарева Юлия

        Студентка группы ж-303

 Преподаватель: Дьяков С.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Севастополь

2012 г

 

Оглавление

 

  1. Введение
  1. Теория взаимоотношения личность- коллектив

    1. Основной принцип человеческого общения
    2. Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
    3. Проблема общности в социальной психологии.
    4. Ïðîáëåìû ñîöèàëüíîé ïñèõîëîãèè.
    5. Понятие  единства  развития личности и психики человека.
    6. Понятие и структура малых групп в психологии.
    7. Типы конфликтов и их характеристика.

 

  1. Детский коллектив
  1. Изучение межличностных отношений в военном коллективе  и  диагностика неуставного поведения военнослужащих.

    1. Пðîôèëàêòèêà íåóñòàâíûõ  âçàèìîîòíîøåíèé.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория взаимоотношения  личность- коллектив

 

Основной  принцип человеческого общения

 

  Отношения в группах по мере их превращения в коллективы  за

  кономерно  изменяются.  Сначала они бывают относительно  без-

  различными (люди,  не знающие или слабо знающие  друг  друга,

  не  могут  определённо  относится друг к другу),  затем  могут

  становится конфликтными,  а при благоприятных условиях прев-

  ращаться  в   коллективистские.  всё это обычно  происходит за

  сравнительно короткое  время,  в течение  которого  индивиды,

  составляющие  группу,  не  могут измениться как личности.  У

  каждого человека  есть  свои  положительные и отрицательные

  черты, свои особые  достоинства и недостатки. То, какой  своей

  стороной,  положительной  или отрицательной,  он выступит  во

  взаимоотношениях  с людьми,  зависит от этих  людей и социаль-

  ного окружения,  от особенностей группы, в которую он включён

  в  данный момент  времени.

Согласно  интеракционистской теории личность, будучи внутренне

  относительно устойчивой  в своих  базовых  свойствах,  внешне

  может  проявлять  себя по-разному в зависимости  от складываю-

  щихся обстоятельств.  Замечена закономерность:  чем ближе по

  уровню  своего  развития группа находится к  коллективу,  тем

  более благоприятные  условия она создаёт для проявления  луч-

  ших  сторон  в личности и торможения того,что  в ней есть худ-

  шего.И напротив,чем дальше группа по уровню своего развития

  отличается  от  коллектива и чем ближе она  находится к корпо-

  рации, тем большие  возможности она предоставляет  для прояв-

  ления в системе  взаимоотношений худших сторон  личности с од-

  новременным торможением лучших личностных устремлений.

 

Личность  и группа. Проблема взаимоотношений.

 

   В самом общем  виде развитие личности можно  представить  как

  процесс её вхождения  в новую социальную среду и  интеграции в

  ней.  Этапы развития  личности в относительно стабильной общ-

  ности называются  фазами развития личности:  1. _Фаза становле-

   _ния личности. .  Предполагает активное усвоение действующих в

  общности  норм  и овладение соответствующими  формами и средс-

  твами деятельности.  Принеся с собой в новую группу всё, что

  составляет  его  индивидуальность,  субъект не  может осущест-

  вить потребность  проявить себя как личность  раньше,  чем ос-

  воит действующие  в группе нормы(нравственные,  учебные, про-

  изводственные) и  овладеет теми приёмами  и   средствами  дея-

  тельности, которыми  владеют другие члены группы. 2. Порожда-

  ется обостряющимися  противоречиями между достигнутым  резуль-

  татом адаптации  - тем,  что субъект стал таким,  "как все" в

  группе и не  удовлетворяемой на первом этапе  потребностью ин-

  дивида в максимальной  персонализации. На этой фазе  нарастает

  поиск средств  и способов для обозначения  своей  индивидуаль-

  ности,  её фиксации.  3.Детерминируется противоречиями  между

  сложившимися на  предидущей фазе  стремлением   субъекта  быть

  идеально представленным  в других своими особенностями  и зна-

  чимыми для него  отличиями - с одной стороны,  и потребностью

  общности принять,  одобрить и культивировать лишь  те демонс-

  трируемые им индивидуальные  особенности,  которые ей импони-

  руют,  соответствуют  её ценностям,  стандартам, способствуют

  успеху совместной  деятельности с другой стороны.

 

Проблема  общности в социальной психологии.

 

    Для индивида,  входящего в группу, осознание  того, принад-

  лежности к ней  осуществляется прежде  всего  через  принятие

  этих  характеристик,  т.есть через осознание факта  некоторой

  психической общности  с  другими  членами  данной  социальной

  группы.  Можно  сказать,  что "граница" группы  воспринимается

  как граница этой  психической общности.  Главной чисто психо-

  логической характеристикой  группы является наличие так  назы-

  ваемого "мы-чувства".  Это означает, что универсальным  прин-

  ципом  психического  оформления общности является  различение

  для индивидов,  входящих в  группу, некоторого  образования

  "мы",  в отличие  от другого образования "они".  "Мы-чувство"

  выражает потребность   отдифференцировать  одну  общность  от

  другой и является  своеобразным индикатором осознания  принад-

  лежности к некоторой  группе.  Специфика социально-психологи-

  ческого анализа  группы именно здесь и проявляется:  рассмат-

  риваются выделенные  средствами социологии реальные  социаль-

  ные группы, но  в них, далее, определяются  те их черты, кото-

  рые в совокупности  делают группу психологической  общностью,

  т.есть  позволяют   каждому  её члену идентифицировать  себя с

  группой.

Проблемы  социальной психологии.

