Возрастные особенности мотивации учебной деятельности младших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление возрастных особенностей мотивации учебной деятельности младших школьников.
Объект исследования: мотивация учебной деятельности младших школьников (7-8и 10-11 лет).
Предмет исследования: возрастные особенности мотивации учебной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: в силу возрастных особенностей, структура мотивации учебной деятельности младших школьников 2 и 4 класса различна.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
Глава I. Теоретические основы изучения мотивации учебной деятельности младших школьников …………………………………………….7
1.1. Различные подходы к определению понятия «учебная мотивация»…………………………………………………………..7
1.2. Виды «учебной мотивации»…………………………………….….9
1.3. Возрастные особенности мотивации младших школьников…....11
Глава II. Экспериментальное исследование возрастных особенностей мотивации учебной деятельности младших школьников…………...………..15
2.1. Организация и методы исследования ………………………...…….15
2.2. Сравнительный анализ мотивов учебной деятельности у учащихся 2 и 4 классов…………………………………………………………………..….17
Заключение………………………………………………………………..23
Библиографический список ……………………………………………..25
Приложения ………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Возрастные особенности мотивации .doc

— 239.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастные особенности мотивации учебной деятельности младших дошкольников

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….....3

Глава I. Теоретические основы изучения мотивации учебной деятельности младших школьников …………………………………………….7

1.1.           Различные подходы к определению понятия «учебная мотивация»…………………………………………………………..7

1.2.           Виды «учебной мотивации»…………………………………….….9

1.3.           Возрастные особенности мотивации младших школьников…....11

Глава II. Экспериментальное исследование возрастных особенностей мотивации учебной деятельности младших школьников…………...………..15

2.1. Организация и методы исследования ………………………...…….15

2.2. Сравнительный анализ мотивов учебной деятельности у учащихся 2 и 4 классов………………………………………………………………..….17

Заключение……………………………………………………………..23

Библиографический список ……………………………………………..25

Приложения ………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Влияние мотивации – это вещь деликатная, 

                                              легко не обнаруживается, но в конце  концов

                                   дающая о себе знать роковым образом.

                                                                                                                                   П.Я.Гальперин

 

Введение

Актуальность исследования. С приходом в школу у ребенка происходит перестройка всей системы отношений с окружающей действительностью: он вступает в новые взаимоотношения с миром, его деятельность становится социально значимой. Успех воспитания зависит прежде всего от знания  учителями закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. Глубокие изменения, происходящие в облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

В жизни первоклассника появляется учитель - представитель культуры, носитель и транслятор образцов поведения и новых форм знаний. Переход к учебной деятельности осуществляется на фоне противоречия, возникающего внутри социальной ситуации развития ребенка: дошкольник «перерастает» развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры, отношений, которые складывались у него со взрослыми и сверстниками «по поводу игры».

Переход к системе школьного обучения - это переход к усвоению научных понятий. Ребенку нужно перейти от реактивной программы к программе школьных предметов. Ребенок должен, во-первых, научиться различать разные стороны действительности, только при этом условии можно переходить к предметному обучению. Ребенку нужно научиться видеть в предмете, в вещи какие-то ее отдельные стороны, параметры, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Во-вторых, для усвоения основ научного мышления ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной. Таким образом, в младшем школьном возрасте происходит существенное изменение мотивации, которое в дальнейшем оказывает большое внимание на развитие ребенка.

На данный момент активно внедряются различные педагогические инновации, формы организации учебного процесса, разрабатываются авторские программы. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Чрезвычайно актуальной стала проблема формирования учебной мотивации детей школьного возраста. Также отмечается слабое здоровье, низкая сопротивляемость вредным факторам окружающей среды, снижение показателей развития познавательных психических процессов, падение у школьников интереса к учебным занятиям, изменение общего уровня культуры учебного труда. И как следствие, увеличивается процент детей, не посещающих школу, не получивших неполное среднее образование, а также, имеющих проблемы асоциального характера. Дети подвержены болезням более чем когда-либо.

