Высшие психические функции и их нарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 17:05, реферат

Описание работы

Внутренний мир человека, то есть его психическая жизнь - это образы, мысли, чувства, стремления, потребности, вся совокупность психического отражения человеком действительности, окружающего мира. Психика, представляя собой, внутренний мир человека, возникла на самой высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у растений и предметов неживой природы. Психика отражает окружающую действительность, благодаря психическому отражению реальности человек познает ее и так или иначе виз действует на окружающий мир. Психика—это особенное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Высшие психические функции…………………………….……………………..5
1.1 Роль социальных факторов в происхождении высших психических функций………………………………………………………………………………5
1.2 Иерархический принцип строения высших психических функций………...6
1.3 Условно-рефлекторный механизм высших психических функций…….......6
1.4 Роль социальных факторов в происхождении высших психических функций……………………………………………………………………………….7
1.5 Значение возраста больного для оценки состояния высших психических функций………………………………………………………………………………..7
1.6 Функциональная система высших психических функций………………….....8
2. Высшие психические функции и их нарушения……………………………......10
3. Афазия……………………………………………………………………………..11
4. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению афазии…………….17
5. Заключение……………………………………………………………………….19
6. Список литературы………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 44.00 Кб (Скачать)

Министерство Образования  Российской Федерации

 

 

Кафедра Психологии и социальной работы

 

 

 

 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине: "Специальная психология"

 

На тему: "Высшие психические функции и их нарушения"  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

                        

                    Выполнила: студентка

            

                                                                                       

 

                                                                                       

 

 

 

 

                      Проверил: 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1.Высшие психические функции…………………………….……………………..5

  1.1 Роль социальных факторов в происхождении высших психических функций………………………………………………………………………………5

 1.2 Иерархический принцип строения высших психических функций………...6

 1.3 Условно-рефлекторный механизм высших психических функций…….......6

1.4 Роль социальных факторов в происхождении высших психических    функций……………………………………………………………………………….7

1.5 Значение возраста больного  для оценки состояния высших  психических функций………………………………………………………………………………..7

1.6 Функциональная система высших психических функций………………….....8

2. Высшие психические функции и их нарушения……………………………......10

3. Афазия……………………………………………………………………………..11

4. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению афазии…………….17

5. Заключение……………………………………………………………………….19

6. Список литературы………………………………………………………………21

 

 

Введение

Внутренний мир человека, то есть его психическая жизнь - это образы, мысли,

чувства, стремления, потребности, вся совокупность  психического

отражения человеком действительности, окружающего мира.

Психика, представляя собой, внутренний мир человека,  возникла  на  самой

высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует  у растений

и предметов неживой природы. Психика отражает окружающую  действительность,

благодаря психическому отражению  реальности человек познает ее  и  так  или

иначе виз действует на окружающий мир.

Психика—это  особенное  свойство  высокоорганизованной  материи,  которое

заключается в отражении  объективного мира.

Психика  -  общее  понятие,  объединяющее  многие субъективные  явления

изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания

природы  и  проявление  психики:  материалистическое   и   идеалистическое.

Согласно первому пониманию  психические явления представляют собой  свойство

высокоорганизованной живой  материи самоуправления развитием  и  самопознания

Зависимость  психических  процессов  от  личности  как   индивидуальности

выражается  в:

1. Индивидуальных различиях;

2. Зависимости от общего развития личности;

3.  Превращении  в сознательно регулируемые  действия   или

операции.

Изучая проблемы развития личности, Л.С. Выготский  выделил  психические

функции человека, которые  формируются в специфических  условиях  социализации

и обладают некоторыми особыми  признаками.  Эти  функции  он  определил  как

высшие, рассматривая их на уровне  идеи,  понятия,  концепции  и  теории.  В

целом им было определено два уровня психических процессов:  естественные  и

высшие. Если естественные функции  даны индивиду как  природному  существу  и

реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические  функции  (ВПФ)

могут  быть  развиты   только   в   процессе   онтогенеза   при   социальном

взаимодействии.

 

1. Высшие психические функции

Высшие психические функции  – это сложные, прижизненно формирующиеся  системные психические процессы, социальные по своему происхождению. Это  особый вид психический функций, полностью отсутствующий у животных. Сюда относятся произвольное внимание, произвольная память, логическое мышление и пр. Высшие психические функции  – одно из основных понятий современной  психологии, введенное Л.С. Выготским  и развитое А.Р. Лурией и другими отечественными психологами.

1.1 Роль социальных факторов в происхождении высших психических функций.

