Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:24, реферат
Отношения в группах по мере их превращения в коллективы за кономерно изменяются. Сначала они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определённо относится друг к другу), затем могут становится конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. всё это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды,
составляющие группу, не могут измениться как личности.
Введение
Теория взаимоотношения личность- коллектив
Основной принцип человеческого общения
Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
Проблема общности в социальной психологии.
Ïðîáëåìû ñîöèàëüíîé ïñèõîëîãèè.
Понятие единства развития личности и психики человека.
Понятие и структура малых групп в психологии.
Типы конфликтов и их характеристика.
Детский коллектив
Изучение межличностных отношений в военном коллективе и диагностика неуставного поведения военнослужащих.
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Филиал МГУ в г. Севастополе
Кафедра журналистики
РЕФЕРАТ
на тему: «Взаимоотношения в коллективе»
Выполнила: Пономарева Юлия
Студентка группы ж-303
Преподаватель: Дьяков С.И.
г. Севастополь
2012 г
Основной принцип человеческого общения
Отношения в группах по мере их превращения в коллективы за
кономерно изменяются.
Сначала они бывают
различными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга,
не могут определённо относится друг к другу), затем могут
становится конфликтными, а при благоприятных условиях прев-
ращаться в коллективистские. всё это обычно происходит за
сравнительно короткое время, в течение которого индивиды,
составляющие группу,
не могут измениться как личности.
каждого человека есть свои положительные и отрицательные
черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой своей
стороной, положительной или отрицательной, он выступит во
взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социаль-
ного окружения, от особенностей группы, в которую он включён
в данный момент времени.
Согласно интеракционистской теории личность, будучи внутренне
относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне
может проявлять себя по-разному в зависимости от складываю-
щихся обстоятельств. Замечена закономерность: чем ближе по
уровню своего развития группа находится к коллективу, тем
более благоприятные
условия она создаёт для
ших сторон
в личности и торможения того,
шего.И напротив,чем дальше группа по уровню своего развития
отличается от коллектива и чем ближе она находится к корпо-
рации, тем большие возможности она предоставляет для прояв-
ления в системе взаимоотношений худших сторон личности с од-
новременным торможением лучших личностных устремлений.
Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
В самом общем виде развитие личности можно представить как
процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в
ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общ-
ности называются фазами развития личности: 1. _Фаза становле-
_ния личности. . Предполагает активное усвоение действующих в
общности норм и овладение соответствующими формами и средс-
твами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что
составляет его индивидуальность, субъект не может осущест-
вить потребность проявить себя как личность раньше, чем ос-
воит действующие в группе нормы(нравственные, учебные, про-
изводственные) и овладеет теми приёмами и средствами дея-
тельности, которыми владеют другие члены группы. 2. Порожда-
ется обостряющимися
противоречиями между
татом адаптации - тем, что субъект стал таким, "как все" в
группе и не
удовлетворяемой на первом
дивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает
поиск средств и способов для обозначения своей индивидуаль-
ности, её фиксации.
3.Детерминируется
сложившимися на предидущей фазе стремлением субъекта быть
идеально представленным в других своими особенностями и зна-
чимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью
общности принять,
одобрить и культивировать
трируемые им индивидуальные особенности, которые ей импони-
руют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют
успеху совместной деятельности с другой стороны.
Проблема общности в социальной психологии.
Для индивида, входящего в группу, осознание того, принад-
лежности к ней осуществляется прежде всего через принятие
этих характеристик, т.есть через осознание факта некоторой
психической общности с другими членами данной социальной
группы. Можно сказать, что "граница" группы воспринимается
как граница этой психической общности. Главной чисто психо-
логической характеристикой группы является наличие так назы-
ваемого "мы-чувства". Это означает, что универсальным прин-
ципом психического оформления общности является различение
для индивидов, входящих в группу, некоторого образования
"мы", в отличие от другого образования "они". "Мы-чувство"
выражает потребность отдифференцировать одну общность от
другой и является
своеобразным индикатором
лежности к некоторой группе. Специфика социально-психологи-
ческого анализа
группы именно здесь и
риваются выделенные
средствами социологии
ные группы, но в них, далее, определяются те их черты, кото-
рые в совокупности делают группу психологической общностью,
т.есть позволяют
каждому её члену
группой.