 

   Социальная психология  пользуется определением личности, ко-

  торое даёт общая  психология, выясняет, каким образом,  т.есть

  прежде всего в каких конкретных группах,  личность,  с одной

  стороны,  усваивает  социальные влияния и,  с другой  стороны,

  каким образом,  в каких конкретных группах  она реализует свою

  социальную сущность. Отличие такого подхода от  социологичес-

  кого  заключается  в  том,  что она выявляет,  каким образом

  сформировались эти  социально-типические черты,  почему  в од-

  них  условиях  формирования личности они проявились  в полной

  мере, а в других  возникли какие-то иные социально-типические

  черты  вопреки  принадлежности личности к определённой соци-

  альной группе.  В большей мере, чем в социологическом  подхо-

  де,  здесь принимаются  в расчёт такие регуляторы  поведения и

  деятельности личности, как вся система межличностных  отноше-

  ний,  внутри которой наряду с их деятельностной опосредован-

  ностью изучается  и их эмоциональная регуляция.  От общепсихо-

  логического отличается  тем,  что социальная психология  расс-

  матривает поведение  и  деятельность  "социально-детерминиро-

  ванной  личности"  в конкретных реальных социальных группах,

  индивидуальный вклад  каждой личности в деятельность  группы,

  причины,  от  которых   зависит величина этого вклада  в общую

  деятельность. Для  социальной психологии главным  ориентиром в

  исследовании  личности  является  взаимоотношение личности с

  группой.

 

Понятие  единства  развития личности и психики  человека.

 

   В жизни конкретного  человенка как индивида,  как  отдельного

  представителя   человеческой  общности его личность  и психика

  представлены в  неразрывном единстве. Индивид обладает психи-

  кой,  но в то  же время индивид выступает  как личность, явля-

  ясь субъектом  межчеловеческих, общественных по  своей природе

  отношений. Детерминантой  развития личности является деятель-

  ностно-опосредствованный тип взаимоотношений,  которые скла-

  дываются  у   человека  с  наиболее  значимой  для него груп-

  пой(группами) в этот  период.  Эти взаимоотношения   опосредс-

  твуются содержанием  и характером деятельностей,  которые за-

  даёт эта референтная  группа, и общения, которое в ней скла-

  дывается.  Исходя  из этого можно сделать вывод,  что развитие

  группы выступает  как фактор развития личности  в  группе.  В

  соответствии  с  концепцией персонализации индивид  характери-

  зуется потребностью  быть личностью,  т.е.  оказаться и оста-

  ваться  в  максимальной  степени представленным значимыми  для

  него качествами  в жизнедеятельности других  людей,  осущест-

  влять своею деятельностью  преобразования их смысловой  сферы,

  и способностью  быть личностью,  т.е. совокупностью индивиду-

  альных особенностей  и средств, позволяющих совершать  деяния,

  обеспечивающие удовлетворение  потребности  быть  личностью.

 

 

 Понятие и  структура малых групп в психологии.

 

   Малая группа  - это немногочисленные по составу  объединения

  людей,  члены которого  имеют общую цель и находятся   друг  с

  другом в непосредственных  личных контактах. Малую группу  ха-

  рактеризует психологическая  и поведенческая общность её  чле-

  нов,  которая   выделяет и обособляет её,  придаёт её относи-

  тельную социально-психологическую  автономию, отличает данную

  группу от остальных.  Малые группы могут быть разными  по ко-

  личественному составу:  от 2-3 до 30-40 человек;  различными

  по структуре отношений,  существующих между их членами;  нео-

  динаковыми по индивидуальному составу,  характеру ценностей,

  норм и правил,  которых придерживаются их члены,  межличност-

  ным отношениям,  целям и содержанию деятельности.  Условными

  или  номинальными  называются группы,  которые объединяют  лю-

  дей,  не входящих в состав ни одной малой группы. В противо-

  положность  им  выделяются реальные группы.  Они представляют

  собой действительно   существующие  объединения  людей,  пол-

  ностью  отвечающие  определению малой группы.  Естественными

  называют такие группы,  которые складываются сами  по  себе,

  независимо от  желания экспериментатора.  Они  возникают и су-

  ществуют исходя  из потребностей общества  или   включённых  в

  эти  группы  людей.  Естественные группы бывают  формальными и

  неформальными.Формальные создаются и существуют лишь в  рам-

  ках официально  признанных организаций.Также все  естественные

  группы можно разделить   на  слаборазви  тые  и   высокоразви-

  тые.Слаборазвитые   малые  группы характеризуются  тем,  что в

  них нет достаточной психологической общности,налаженных  де-

  ловых и личных  отношений,  сложившейся структуры  взаимодейс-

  твия,чёткого распределения   обязанностей,приз  нанных  лиде-

  ров,эффективной              совместной              работы.

 

Типы конфликтов и их характеристика.

 

   По направленности  конфликты  делятся  на "горизонтальные",

  "вертикальные" и "смешанные".  К "горизонтальным"  относятся

  такие конфликты,  в которых не задействованы  лица, находящие-

  ся в подчинении  друг другу.  К "вертикальным" конфликтам от-

  носятся те из  них,  в которых участвуют лица,  находящиеся в

  подчинении один  у другого. В смешанных конфликтах  предчстав-

  лены  и  "вертикальные" и "горизонтальные" составляющие.  По

  значению для организации  конфликты делятся на конструктивные

  и деструктивные.  Конструктивным конфликт бывает  тогда, когда

  оппоненты не выходят  за рамки этических норм,  деловых  отно-

  шений и разумных  аргументов.  Неконструктивный конфликт  воз-

  никает в двух  случаях:  когда одна из сторон  упорно и жестко

  настаивает  на  своей позиции и не желает  учитывать интересы

Информация о работе Взаимоотношения в коллективе