В отечественной педагогической психологии условия и закономерности развития учебных мотивов были предметом исследования в работах Л.И. Божович, М.В. Матюхиной, А.К. Марковой, Д.И. Фельдштейна и других психологов. В работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и их сотрудников изучалось влияние содержания обучения на развитие интереса к учению и учебно-познавательных мотивов.

В зарубежной психологии различные аспекты влияния мотивации на характер усвоения обсуждаются в работах А. Адлера, К. Левина, А. Маслоу, Э. Торндайка, 3. Фрейда, X. Хекхаузена и других психологов. Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Г.И. Щукина и другие педагоги изучали условия формирования познавательной активности школьников на уроке.

Цель исследования: выявление возрастных особенностей  мотивации учебной деятельности младших школьников.

Объект исследования: мотивация учебной деятельности младших школьников (7-8и 10-11 лет).

Предмет исследования: возрастные особенности мотивации учебной деятельности младших школьников.

Гипотеза исследования: в силу возрастных особенностей, структура мотивации учебной деятельности младших школьников 2 и 4 класса различна.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы нами были выдвинуты следующие задачи:

1.Изучить особенности мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

2.Выявить возрастные факторы, влияющие на формирование мотивации учебной деятельности младших школьников.

3. Определить характер взаимосвязи между структурой мотивации учебной деятельности и возрастными особенностями развития детей младшего школьного возраста.

4. Провести сравнительный анализ мотивов учебной деятельности у учащихся 2 и 4 классов.

Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы:

Библиографический метод (теоретический анализ научной и учебно-методической, психологической, педагогической литературы); психодиагностический метод - тестовые психодиагностические методики: Методика "Диагностики школьной мотивации учащихся начальных классов (Н. Г. Лусканова), Методика "Диагностика структуры учебной мотивации школьника (М. В. Матюхина), Направленность на приобретение  знаний (Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова); количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования; обобщение и классификация данных по поставленной проблеме.

  Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы изучения мотивации учебной деятельности младших школьников

1.1.           Различные подходы к определению понятия «учебная мотивация»

Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Изучением мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной психологической науке существует множество определений понятия мотив и мотивация.

Термин «мотив» происходит от французского слова «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» - двигаю.

Трактовка "мотива" соотносит это понятие либо с потребностью (А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением [24], либо с предметом потребности.

Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением по­требности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в ос­нове выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной лите­ратуре мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и актив­ность. [12]

 

По А.К.Марковой, мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Мотив показывает, ради чего ребенок учится.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотива­ции, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется це­лым рядом специфических для этой деятельности факторов. [7]

Факторы учебной мотивации:

Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением,

Во-вторых, организацией образовательного процесса.

В-третьих, субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и его взаимодействие с другими учениками).

В-четвертых, субъективными особенностями педагога и прежде всего его отношение к ученику, делу,

В-пятых, спецификой учебного предмета. [7]

Учебная мотивационная система, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная мотивация побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их иерархизация

 

 

 

1.2.           Виды «учебной мотивации»

Мотивы по отношению к содержанию учебной деятельности делятся на:

- Внешние (мотивы долга и обязанности; мотивы оценки, достижения успеха, мотивы самоутверждения, престижа, положения; мотивы личного благополучия, избегания неприятностей).

- Внутренние (интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к овладению способами данной деятельности и  тем самым к саморазвитию).

Внешние мотивы могут оказывать заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащихся доли внутренней мотивации.

Наряду с вышеназванными мотивами, выделяют познавательные и социальные мотивы.

Познавательные мотивы заложены в самой учебной деятельности, они связаны с содержанием учебной деятельности или с самим процессом учения.

1.                  Широкие учебные (направлены на усвоение новых знаний)

2.                  Учебно-познавательные (направлены на добывание знаний)

3.                  Мотив самообразования (направлен на совершенствование способов добывания знаний).

Социальные - это мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности.