Проблемы социальной психологии.
Социальная психология
пользуется определением
торое даёт общая психология, выясняет, каким образом, т.есть
прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной
стороны, усваивает социальные влияния и, с другой стороны,
каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою
социальную сущность. Отличие такого подхода от социологичес-
кого заключается в том, что она выявляет, каким образом
сформировались эти социально-типические черты, почему в од-
них условиях
формирования личности они
мере, а в других
возникли какие-то иные
черты вопреки принадлежности личности к определённой соци-
альной группе. В большей мере, чем в социологическом подхо-
де, здесь принимаются в расчёт такие регуляторы поведения и
деятельности личности, как вся система межличностных отноше-
ний, внутри которой наряду с их деятельностной опосредован-
ностью изучается и их эмоциональная регуляция. От общепсихо-
логического отличается тем, что социальная психология расс-
матривает поведение и деятельность "социально-детерминиро-
ванной личности" в конкретных реальных социальных группах,
индивидуальный вклад
каждой личности в
причины, от которых зависит величина этого вклада в общую
деятельность. Для социальной психологии главным ориентиром в
исследовании личности является взаимоотношение личности с
группой.
Понятие единства развития личности и психики человека.
В жизни конкретного человенка как индивида, как отдельного
представителя человеческой общности его личность и психика
представлены в неразрывном единстве. Индивид обладает психи-
кой, но в то же время индивид выступает как личность, явля-
ясь субъектом
межчеловеческих, общественных
отношений. Детерминантой
развития личности является
ностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые скла-
дываются у человека с наиболее значимой для него груп-
пой(группами) в этот период. Эти взаимоотношения опосредс-
твуются содержанием и характером деятельностей, которые за-
даёт эта референтная группа, и общения, которое в ней скла-
дывается. Исходя из этого можно сделать вывод, что развитие
группы выступает как фактор развития личности в группе. В
соответствии с
концепцией персонализации
зуется потребностью быть личностью, т.е. оказаться и оста-
ваться в максимальной
степени представленным
него качествами в жизнедеятельности других людей, осущест-
влять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы,
и способностью быть личностью, т.е. совокупностью индивиду-
альных особенностей
и средств, позволяющих
обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью.
Понятие и
структура малых групп в
Малая группа
- это немногочисленные по
людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с
другом в непосредственных
личных контактах. Малую
рактеризует психологическая и поведенческая общность её чле-
нов, которая выделяет и обособляет её, придаёт её относи-
тельную социально-
группу от остальных.
Малые группы могут быть
личественному составу: от 2-3 до 30-40 человек; различными
по структуре отношений,
существующих между их членами;
динаковыми по индивидуальному составу, характеру ценностей,
норм и правил,
которых придерживаются их
ным отношениям,
целям и содержанию
или номинальными называются группы, которые объединяют лю-
дей, не входящих в состав ни одной малой группы. В противо-
положность им выделяются реальные группы. Они представляют
собой действительно существующие объединения людей, пол-
ностью отвечающие определению малой группы. Естественными
называют такие группы, которые складываются сами по себе,
независимо от желания экспериментатора. Они возникают и су-
ществуют исходя из потребностей общества или включённых в
эти группы людей. Естественные группы бывают формальными и
неформальными.Формальные создаются и существуют лишь в рам-
ках официально
признанных организаций.Также
группы можно разделить на слаборазви тые и высокоразви-
тые.Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в
них нет достаточной психологической общности,налаженных де-
ловых и личных отношений, сложившейся структуры взаимодейс-
твия,чёткого распределения обязанностей,приз нанных лиде-
ров,эффективной совместной работы.
Типы конфликтов и их характеристика.
По направленности конфликты делятся на "горизонтальные",
"вертикальные" и "смешанные". К "горизонтальным" относятся
такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящие-
ся в подчинении друг другу. К "вертикальным" конфликтам от-
носятся те из них, в которых участвуют лица, находящиеся в
подчинении один
у другого. В смешанных
лены и "вертикальные" и "горизонтальные" составляющие. По
значению для организации
конфликты делятся на конструкт
и деструктивные.
Конструктивным конфликт
оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отно-
шений и разумных аргументов. Неконструктивный конфликт воз-
никает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко
настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы