Высшие психические функции и их нарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 17:05, реферат

Описание работы

Внутренний мир человека, то есть его психическая жизнь - это образы, мысли, чувства, стремления, потребности, вся совокупность психического отражения человеком действительности, окружающего мира. Психика, представляя собой, внутренний мир человека, возникла на самой высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у растений и предметов неживой природы. Психика отражает окружающую действительность, благодаря психическому отражению реальности человек познает ее и так или иначе виз действует на окружающий мир. Психика—это особенное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Высшие психические функции…………………………….……………………..5
1.1 Роль социальных факторов в происхождении высших психических функций………………………………………………………………………………5
1.2 Иерархический принцип строения высших психических функций………...6
1.3 Условно-рефлекторный механизм высших психических функций…….......6
1.4 Роль социальных факторов в происхождении высших психических функций……………………………………………………………………………….7
1.5 Значение возраста больного для оценки состояния высших психических функций………………………………………………………………………………..7
1.6 Функциональная система высших психических функций………………….....8
2. Высшие психические функции и их нарушения……………………………......10
3. Афазия……………………………………………………………………………..11
4. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению афазии…………….17
5. Заключение……………………………………………………………………….19
6. Список литературы………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 44.00 Кб (Скачать)

Эфферентная моторная афазия возникает при повреждении нижних отделов премоторной зоны, области Брока, полей 44 и 45. В отличие от афферентной моторной афазии артикуляция отдельных звуков не нарушена. Дефект касается процессов переключения с одной речевой единицы (звук, слово) на другую. Нарушается кинетика речевого процесса вследствие трудностей переключения, расстройств механизмов речи – персеверации (повторения слов и фраз). Произнося хорошо отдельные речевые звуки, больной затрудняется в произнесении серии звуков либо фразы. Продуктивная речь заменяется персеверациями и в тяжелых случаях представлена речевым эмболом. Другой особенностью речи является так называемый телеграфный стиль: речь состоит в основном из существительных, содержит очень мало глаголов. Возможна сохранность непроизвольной, автоматизированной речи, пения. Менее грубо, чем при афферентной моторной афазии, изменена повторная речь. Так же, как при этом виде афазии, нарушаются номинативная функция речи (называние), чтение и письмо.

Динамическая моторная афазия возникает при поражениях префронтальных отделов, области, находящейся кпереди от зоны Брока. Центральный дефект этой формы афазии – нарушение активной продуктивной речь. При этом репродуктивная речь (повторная, автоматизированная) сохранена. Больной не может активно высказать мысль, задать вопрос. При этом он хорошо артикулирует все звуки, повторяя отдельные слова и предложения, правильно отвечает на вопросы. В основе этой формы афазии лежит нарушение внутренней речи, основными функциями которой являются программирование и структурирование предложения. Нарушения импрессивной речи проявляются двумя основными формами: сенсорной и семантической афазией.

Сенсорная афазия возникает при повреждении области Вернике (поле 22). В основе нарушения понимания речи лежит расстройство фонематического слуха. Фонема – смыслоразличительный признак языка, к которому в русском языке относятся звонкость и глухость («б» -«п», «д»-«т», «с»-«з»), ударность и безударность («замок» и «замок), твердость и мягкость („пыл“, „пыль“). Больной с сенсорной афазией не может повторить такие слоги, как „ба-па“, „та-да“, „са-за“, не воспринимая разницы между коррелирующими фонемами; не может сосчитать количество звуков в слове. Не понимая речи окружающих, больной все время стремится говорить. В речи его отмечаются литеральные (замена одного звука другим) и вербальные (замена одного слова другим, близким по звучанию либо значению) парафазии, искажения слов. В крайних случаях речь больного непонятна для окружающих, так как состоит из набора искаженных слов („словесный салат“). В относительно легких случаях сенсорной афазии, помимо нарушения фонематического слуха, возникает феномен отчуждения смысла слова, который является следствием нарушения звукобуквенного анализа. Больному предлагают показать глаз, нос, ухо и, если он справляется с заданием, расширяют его до объема двух элементов (покажите нос—глаз, ухо—глаз и т.д.). В этих условиях наступает отчуждение смысла слова и больной начинает беспомощно искать нос, который при первом задании он безошибочно находил. Следствием нарушения фонематического слуха является расстройство письма, например написание таких слов, как „забор“, „собор“, „запор“. При этом имеются типичные ошибки; написание „с“ вместо „з“, „п“ вместо „б“.

Семантическая афазия возникает при повреждении третичных полей (39, 40) левого полушария. В основе этой афазии лежит расстройство пространственного синтеза, вследствие чего больной не понимает речевых формулировок, отражающих пространственные отношения. Например, он не может правильно выполнить инструкцию: «Нарисуйте круг под квадратом», «Нарисуйте треугольник над кругом», так как не понимает отношений, выраженных с помощью предлогов. Больной не понимает также смысла сравнительных, возвратных и атрибутивных конструкций. Нарушение понимания сложных логико-грамматических структур демонстрируют, давая больному инструкцию: «Покажите ручку карандашом» или «Покажите карандаш ручкой».

