Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:15, контрольная работа
Цель работы - рассмотреть теорию высших психологических функций Л.С. Выготского.
Задачи работы - изучить основы теории высших психических функций; охарактеризовать основные составляющие теории высших психических функций; проанализировать взаимосвязь между Л.С. Выготским и понятием деятельности.
1. Введение………………………………………...……………………………...…...2
2. Основные теории высших психических функций………………………………..3
3. Основные составляющие теории высших психических функций………………8
4. Л. С. Выготский и понятия деятельности……………………………………….10
5. Заключение……………………………………………...…………….…………...14
6. Литература…………………………………………...…………….........................16
Министерство образования и науки Российской федерации
Технический институт (филиал)
федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Северо-Восточный федеральный
в г. Нерюнгри
Контрольная работа №2 по дисциплине:
Возрастная психология
На тему: Выготский Л. С. «Развитие высших психологических функций»
Подготовил: ст. гр. ПП-10,
Лоскутникова А. Д.
Проверил:
ст. преподаватель
Новаковская В. С.
Нерюнгри 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение………………………………………...…………
3. Основные составляющие
теории высших психических
4. Л. С. Выготский и
понятия деятельности…………………………
5. Заключение……………………………………………...
6. Литература…………………………………………...…
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время актуальность
приобретает вопрос о научных
истоках культурно-исторической теории.
Основная причина - все более расширяющееся
и углубляющееся внимание международной
научной общественности к проблематике,
формулируемой и решаемой этой теорией,
а также попытки вписать ее
в контекст событий, происходящих в
гуманитарных науках в последние
десятилетия. В этом отношении примечательна
статья французского социального психолога
С. Московичи, в которой он специально
останавливается на "интеллектуальных
источниках" взглядов Л.С. Выготского.
В статье отмечается его повышенный
интерес к идеям французской
социологической школы, которые, как
известно, тесно связаны с понятием
о "коллективных представлениях".
Именно это понятие, с точки зрения
С. Московичи, якобы и позволило
Л.С. Выготскому "сформулировать теорию
культурно-исторического
Вряд ли следует отрицать некоторую роль работ таких представителей указанной школы, как П. Жане, Ш.Блондель, Л.Леви-Брюль, в становлении взглядов Л.С. Выготского. Но мы не можем согласиться с С. Московичи в том, что понятие о коллективных представлениях послужило прямым источником создания теории Л.С. Выготского.
Цель работы - рассмотреть теорию высших психологических функций Л.С. Выготского.
Задачи работы - изучить основы теории высших психических функций; охарактеризовать основные составляющие теории высших психических функций; проанализировать взаимосвязь между Л.С. Выготским и понятием деятельности.
1. Основы теории высших психических функций
Лев Семенович Выготский
(1896-1934) - один из выдающихся русских
психологов и философов. Считая первоначально,
что новая психология призвана интегрироваться
с рефлексологией в единую науку,
Выготский осуждал
Марксизм утверждал, что
человек - природное существо, но природа
его социальна, и поэтому рассматривал
телесные, земные основы человеческого
бытия как продукт общественно-
Для естественнонаучной психологии сознание и его функции причастны тому же порядку вещей, что и телесные действия организма. Поэтому они открыты для строго объективного исследования и столь же строго причинного (детерминистского) объяснения.
Для другой психологии предметом является духовная жизнь человека в виде особых переживаний, которые возникают у него благодаря приобщенности к ценностям культуры, а методом - понимание, истолкование этих переживаний.
Все помыслы Выготского были сосредоточены на том, чтобы покончить с версией о "двух психологиях", которая расщепляла человека.
Понимая слово как действие (сперва речевой комплекс, затем-речевую реакцию), Выготский усматривает в нем особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Он придает особое значение его знаковой природе, благодаря чему качественно меняется структура душевной жизни человека и его психические функции (восприятие, память, внимание, мышление) из элементарных становятся высшими. Трактуя знаки языка как психические орудия, которые в отличие от орудий труда изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта, Выготский предложил экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим структурам развивается система высших психических функций. Эта программа успешно выполнялась им совместно с коллективом сотрудников, образовавших школу Выготского.
В центре интересов этой
школы было культурное развитие ребенка.
Наряду с нормальными детьми Выготский
большое внимание уделял аномальным
(страдающим от дефектов зрения, слуха,
умственной отсталости), став основоположником
особой науки дефектологии, в разработке
которой отстаивал
Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Выготский изложил в работе "Развитие высших психических функций", написанной в 1931 году.