1.                  Широкие социальные мотивы (стремление получить знание, чтобы быть полезным обществу)

2.                  Позиционные социальные мотивы (стремление добиться авторитета и одобрения окружающих)

3.                  Мотив сотрудничества с другими людьми в ходе учения

М.В.Матюхина тоже выделяет два основных типа мотивов.

Мотивы, заложенные в самом процессе деятельности:

1.   Мотивация содержанием:

-                     интерес - занимательность

-                     интерес к фактам

-                     интерес к сути явлений, их происхождению

     2.Мотивация процессом:

-                     исполнительский - как выполнение деятельности

-                     поисково-исполнительский - как выведение правила

-                     творческий - как самостоятельное составление задания

Мотивы, связанные с тем, что лежит вне учебной деятельности:

-                     широкие социальные мотивы

-                     узколичностные

-                     отрицательные

Таким образом, в целом, выделяются два типа мотивов: мотивы, непосредственно связанные с учением, и социальные мотивы.

Оба типа мотивов являются существенно необходимыми для деятельности учения, поскольку она является совместной деятельностью ученика и учителя. Следовательно, иерархия мотивов учения является двуевершинной: ведущими являются как познавательные так и социальные мотивы.

Социальные и познавательные мотивы имеют две психологические характеристики: содержательную и динамическую (характеризует динамику и формы выражения мотивов).

Содержательные характеристики:

1.Наличие личностного смысла учения.

2ейственность - влияние мотива на учение и поведение (реально действующий или значимый мотив).

Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зрелости и развернутости всех компонентов учебной деятельности.

1.Мотив может быть ведущим или подчиненным (место мотива).

2.Самостоятельность возникновения и проявления мотива (он может возникать в самостоятельной учебной работе, как внутренний, или с помощью взрослого, как внешний).

3.Уровень сознания.

4.Степень распространения мотива на разные виды деятельности:

- аморфная, неясная локализация - общий интерес к учению, требующий побуждения извне;

широкая локализация интересов при отсутствии глубины познания;

- локализованные стержневые интересы;

Динамические характеристики:

1.Устойчивость - мотив проявляется достаточно постоянно.

2.Модальность - эмоциональная окраска мотива (положительные и отрицательные мотивы).

3.Сила мотива.

4.Быстрота возникновения.

Формы выражения мотивов учения должны находиться в поле зрения учителя. По ним учитель составляет первое представление о характере мотивации данного ученика.

 

1.3.           Возрастные особенности мотивации младших школьников

Младший школьный возраст - время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Доверительность и открытость, послушание и исполнительность - важные личностные особенности младших школьников. [20]

  На первых этапах обучения, в младшем школьном возрасте,             любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной             стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность -            с другой, определяют положительное отношение учащихся к учебе и             связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных             оценок. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слез             переживаются детьми. Самооценка в младшем школьном возрасте             формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое             значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому,             как они оцениваются другими. Малышам важно, чтобы положительная             оценка была общепризнанна. [32] От отношения родителей и учителей к ребенку зависит его отношение к  себе (самооценка), самоуважение. Все это влияет на развитие    личности.

Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов  предшествующей деятельности. Тот ученик, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей деятельности предрасполагает к ожиданию успеха и в дальнейшем.

Существенной особенностью мотивации учебной деятельности младших школьников является и то, что они не могут долго удерживать энергию сформированного намерения. Поэтому между созданием у них соответствующего намерения и его выполнением должно проходить немного времени, чтобы это стремление не остыло. Кроме того, перед младшими школьниками целесообразно ставить не отдалённые и крупномасштабные цели, а ближайшие и небольшие. Например, было выявлено, что в тех случаях, когда ребёнку не хочется выполнять какое-либо задание, разделение этого задания на ряд небольших отдельных заданий, обозначаемые целью, побуждает ребёнка не только начать работу, но и довести её до конца. [16]

Преобладание неуспеха в учебной деятельности отстающих детей,           постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем,           неуклонно ведет к нарастанию у таких детей неуверенности в себе и             чувства неполноценности.

Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в раз­витии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка. [19]

В работе с младшими школьниками особенно важно различать мотивацию содержанием и мотивацию процессом. Младший школьник интересуется учением вообще. В этой любви к деятельности в качестве побудителя может выступать результативная сторона, возможность занять место в коллективе, получить одобрение и т.п., но может выступать и процессуальная сторона. В первое время любовь к учебной деятельности имеет элементарное проявление: читать, писать. В дальнейшем интерес к процессу проявляется в желании думать, рассуждать, придумывать новые задачи.

 

Вывод

В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными. Сложность данного понятия, многоуровневая организация мотивационной сферы, сложность структуры и механизмов ее формирования, открывает широкие возможности для применения всех  существующих теорий. Утверждения отдельных теорий могут направляться на различные элементы мотивационной структуры и именно в этих направлениях будут наиболее компетентными. Мотивация учебной деятельности является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы, поэтому и к изучению мотивации учебной деятельности необходимо подходить, учитывая данное обстоятельство.

Формирование уже в начальных классах мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей (например, престижных или выполнения требований родителей и т.д.), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной. Надеяться на то, что такие мотивы возникнут сами по себе, не имеет смысла.

Только та информация, которая как-то созвучна потребностям ребёнка, подвергается эмоциональной (оценочной) и умственной (рациональной) переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности. Поэтому учителю очень важно знать потребности его учеников, форму этих потребностей в настоящее время, будущие потребности, которые могут возникнуть у детей.

Формирование учебной мотивации младших школьников предполагает знание педагогом психологических механизмов процесса мотивации, под которыми понимается наличие оптимальных взаимоотношений и взаимодействия между структурными элементами (подсистемами) психологической системы, обеспечивающими её функционирование, становление, развитие. К психологическим механизмам формирования учебной мотивации относятся такие, как мотивационное переключение, мотивационная обусловленность, соревнование, отметка, интерес к содержанию деятельности, наличие перспективы, конкретной цели.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экспериментальное исследование возрастных особенностей мотивации учебной деятельности младших школьников

2.1. Организация и методы исследования

 

Экспериментальная база исследования. В исследовании принимали участие младшие школьники 2 и 4 классов, в  возрасте 7-8 и 10-11 лет. Исследование проводилось на базе   учреждения ………………………..

В исследовании приняли участие 23 ребёнка: 11 детей 2 класса, 12 детей 4 класса. Испытуемые получали инструкции. После проведения тестирования, данные были обработаны и сведены в таблицы  и диаграммы показателей.

Методы исследования. В работе использовался комплекс методов исследования: Методика "Диагностики школьной мотивации учащихся начальных классов (Н. Г. Лусканова), Методика "Диагностика структуры учебной мотивации школьника (М. В. Матюхина), Направленность на приобретение  знаний (Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова);

1.                  Методика "Диагностики школьной мотивации учащихся начальных классов (Н. Г. Лусканова). Цель: изучения уровня школьной мотивации учащихся начальных классов. Методика состоит из двух частей:

1) схемы анализа детских рисунков на школьную тему;

2) краткой анкеты, состоящей из 10 вопросов.

Вопросы отражают отношение детей к школе, к учебному процессу. Рисунки и ответы на вопросы оцениваются по единой 30-балльной шкале, что позволяет сравнить между собой полученные результаты. Данный метод позволяет быстро выявить среди большого контингента учащихся детей группы риска, с негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией.

При анализе рисунков оцениваются следующие показатели:

1)соответствие заданной теме (если рисунок был не на свободную тему);       

2) сюжет (что именно изображено);

3) размеры рисунка и отдельных деталей;

4)цветовое решение;

5) динамика изображения;

6)правильность рисунка;

7) законченность рисунка.

Техника и манера исполнения принимаются во внимание, если свидетельствуют о каких-то психологических свойствах учащихся. Система балльных оценок:

      -ответ,    свидетельствующий     о    положительном отношении ребенка к школе, предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;

      -нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в 1 балл;

      -ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

2. Методика "Диагностика структуры учебной мотивации школьника (М. В. Матюхина). Цель: изучения мотивационной сферы учащихся. По этой методике каждый мотив написан на отдельной карточке, в виде 21  суждения.