 По своему происхождению  эти функции являются общественно  историческими, а в индивидуальном  развитии ребенка формируются  после его рождения и только  под воздействием социальной  среды: общекультурной и языковой, приобретая при этом национально  специфические черты. Специальными  исследованиями установлено, что  среди 6 месячных детей, т.е.  задолго до начала языкового  развития, уже можно узнать соотечественников  по характеру звуков гудения.  Национальную специфику высших  психических функций тоже нельзя  недоучитывать в диагностической  практике.

     

 

1.2 Иерархический принцип строения высших психических функций.

Способности человека к речи и мышлению обеспечиваются в первую очередь особо развитой у него корой большого мозга. Поэтому еще  сравнительно недавно в неврологии употреблялся термин «высшие корковые функции», хотя уже тогда было ясно, что активность коры большого мозга  и, следовательно, функции речи и  мышления невозможны без активности стволово подкорковых структур. Затем  стали предпочитать термин «высшие  мозговые функции». Однако как кора не функционирует без стволово подкорковых  структур, так и высшие мозговые функции не существуют без низших мозговых функций. Высшие мозговые функции  надстраиваются над низшими в фило – и онтогенезе, реализуясь через посредство низших психических функций в поведенческих актах. Следовательно, высшие психические функции имеют такое же иерархическое строение, как и другие функции ЦНС (чувствительные, двигательные, вегетативные и другие).

       1.3Условно-рефлекторный механизм высших психических функций. Большой вклад в учение о высших психических функциях внесла отечественная физиология. В трудах И.М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей о высшей нервной деятельности человека освещен условно-рефлекторный механизм высших психических функций. Такой механизм, формирующийся на основе врожденных безусловных рефлексов, объясняет индивидуальную вариабельность высших психических функций. Особенностью психической деятельности человека являются также способности к творчеству, открытиям, умению ориентироваться в новой ситуации, планированию и прогнозированию своих действий, приспособлению к жизни в обществе.

1.4 Роль социальных факторов в происхождении высших психических функций.

 По своему происхождению эти функции являются общественно-историческими, а в индивидуальном развитии ребенка формируются после его рождения и только под воздействием социальной среды: общекультурной и языковой, приобретая при этом национально-специфические черты. Специальными исследованиями установлено, что среди 6-месячных детей, т.е. задолго до начала языкового развития, уже можно узнать соотечественников по характеру звуков гудения. Национальную специфику высших психических функций тоже нельзя недоучитывать в диагностической практике.

1.5 Значение возраста больного для оценки состояния высших психических функций.

 Личность овладевает  языком и культурой на протяжении  многих лет, вступая в усложняющиеся  виды деятельности (эмоциональное  общение со взрослыми, игра с предметами, социально-ролевая игра, школьное обучение, производственно-профессиональная активность, эстетическое творчество и др.), поэтому нормальная для современного взрослого человека структура высших психических функций формируется не сразу. Поэтому то, что является отклонением от нормы или патологией у взрослого человека, у ребенка часто может быть этапом развития высших психических функций. Так, у дошкольников можно наблюдать такую возрастную недостаточность пространственных ориентировок или фонематического анализа слов, которые у школьников и тем более у взрослых указывают на очаговую патологию коры мозга.

1.6 Функциональная система высших психических функций.

Постепенно формируясь при  разных видах деятельности, эти функции  образуют одну из сложнейших функциональных систем, общие закономерности которых  были изложены в трудах П. К. Анохина  и Н.А. Бернштейна. Психологически содержательными  элементами системы высших психических  функций служат различные целевые  действия и адекватные условиям их выполнения операции. Диагностируя расстройства высших психических функций, необходимо определить топику очагового поражения мозга, приведшего к той или иной патологии, применяя системный анализ патологических синдромов высших психических функций. Метод системного анализа высших психических функций был введен в неврологию А.Р. Лурия. Этот метод предполагает, во-первых, отказ от идей как узкого локализационизма, так и равнозначности корковых полей. Во-вторых, системный анализ высших психических функций требует использования специальных методик: нейропсихологических и нейролингвистических. Согласно современным представлениям, высшие психические функции являются функциональной системой со сложным иерархическим строением: они условно-рефлекторны по своему механизму, имеют общественно-историческое происхождение и развиваются у каждого индивидуума после рождения и только в социальной среде под воздействием культуры данного общества, в том числе языковой. Для клинического исследования высших психических функций необходимо применять специальные нейропсихолингвистические методики. Задачи неврологической практики конца XX – начала XXI века требуют более высокой точности топической диагностики и более глубокого понимания патогенеза расстройств высших психических функций при очаговых поражениях мозга. Эти требования времени делают необходимым дальнейшее изучение структурно-функциональной организации высших психических функций и разработки такой классификационной системы, в которой были бы представлены как иерархический, так и анализаторный принципы. Если принять систему топически значимых взаимоотношений, то можно осуществлять нейропсихолингвистическую дифференциацию очаговых поражений коры левого полушария большого мозга различного функционального уровня.