Принципиальное нововведение,
сразу же отграничившее его
Знак (слово) - "психологическое
орудие", посредством которого строится
сознание. Это понятие было своего
рода метафорой. Оно привносило в
психологию восходящее к Марксу объяснение
специфики человеческого
Понятие о функции, выработанное функциональным направлением, радикально изменялось. Ведь это направление, усвоив биологический стиль мышления, представляло функцию сознания по типу функций организма. Выготский сделал решающий шаг из мира биологии в мир культуры. Следуя этой стратегии, он приступил к экспериментальной работе по изучению изменений, которые производит знак в традиционных психологических объектах: внимании, памяти, мышлении. Опыты, которые проводились на детях - как нормальных, так и аномальных, побудили под новым углом зрения интерпретировать проблему развития психики.
Новшества Выготского не ограничились идеей о том, что высшая функция организуется посредством психологического орудия. Не без влияния гештальтизма он вводит понятие о психической системе. Ее компонентами являются взаимосвязанные функции. Развивается не отдельно взятая функция (память или мышление), но целостная система функций. При этом в различные возрастные периоды соотношение функций меняется. (Например, у дошкольника ведущей функцией среди других является память, у школьника - мышление.)
Развитие высших функций совершается в общении. Учтя уроки Жане, Выготский трактует процесс развития сознания как интериоризацию. Всякая функция возникает сначала между людьми, а затем становится "частной собственностью" ребенка. В связи в этим Выготский вступил в дискуссию с Пиаже по поводу так называемой эгоцентрической речи. Выготский экспериментально показал, что эта речь, вопреки Пиаже, не сводится к оторванным от реальности влечениям и фантазиям ребенка. Она исполняет роль не аккомпаниатора, а организатора реального практического действия. Размышляя с самим собой, ребенок планирует его. Эти "мысли вслух" в дальнейшем интериоризируются и преобразуются во внутреннюю речь, сопряженную с мышлением в понятиях.
"Мышление и речь"
(1934) - главная, обобщающая книга
Выготского. В ней он, опираясь
на обширный экспериментальный
материал, проследил развитие понятий
у детей. Теперь на передний
плац выступило значение слова.
Важность открытия этих законов для обучения и развития маленького мыслителя очевидна. Выготский обосновал идею, согласно которой "только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию". В связи с этим он ввел понятие о "зоне ближайшего развития". Под ней имелось в виду расхождение между уровнем задач, которые ребенок может решить самостоятельно или под руководством взрослого. Обучение, создавая подобную "зону", и ведет за собой развитие.
В данном процессе внутренне сомкнуты не только мысль и слово, но и мысль и движущий ею мотив (по терминологии Выготского - аффект). Их интегралом является переживание как особая целостность, которую Выготский в конце своего рано оборвавшегося творческого пути назвал важнейшей "единицей" развития личности. Он трактовал это развитие как драму, в которой имеется несколько "актов" - возрастных эпох.
Важное значение в развитии ребенка Выготский придавал кризисам, которые тот испытывает при переходе от одной возрастной ступени к другой.
Умственное развитие трактовалось
Выготским как нераздельно
Труды Выготского отличала
высокая методологическая культура.
Изложение конкретных экспериментально-
В связи с этим Выготский намечает проект (также не реализованный, как и многие другие его замыслы) разработки психологии "в терминах драмы". Он пишет о том, что "динамика личности - это драма". Драматизм выражен во внешнем поведении в том случае, когда происходит столкновение людей, исполняющих различные роли "на сцене жизни". Во внутреннем плане драматизм связан, например, с конфликтом между разумом и чувством, когда "ум с сердцем не в ладу".
Хотя ранняя смерть не позволила Выготскому реализовать многие перспективные программы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности. Это существенно обогатило практику обучения и воспитания детей. Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал.
2. Основные составляющие
теории высших психических
На наш взгляд, подлинной
основой этой теории являются, во-первых,
понятие о коллективной деятельности
и о ее субъекте, во-вторых, понятие
о зоне ближайшего развития, в-третьих,
понятие о коллективных формах поведения
как источнике индивидуального
действия, в-четвертых, понятие об опосредствовании
этого действия знаками как объективными
общественными органами или социальными
средствами, в-пятых, понятие об объективных
формах аффективно-смысловых
Информация о работе Выготский Л. С. «Развитие высших психологических функций»