  Методика М.В. Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования), узколичностные (благополучия и престижа),   учебно-познавательные   (связанные     с содержанием и процессом учения) и мотивы избегания неприятностей.

Проводится три серии испытаний. Первая серия. Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Предлагается разложить карточки на пять групп: в одну отложить все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения, во вторую - просто имеют значение, в третью - имеют небольшое значение, в четвертую - имеют очень малое значение, в пятую - совсем не имеют значения.   Вторая серия. Из тех же карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения. Третья серия. Из тех же карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения. Первая серия дает испытуемому большой простор для выбора. Вторая серия ставит испытуемого перед необходимостью более строгого отбора, поэтому он вынужден ограничить выбор. Это заставляет его лучше осознать свои побуждения и мотивы. Третья серия требует еще более глубокого осознания своего отношения к учению. При обработке результатов учитываются только

случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы. Например, если испытуемый в двух сериях (первой и второй, или второй и третьей, или первой и третьей) в качестве наиболее значимого мотива выбирает карточку, на которой написано: "Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности", то это рассматривается как указание на выбор, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

3. Методика "Направленность на приобретение знаний" (Е. П. Ильин и Н. А. Курдюкова). Цель: измерение мотивации на приобретение знаний.

Методика состоит из 12 вопросов, на каждый из которых предложено два ответа. Ребёнку нужно выбрать один ответ, с которым он согласен.

 

2.2. Сравнительный анализ мотивов учебной деятельности у учащихся 2 и 4 классов

 

Результаты, полученные по методике "Диагностики школьной мотивации учащихся начальных классов" (Н. Г. Лусканова), говорят о следующем. Анализ результатов по рисункам, на тему «Что мне нравиться в школе» проводился по пяти критериям:  соответствие заданной теме, сюжет, размеры рисунка и отдельных деталей, цветовое решение, динамика изображения, правильность рисунка,  законченность рисунка.

У младших школьников 2 класса, как правило идёт не соответствие рисунков заданной теме. Они изображали машины, игрушки и т.д. Это свидетельствует о том, что у них ведущей является игровая мотивация, а не учебная. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Учебный процесс их мало привлекает. Им более важно само присутствие в школе, воспроизведение роли ученика. Они изображают, как правило, различные школьные, но не учебные ситуации. Были и случаи детского негативизма. Ребенок упорно отказывался рисовать на школьную тему и рисовал то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований.

У детей 4 класса рисунки более зрелые. Они соответствуют в большинстве случаев заданной теме. Это говорит о наличии положительного отношения к школе. Ими изображались различные учебные ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Всё это свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов. Так же были и рисунки с  ситуацией неучебного характера - школьное здание, ученики с портфелями и т.п. Такие рисунки свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты.

Анализ анкеты оценки уровня школьной мотивации можно представить в следующей таблице:

Таблица №1

Выраженность уровней школьной мотивации у 2 и 4 класса, по методике "Диагностики школьной мотивации учащихся начальных классов" (Н. Г. Лусканова)

Уровни

Классы

2 класс

4 класс

1

0%

25%

2

9%

50%

3

54%

17%

4

27%

8%

5

9%

0%

 

Как и при интерпретации рисунков, мы видим, что у детей 2 класса преобладает третий уровень. Это говорит о том, что дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Четвёртый уровень свидетельствует о том, что дети  посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Так, в одинаковой степени выражены 2 и 5 уровень. Второй уровень  -   такие показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Пятый уровень говорит о том, что такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

Результаты, полученные по методике  "Диагностика структуры учебной мотивации школьника" (М. В. Матюхина).