 

2.Высшие психические функции и их нарушения

Уникальная способность  человека к речи и мышлению, предметному  восприятию (гнозис) и действиям с предметами (праксис), а также их расстройства при очаговых поражениях мозга всегда были в поле зрения неврологов. По мере совершенствования структурно-функциональных представлений о мозге, законах нервной деятельности, биолого-социальной природе человека, законах человеческой психики, языка представления о гнозисе, праксисе, речи и мышлении усложнялись, перестраивались и получали освещение в смежных научных дисциплинах, в первую очередь физиологии, психологии и лингвистике. Соответственно клиническая семиотика агнозий, апраксий и афазий расширялась, а представления о принципах классификации этих расстройств, значении соответствующих синдромов для топической и нозологической диагностики, целесообразных методах исследования больных изменялись.

Иерархический принцип строения высших психических функций. Способности  человека к речи и мышлению обеспечиваются в первую очередь особо развитой у него корой большого мозга. Поэтому  еще сравнительно недавно в неврологии употреблялся термин «высшие корковые функции», хотя уже тогда было ясно, что активность коры большого мозга  и, следовательно, функции речи и  мышления невозможны без активности стволово-подкорковых структур. Затем  стали предпочитать термин «высшие  мозговые функции». Однако как кора не функционирует без стволово-подкорковых  структур, так и высшие мозговые функции не существуют без низших мозговых функций. Высшие мозговые функции надстраиваются над низшими в фило– и онтогенезе, реализуясь через посредство низших психических функций в поведенческих актах. Следовательно, высшие психические функции имеют такое же иерархическое строение, как и другие функции ЦНС (чувствительные, двигательные, вегетативные и другие).

3.Афазия

Афазия – нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь либо пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей, обусловленное поражением коры доминантного (левого у правшей) полушария большого мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. Речь – самая сложная форма психической деятельности, выступающая в двух формах: как самостоятельная функция и как функция связывания всех психических процессов. Речь тесно связана с мышлением, памятью и даже восприятием. Речь регулирует поведение человека.

Различают области доминантного полушария большого мозга, при повреждении  которых возникает афазия: премоторная – задняя часть нижней лобной извилины – корковые поля 44, 45; постцентральная – нижняя часть корковых полей 1, 2, 5, 7 и частично поля 40; верхняя височная извилина – корковое поле 22; нижняя теменная долька – корковые поля 39, 40: задние отделы височной доли – корковое поле 37; префронтальная – передние отделы лобной доли – корковые поля 9, 10, 11, 46. Перечисленные поля являются вторичными полями анализаторов, а префронтальные отделы и поля 39, 40 – третичными полями, которые координируют сложную системную работу целой группы анализаторов. В отличие от первичных полей корковых анализаторов эти области непосредственно не связаны с периферическими рецепторами; наиболее развиты у них ассоциативные слои; эти зоны коры имеют многочисленные связи с окружающими их областями. Таким образом, функциональная система речи соединяет различные отделы полушарий большого мозга. Роль звеньев этой сложной функциональной системы, включающей Рече двигательный и слуховой анализаторы, неодинакова, что проявляется при органическом повреждении какой-либо из речевых зон. В этих случаях нарушается один из факторов (предпосылка), необходимых для нормального процесса речи. С учетом подобного фактора как основы нарушений речи и создана классификация афазии А.Р. Лурия, которую можно применять для топической диагностики и восстановительного обучения. Структура речи прежде всего складывается из двух процессов: произнесения слов и восприятия речи. Нарушение процесса произнесения слов называется моторной, экспрессивной афазией, нарушение восприятия речи – импрессивной афазией. Различают три формы нарушений экспрессивной речи, афферентная, эфферентная и динамическая моторная афазия. Афферентная моторная афазия возникает при повреждении постцентральных отделов доминантного полушария большого мозга, обеспечивающих кинестетическую основу движений артикуляторного аппарата. Кинестетические афферентации обеспечивают необходимую силу, размах и направление движений мышц, участвующих в артикуляции, а нарушение речевых кинестезии приводит к центральному дефекту – нарушению произнесения отдельных звуков. Больной затрудняется в артикуляции, особенно так называемых гоморганных звуков, сходных по месту (например, переднеязычные: «т», «д», «л», «н») либо по способу (щелевые: «ш», «з», «щ», «х») образования. Нарушаются все виды устной речи (автоматизированная, спонтанная, повторная, называние), а также письменная речь (чтение и письмо). Нередко афферентная моторная афазия сочетается с оральной апраксией.

Информация о работе Высшие психические функции и их нарушения