Возрастные особенности формирования учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:49, реферат

Описание работы

Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. В этом понятии подчеркивается то, что он обучается сам при помощи других (учителя, соучеников), являясь активным субъектом образовательного процесса и при этом характеризуясь всеми рассмотренными субъектными качествами, чертами.
Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными и деятельностными особенностями, т. е. особенностями задатков (индивидуально-типологическими предпосылками), способностей, интеллектуальной деятельности, когнитивного стиля, уровня притязаний, самооценки, работоспособности; особенностями выполнения деятельности (планируемость, организация, точность и т. д.). Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем деятельности, в частности учебной, отношением к ней, обучаемостью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Психологическая характеристика учебной деятельности…………………...4
2. Особенности формирования учебной деятельности…………………………6
3.Этапы формирования учебной деятельности…………………………………8
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Основные возрастные особенности формирования учебной деятельности.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

    В студенческие годы УД приобретает собственно исследовательский характер и может быть названа как учебно-познавательная деятельность. Усвоение уже накопленных теоретических знаний вплетается в процесс самостоятельного формулирования результатов индивидуального или коллективного исследования, проектирования и конструирования, производимых в соответствии с требованиями различных форм познания, что и приводит студентов к уточнению научных понятий, к совершенствованию художественных образов, углублению нравственных ценностей и т.п. УД для студентов становится основой развития прогнозирующего и исследовательского теоретического мышления.[6]

 

 
 

    Возрастные  особенности формирования учебной  деятельности
    Возраст     Особенности учебной деятельности
    Младший школьный возраст     Знаменуется введением учащегося в УД, овладением всеми ее компонентами; УД имеет здесь ведущее значение
    Средний школьный возраст     Идет  становление произвольности УД, овладение  ребенком ее общей структурой, осознание  индивидуальных особенностей своей  учебной работы, использование УД как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками.
    Старший школьный возраст     Характеризуется использованием УД как средства профориентации и профподготовки, овладением способами самостоятельной УД и самообразования, а также переходом от усвоения общественно выработанного опыта УД к его обогащению, т.е. творческой исследовательской познавательной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

     Возрастные  особенности развития учащихся по-разному  проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения.

     При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается  на обобщенные данные педагогики и  возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.

     Весьма  важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности: слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.[8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 

        1.Статья Г.А. Цукерман "Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности"

        2.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

        3.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.

        4.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.

      5.Cтатья Г.А. Цукерман "Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?"

      6.http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-podjun.html; см. лабораторию изучения психического развития в подростковом и юношеском возрастах.

        7.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4. 

        8.Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие - М.: Академия, 2002. - 330 стр.

Информация о работе Возрастные особенности формирования учебной деятельности