 

Таблица №2

Распределение мотивов у младших школьников 2 и 4 класса, по методике "Диагностика структуры учебной мотивации школьника" (М. В. Матюхина)

Мотивы

2 класс

4 класс

Широкие социальные

57%

35%

Учебно-позновательные

13%

15%

Узколичностные

18%

41%

Избегания неудачи

12%

9%

 

У школьников 2 класса ведущим является мотив самосовершенствования (“хочу быть культурным и развитым”), мотив долга перед учителем (“стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя”). Второе место   занимают   узколичностные    мотивы:    мотив

благополучия (“хочу получать хорошие отметки”) и престижные мотивы (“хочу быть лучшим учеником в классе”, “хочу, чтобы мои ответы на уроке были всегда лучше всех”). На третьем месте учебно-познавательная мотивация (“люблю узнавать новое на уроке”), а на четвертом месте - мотив избегания неудачи (“не хочу получать плохие отметки”).

Мотивационная структура учащихся 4 класса представленная в таблице 2, из которой видно, что узколичностные мотивы благополучия (“хочу получать хорошие отметки”) и престижа (“хочу быть лучшим учеником в классе”) выходят на первое место. Дети реже указывают на стремление быстро и точно выполнять требования учителя. В то же время более значимыми становятся мотивы ответственности перед классом, их волнует мнение товарищей (“хочу занять   достойное место среди товарищей”, “хочу, чтобы товарищи были хорошего мнения обо мне”). Широкие       социальные      мотивы (долга и ответственности, самосовершенствования самоопреде -         ления) постепенно переместились с первого на второе место. Произошли изменения и в учебно-познавательной мотивации. Значительно увеличилось число указаний на мотив, связанный с содержанием учения (“люблю узнавать новое”).

Рассмотрим результаты методики "Направленность на приобретение знаний" (Е. П. Ильин и Н. А. Курдюкова).

 

Таблица №3

Выраженность мотивации младших школьников 2и 4 класса,
на приобретение знаний, по методике "Направленность на приобретение знаний" (Е. П. Ильин и Н. А. Курдюкова)

Балл

2 класс

4 класс

от 0 до 3

18%

8%

от 4 до 5

55%

8%

от 6 до 8

27%

25%

от 9 до 10

0%

51%

о 11 до 12

0%

8%

 

  Из представленных выше данных в таблице, мы можем сделать следующий вывод. Уровень направленности мотивов на приобретение знаний преобладает у 4 класса. Ярко выраженными являются высокий (51%) и средний уровень (25%) направленности мотивов на приобретение знаний. Ситуация  младших школьников 2 класса совершенно иная. Здесь на первое место выходят низкий (55%) и средний (27%) уровни. Эти результаты подтверждают данные, полученные  в предыдущих двух методиках. Ученикам второго класса важен сам процесс обучения, поход в школу, новая социальная роль. Младших школьников 4 класса, как раз уже интересует процесс получения и приобретения знаний, они  более замотивированы.

 

 

 

Вывод

Во втором классе у детей преобладает внешняя мотивация к учению, причем отрицательные мотивы сильнее положительных («Я учусь потому, что заставляют родители», «…чтобы не отставать от своих товарищей»). Среди учащихся второго класса очень велика группа детей, у которых нет доминирующих мотивов к учению.

К четвёртому классу ребенок начинает понимать, что знания нужны не для того, чтобы кому-то доставить удовольствие или чтобы быть не хуже других, а для того, чтобы быть более развитым, иметь в будущем хорошую работу. Об этом свидетельствует и динамика мотивации. Если во втором классе внутренние мотивы составляли гораздо меньший процент от общего числа ответов, то в четвёртом классе ситуация координально меняется - доля внутренних мотивов увеличивается. Доля учащихся, у которых преобладают внешние отрицательные мотивы становится более незначительной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в результате проведенных нами теоретических и практических исследований, на основе анализа различных теорий по изучению мотивации, можно сделать вывод, что мотивационная сфера очень сложна и неоднородна.

Для сознания ребенка, обучающегося в начальной школе, наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы - результат социальных влияний.

