Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 17:05, реферат
Внутренний мир человека, то есть его психическая жизнь - это образы, мысли, чувства, стремления, потребности, вся совокупность психического отражения человеком действительности, окружающего мира. Психика, представляя собой, внутренний мир человека, возникла на самой высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у растений и предметов неживой природы. Психика отражает окружающую действительность, благодаря психическому отражению реальности человек познает ее и так или иначе виз действует на окружающий мир. Психика—это особенное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира.
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Высшие психические функции…………………………….……………………..5
1.1 Роль социальных факторов в происхождении высших психических функций………………………………………………………………………………5
1.2 Иерархический принцип строения высших психических функций………...6
1.3 Условно-рефлекторный механизм высших психических функций…….......6
1.4 Роль социальных факторов в происхождении высших психических функций……………………………………………………………………………….7
1.5 Значение возраста больного для оценки состояния высших психических функций………………………………………………………………………………..7
1.6 Функциональная система высших психических функций………………….....8
2. Высшие психические функции и их нарушения……………………………......10
3. Афазия……………………………………………………………………………..11
4. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению афазии…………….17
5. Заключение……………………………………………………………………….19
6. Список литературы………………………………………………………………21
Министерство Образования Российской Федерации
Кафедра Психологии и социальной работы
Реферат
По дисциплине: "Специальная психология"
На тему: "Высшие психические функции и их нарушения"
Выполнила: студентка
Проверил:
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Высшие психические функции…………………………….……………………..5
1.1 Роль социальных факторов в
происхождении высших психических функций……………………………………………………………
1.2 Иерархический принцип строения высших психических функций………...6
1.3 Условно-рефлекторный механизм высших психических функций…….......6
1.4 Роль социальных факторов
в происхождении высших психических
функций……………………………………………………………
1.5 Значение возраста больного
для оценки состояния высших
психических функций……………………………
1.6 Функциональная система высших психических функций………………….....8
2. Высшие психические функции и их нарушения……………………………......10
3. Афазия………………………………………………………………
4. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению афазии…………….17
5. Заключение……………………………………………………
6. Список литературы…………………………………
Введение
Внутренний мир человека, то есть его психическая жизнь - это образы, мысли,
чувства, стремления, потребности, вся совокупность психического
отражения человеком действительности, окружающего мира.
Психика, представляя собой, внутренний мир человека, возникла на самой
высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у растений
и предметов неживой природы. Психика отражает окружающую действительность,
благодаря психическому отражению реальности человек познает ее и так или
иначе виз действует на окружающий мир.
Психика—это особенное свойство высокоорганизованной материи, которое
заключается в отражении объективного мира.
Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления
изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания
природы и проявление психики: материалистическое и идеалистическое.
Согласно первому пониманию
психические явления
высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания
Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности
выражается в:
1. Индивидуальных различиях;
2. Зависимости от общего развития личности;
3. Превращении в сознательно регулируемые действия или
операции.
Изучая проблемы развития личности, Л.С. Выготский выделил психические
функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации
и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как
высшие, рассматривая их на уровне идеи, понятия, концепции и теории. В
целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и
высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу и
реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции (ВПФ)
могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном
взаимодействии.
1. Высшие психические функции
Высшие психические функции
– это сложные, прижизненно формирующиеся
системные психические
1.1 Роль социальных факторов в происхождении высших психических функций.
По своему происхождению
эти функции являются
1.2 Иерархический принцип строения высших психических функций.
Способности человека к речи и мышлению обеспечиваются в первую очередь особо развитой у него корой большого мозга. Поэтому еще сравнительно недавно в неврологии употреблялся термин «высшие корковые функции», хотя уже тогда было ясно, что активность коры большого мозга и, следовательно, функции речи и мышления невозможны без активности стволово подкорковых структур. Затем стали предпочитать термин «высшие мозговые функции». Однако как кора не функционирует без стволово подкорковых структур, так и высшие мозговые функции не существуют без низших мозговых функций. Высшие мозговые функции надстраиваются над низшими в фило – и онтогенезе, реализуясь через посредство низших психических функций в поведенческих актах. Следовательно, высшие психические функции имеют такое же иерархическое строение, как и другие функции ЦНС (чувствительные, двигательные, вегетативные и другие).
1.3Условно-рефлекторный механизм высших психических функций. Большой вклад в учение о высших психических функциях внесла отечественная физиология. В трудах И.М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей о высшей нервной деятельности человека освещен условно-рефлекторный механизм высших психических функций. Такой механизм, формирующийся на основе врожденных безусловных рефлексов, объясняет индивидуальную вариабельность высших психических функций. Особенностью психической деятельности человека являются также способности к творчеству, открытиям, умению ориентироваться в новой ситуации, планированию и прогнозированию своих действий, приспособлению к жизни в обществе.
1.4 Роль социальных факторов в происхождении высших психических функций.
По своему происхождению эти функции являются общественно-историческими, а в индивидуальном развитии ребенка формируются после его рождения и только под воздействием социальной среды: общекультурной и языковой, приобретая при этом национально-специфические черты. Специальными исследованиями установлено, что среди 6-месячных детей, т.е. задолго до начала языкового развития, уже можно узнать соотечественников по характеру звуков гудения. Национальную специфику высших психических функций тоже нельзя недоучитывать в диагностической практике.
1.5 Значение возраста больного для оценки состояния высших психических функций.
Личность овладевает
языком и культурой на
1.6 Функциональная система высших психических функций.