Амнестическая афазия проявляется нарушением способности называть предметы при сохраненной возможности их охарактеризовать; при подсказывании начального слога или буквы больной вспоминает нужное слово. Возникает при повреждении полей 37 и 40 (нижних и задних отделов теменной и височной областей). Как правило, сочетается с нарушением зрительных представлений. Больной описывает предмет, хорошо понимая его значение (на просьбу назвать ручку отвечает: «Это то, чем пишут»). В речи больного с амнестической афазией мало существительных и много глаголов.

 

4.Коррекционно-педагогическая работа по преодолению афазии.

Большой вклад по разработке принципов и приемов преодоления  афазии внесли Э.С. Бейн, М.К. Бурлакова (Шохор-Троцкая), Т.Г. Визель, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова.При разработке плана коррекционно-педагогической работы следует придерживаться следующих положений: после завершения обследования больного, логопед определяет, какая область второго или третьего "функционального блока" мозга больного пострадала в результате инсульта или травмы, какие области мозга больного сохранены. Сохранность функций правого полушария и третьего "функционального блока" левого полушария позволяет воспитать у больного установку на восстановление нарушенной речи.

Выбор приемов коррекционно-педагогической работы зависит от этапа, или стадии восстановления речевых функций.Коррекционно-педагогическая система занятий предполагает такой выбор приемов работы, который позволил бы либо восстановить первично нарушенную предпосылку (при ее неполной поломке), либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции.Независимо от того, какая первичная нейропсихологическая предпосылка оказывается нарушенной, при любой форме афазии ведется работа над всеми сторонами речи: над экспрессивной речью, пониманием, письмом и чтением. При всех формах афазии восстанавливается коммуникативная функция речи, развивается самоконтроль за ней.При всех формах афазии ведется работа над восстановлением словесных понятий, включением их в различные словосочетания.В работе используются развернутые внешние опоры и постепенная их интериоризация по мере перестройки и автоматизации нарушенной функции. Динамика восстановления нарушенных речевых функций зависит от места и объема очага поражения, от формы афазии, сроков начала восстановительного обучения и преморбидного уровня больного. При афазиях, возникших вследствие кровоизлияния в мозг, речь восстанавливается лучше, чем при тромбоэмболии сосудов головного мозга или обширных травмах мозга. Афазические расстройства у 5-6 летних детей (в большинстве случаев травматического происхождения) преодолеваются быстрее, чем у школьников и взрослых.

 

Заключение

Охрана здоровья населения  относится к важнейшей функции  государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических, воспитательных и коррекционных  мероприятий призван обеспечить развитие физических и духовных сил  подрастающего поколения. Решением этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей. По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи, с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер. В плане развития логопедической помощи населению стоят следующие задачи:

  • предупреждение речевых нарушений - первичная профилактика;
  • предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы,
  • предупреждение последствий речевой патологии – вторична профилактика;
  • социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, - третичная профилактика.

Первичная профилактика. Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего  психологического предупреждения расстройств психических функций.

Вторичная профилактика. Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения (вторичные расстройства).Такое глубокое расстройство речи, как афазия, в той или иной мере ограничивает умственное развитие в целом. Это происходит как в силу функционального единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие психические проявления личности.Логопедическая профилактика может быть действенной лишь при условии полного знания о развитии ребенка (физического, психического, речевого и т.д.) с опорой на нормативы развития.

Третичная профилактика. Некоторые  дефекты речи ограничивают возможности  выбора профессии. Профессиональная ориентация и обучение лиц страдающих патологией речи, входит в задачи третичной  профилактики последствий речевых нарушений.Основным направлением этого этапа является глубокий учет личностных возможностей и интересов каждого ученика, страдающего тяжелым нарушением речи.

Целью трудового воспитания учащихся школы для детей с  тяжелыми речевыми нарушениями является формирование у подрастающего поколения  прочного убеждения в том, что  труд представляет собой основную сферу  реализации личности. Школа должна подготовить учащихся к общественно-полезной деятельности и участию в производительном труде.

 

Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология / Москва,2000г.

2. Маклаков А. Г. Общая психология СПб, 2001г.

3. Немов Р.С. Общие основы психологии. 2003г., 4-е изд

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2002г.

5. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. - СПб, 2001г.

6. Учебник под ред. Карвасарского Б. Д. Клиническая психология. Питер; 2004г.

7.Абрамова Г. С. Практическая психология. Учебник для высшей школы. Изд. Москва, Академический проект. 2005г.

 

 

 

 


Информация о работе Высшие психические функции и их нарушения