Дети рассуждают так: «Надо учиться, чтобы потом хорошо работать, хочу быть шофером», «Я хочу быть врачом, чтобы лечить людей, а для этого надо много знать», «Учусь, чтобы быть культурным и развитым». Подобные рассуждения говорят о том, что школа и семья создают у ребенка определенную социальную установку, ребенок понимает, общественную значимость учения, понимает, что знания ему нужны для будущего, он хочет быть умным, культурным и развитым.

В связи с той значимостью, которую младшие школьники придают мотивам самоопределения (будущая профессия, продолжение образования) и самосовершенствования (быть умным, развитым, культурным), важно строить учебный процесс так, чтобы учащийся «видел» свое движение вперед, свое ежедневное обогащение знаниями, умениями, свое движение от незнания к знанию.

Во втором классе учение привлекает детей как серьезная социально значимая деятельность; из дополнительных мотивов наиболее ярко проявляется интерес к внешней стороне школьной жизни. К 4 классу одним из основных мотивов учения становится стремление занять определенное место в коллективе сверстников.

Было показано, что познавательные мотивы учения у младших школьников играют меньшую роль, чем социальные, но и они подвергаются изменениям: во 2 классе у школьников доминирует интерес к процессу учения, а  4 классу – интерес к содержанию учебного предмета.

Итак, предположение о том, что за период обучения в начальной школе мотивация к учению претерпевает изменения от внешней к внутренней оказалась верной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.      Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2004.

2.      Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 2006.

3.      Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы)/Под ред. Д. Б. Элькопина, В. В. Давыдова. - М.: Просвещение, 2004.

4.      Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.: Пер. с франц. М., 2006.

5.      Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. - М., 2007.

6.      Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М: Просвещение, 2004.

7.      Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

8.      Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002 – 512 с.

9.      Леонтьев А. Н. Детская и педагогическая психология. - М.: Просвеще-ние, 2004.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 2006.

11. Люблинская А. А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971.

12. Маклаков

13. Маслоу А., Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 2001

14. Матюхина М. В., Иванова Т. Ф. Мотивация достижения и настойчивость младших школьников // http://psychology.net.ru

15. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 2007

16. Матюхина М.В., Саблина Т.А. Некоторые аспекты развития мотивации  достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические     вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников /ВГПУ. -  Волгоград, 1992. С. 62-73. 

17. Матюхина М.В., Саблина Т.А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников /ВГПУ. - Волгоград, 1992.

18. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопр. психологии. 1987. 5.

19. Мухина В.С. Детская психология. - М: Просвещение, 2000.

20. Немов Р.С. Психология, кн. 1. Общие основы психология. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

21. Обухова Л.Ф. “Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 1995 г.

22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М: Триво-ла, 2005.

23. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. - М.,1990.

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.

25. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Хар-вест, 1998.

26. Словарь практического психолога. /сост. С.Ю.Головин/,1997.

27. Столяренко

28. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998

29. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.

30. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марко-вой. - М.: Педагогика, 2005.

31. Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В.В. Давыдо-ва и др. М., 2003.

32. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т.1,2; Пер. с нем. / Под ред. Б.М.Величковского. - М.: Педагогика, 2004.

33. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С.-П., 1997.

34. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1999.

35. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Пе-дагогика, 2006.

36. Эльконин Д. Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до се-ми лет. - М.: Учпедгиз, 1966.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Выраженность уровней школьной мотивации у 2 и 4 класса, по методике "Диагностики школьной мотивации учащихся начальных классов" (Н. Г. Лусканова)

Рисунок№1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Распределение мотивов у младших школьников 2 и 4 класса, по методике "Диагностика структуры учебной мотивации школьника" (М. В. Матюхина)

Рисунок№2

 

1 - Широкие социальные мотивы

2 - Учебно-позновательные мотивы

3 - Узколичностные мотивы

4 - Мотивы избегания неудачи

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Выраженность мотивации младших школьников 2и 4 класса,
на приобретение знаний, по методике "Направленность на приобретение знаний" (Е. П. Ильин и Н. А. Курдюкова)

Рисунок №3

5

 

Информация о работе Возрастные особенности мотивации учебной деятельности младших дошкольников