Постепенно формируясь при разных видах деятельности, эти функции образуют одну из сложнейших функциональных систем, общие закономерности которых были изложены в трудах П. К. Анохина и Н.А. Бернштейна. Психологически содержательными элементами системы высших психических функций служат различные целевые действия и адекватные условиям их выполнения операции. Диагностируя расстройства высших психических функций, необходимо определить топику очагового поражения мозга, приведшего к той или иной патологии, применяя системный анализ патологических синдромов высших психических функций. Метод системного анализа высших психических функций был введен в неврологию А.Р. Лурия. Этот метод предполагает, во-первых, отказ от идей как узкого локализационизма, так и равнозначности корковых полей. Во-вторых, системный анализ высших психических функций требует использования специальных методик: нейропсихологических и нейролингвистических. Согласно современным представлениям, высшие психические функции являются функциональной системой со сложным иерархическим строением: они условно-рефлекторны по своему механизму, имеют общественно-историческое происхождение и развиваются у каждого индивидуума после рождения и только в социальной среде под воздействием культуры данного общества, в том числе языковой. Для клинического исследования высших психических функций необходимо применять специальные нейропсихолингвистические методики. Задачи неврологической практики конца XX – начала XXI века требуют более высокой точности топической диагностики и более глубокого понимания патогенеза расстройств высших психических функций при очаговых поражениях мозга. Эти требования времени делают необходимым дальнейшее изучение структурно-функциональной организации высших психических функций и разработки такой классификационной системы, в которой были бы представлены как иерархический, так и анализаторный принципы. Если принять систему топически значимых взаимоотношений, то можно осуществлять нейропсихолингвистическую дифференциацию очаговых поражений коры левого полушария большого мозга различного функционального уровня.
2.Высшие психические функции и их нарушения
Уникальная способность человека к речи и мышлению, предметному восприятию (гнозис) и действиям с предметами (праксис), а также их расстройства при очаговых поражениях мозга всегда были в поле зрения неврологов. По мере совершенствования структурно-функциональных представлений о мозге, законах нервной деятельности, биолого-социальной природе человека, законах человеческой психики, языка представления о гнозисе, праксисе, речи и мышлении усложнялись, перестраивались и получали освещение в смежных научных дисциплинах, в первую очередь физиологии, психологии и лингвистике. Соответственно клиническая семиотика агнозий, апраксий и афазий расширялась, а представления о принципах классификации этих расстройств, значении соответствующих синдромов для топической и нозологической диагностики, целесообразных методах исследования больных изменялись.
Иерархический принцип строения
высших психических функций. Способности
человека к речи и мышлению обеспечиваются
в первую очередь особо развитой
у него корой большого мозга. Поэтому
еще сравнительно недавно в неврологии
употреблялся термин «высшие корковые
функции», хотя уже тогда было ясно,
что активность коры большого мозга
и, следовательно, функции речи и
мышления невозможны без активности
стволово-подкорковых структур. Затем
стали предпочитать термин «высшие
мозговые функции». Однако как кора
не функционирует без стволово-
3.Афазия
Афазия – нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь либо пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей, обусловленное поражением коры доминантного (левого у правшей) полушария большого мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. Речь – самая сложная форма психической деятельности, выступающая в двух формах: как самостоятельная функция и как функция связывания всех психических процессов. Речь тесно связана с мышлением, памятью и даже восприятием. Речь регулирует поведение человека.
Различают области доминантного полушария большого мозга, при повреждении которых возникает афазия: премоторная – задняя часть нижней лобной извилины – корковые поля 44, 45; постцентральная – нижняя часть корковых полей 1, 2, 5, 7 и частично поля 40; верхняя височная извилина – корковое поле 22; нижняя теменная долька – корковые поля 39, 40: задние отделы височной доли – корковое поле 37; префронтальная – передние отделы лобной доли – корковые поля 9, 10, 11, 46. Перечисленные поля являются вторичными полями анализаторов, а префронтальные отделы и поля 39, 40 – третичными полями, которые координируют сложную системную работу целой группы анализаторов. В отличие от первичных полей корковых анализаторов эти области непосредственно не связаны с периферическими рецепторами; наиболее развиты у них ассоциативные слои; эти зоны коры имеют многочисленные связи с окружающими их областями. Таким образом, функциональная система речи соединяет различные отделы полушарий большого мозга. Роль звеньев этой сложной функциональной системы, включающей Рече двигательный и слуховой анализаторы, неодинакова, что проявляется при органическом повреждении какой-либо из речевых зон. В этих случаях нарушается один из факторов (предпосылка), необходимых для нормального процесса речи. С учетом подобного фактора как основы нарушений речи и создана классификация афазии А.Р. Лурия, которую можно применять для топической диагностики и восстановительного обучения. Структура речи прежде всего складывается из двух процессов: произнесения слов и восприятия речи. Нарушение процесса произнесения слов называется моторной, экспрессивной афазией, нарушение восприятия речи – импрессивной афазией. Различают три формы нарушений экспрессивной речи, афферентная, эфферентная и динамическая моторная афазия. Афферентная моторная афазия возникает при повреждении постцентральных отделов доминантного полушария большого мозга, обеспечивающих кинестетическую основу движений артикуляторного аппарата. Кинестетические афферентации обеспечивают необходимую силу, размах и направление движений мышц, участвующих в артикуляции, а нарушение речевых кинестезии приводит к центральному дефекту – нарушению произнесения отдельных звуков. Больной затрудняется в артикуляции, особенно так называемых гоморганных звуков, сходных по месту (например, переднеязычные: «т», «д», «л», «н») либо по способу (щелевые: «ш», «з», «щ», «х») образования. Нарушаются все виды устной речи (автоматизированная, спонтанная, повторная, называние), а также письменная речь (чтение и письмо). Нередко афферентная моторная афазия сочетается с оральной апраксией.
Информация о работе Высшие психические функции и их нарушения