Возрастные кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

В психологических теориях категория "возрастной кризис" используется в многочисленных контекстах, отличается по своему содержанию и связывается с различными характеристиками психического развития человека. Суть возрастных кризисов заключается в изменении системы связей человека с окружающей действительностью и его отношения к ней, в смене ведущей деятельности. В отличие от кризисов невротического или травматического типа, они относятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного хода психического развития.

Содержание

ввведение
1.Сущность возрастного кризиса
2.Возрастные кризисы.
3.Кризис новорожденности
4.Кризис одного года
5.Кризис трех лет
6.Кризис семи лет. Готовность к школе
7.Кризис подросткового возраста
8.Кризис среднего возраста
9.«Узелковый период» Кризис старости
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

кризисы.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

 Многие  подростки переживают кризис во внешних  проявлениях негативизме – бессмысленном противодействии других, немотивированном противостоянии родителям, учителям.  Задача близких взрослых и психологов здесь однозначна - необходимо включиться в проблемы отрока и постараться облегчить его жизнь в этот период.[2]

 Не  всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбираются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад. 

 2.7 Кризис среднего  возраста  

 Кризис  среднего возраста – самая странная и страшная пора в психическом развитии человека. Многие люди ( особенно творческие ), не найдя в себе силы, и не обретя новый смысл жизни, просто уходят из нее. На этот период ( после подросткового)  приходится наибольшее число суицидов.   

   Как уже говорилось выше, у взрослого человека начинают формироваться вопросы, на которые он не в состоянии ответить, но которые сидят внутри и разрушают его. « В чем смысл моего существования!?», «Это то, чего я хотел!? Если да, то что же дальше!?» и т.д. Представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и т. п. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни. Самореализовав себя в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же задачей – поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости «что-то предпринимать» и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень – возраст взрослости. «Кризис тридцати» – условное название этого кризиса. Это состояние может наступить и раньше, и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать на протяжении жизненного пути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь.[8]

 Для мужчин в это время характерны разводы, смена работы или изменение  образа жизни, приобретение дорогих  вещей ( автомобили, мотоциклы), частая смена сексуальных партнерш, причем прослеживается четкая ориентация на юный возраст последних, как бы начинает добирать то, чего не смог получить в более раннем возрасте, реализует свои детские и юношеские потребности.

 У женщин во время кризиса 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные  в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.

 Переживая этот кризисный момент своей жизни, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого: он хочет иметь хорошую работу, он стремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, что возможно полное воплощение надежд и чаяний, образующих «мечту», и усердно трудится для этого. 

 2.8 «Узелковый период»  Кризис старости  

 В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит  преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

 Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее именно для пожилых  и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, трансформируясь в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни. Наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчетливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности.

 Тем не менее старение, смертельные болезни  и умирание воспринимаются не как составные части процесса жизни, а как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности возможностей управлять природой. С точки зрения философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и успеха, умирающий является потерпевшим поражение.

 Сейчас  наша социальная структура, равно как  и философия, религия и медицина почти ничего не могут предложить для облегчения душевных мук умирающего. Пожилые и престарелые люди, как правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий.  Этот период также называют «узелковым», потому что , не желая обременять своей старостью и смертью, многое пожилые люди начинают готовиться к смерти, собирать сопутствующие обряду вещи, откладывать деньги на проведение похорон. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни.

 В научном  труде:  «О смерти и умирании»  Элизабет Кюблер-Росс подчеркивает важность открытого и честного общения с умирающими, готовность последних обсуждать любые психологически близкие им темы. В результате подобного подхода они могут научить остающихся в живых важным вещам, относящимся не только к заключительным фазам жизни, но и проблемам работы человеческого сознания, а также к некоторым редким аспектам нашего существования вообще. Кроме того, данный процесс обогатит его участников и, возможно, снизит уровень их тревоги относительно собственной смерти.

 В связи  с этим важным представляется осмысление социально-психологических механизмов адаптации человека к феномену смерти. Речь идет и о системе психологической защиты, определенных моделях символического бессмертия, и о социальной апробации смерти – культе предков, поминальных обрядах, похоронных и мемориальных службах и о просветительских программах пропедевтического характера, в которых феномен смерти становится темой раздумий и духовных поисков.

 Культура  сопереживания смерти другого человека выступает неотъемлемой составляющей общей культуры, как личности, так  и общества в целом. При этом совершенно справедливо подчеркивается, что отношение к смерти служит эталоном, индикатором нравственного состояния общества, его цивилизованности. Важно создать не только условия для поддержания нормальной физиологической жизнеспособности, но и предпосылки для оптимальной жизнедеятельности, удовлетворить потребность пожилых и престарелых людей в знаниях, культуре, искусстве, литературе, часто выходящих за пределы досягаемости для старших поколений.

 На  современном этапе кризисная  ситуация для пожилых и престарелых людей обусловлена и усугубляется следующими обстоятельствами:

 1.     Экономический статус данной социальной группы чрезвычайно низок, происходит процесс обнищания.

 Отсутствует продуманная система профессиональных маршрутов для лиц пенсионного  возраста, сохранивших трудовую и  социальную активность.

 Состояние здоровья людей данной возрастной категории обычно хуже, чем у молодых членов общества. Наличие хронических болезней вынуждает их чаше обращаться к медицинской помощи, а это, соответственно, ведет к дополнительным расходам.

 2.      Нарастающая новизна ситуации, постоянное возникновение новых, необычных реалий общественной жизни на финальном этапе онтогенетического развития человека порождает чувство тревоги, апокалипсические настроения, кризис социальной идентичности у пожилых и престарелых. 
 

 

  Заключение 

 Цели  действий участников взаимодействия в ситуации возрастного кризиса практически всегда неосознанны. Цели ребенка определяются особенностями социальной ситуации развития, в которую он попадает в критический период. Действия направляются желанием поступать как взрослый (или более старший). В цели ребенка ни объективно, ни тем более субъективно не входит разрушение отношений с родителями. Целью является осуществление иного поведения, отличного от привычного, выступающего как символ взрослости. Такое поведение привлекательно для ребенка, поскольку позволяет непосредственно почувствовать себя взрослым.

 Многие  взрослые в период возрастного кризиса  своего ребенка сталкивается с кризисом собственной системы воспитание, поскольку изменения в поведении  ребенка начинают свидетельствовать о неэффективности старой стратегии воспитания, приводят к субъективному переживанию этой ситуации, пробам построения новых поведенческих стратегий и тактик и переходу к новым формам взаимодействия с ребенком. Эта последовательность в целом повторяет структуру возрастного кризиса с одним существенным отличием: если ребенок переживает активный кризис, то кризис воспитание взрослого – реактивный. Ребенок «сам» разрушает привычные формы совместности со взрослым, взрослый же «реагирует» на разрушение, вначале делая попытку их сохранить.

 В период возрастного кризиса меняются действия всех участников взаимодействия: и  взрослых, и детей. Условием для успешного  разрешения кризиса является именно коррекция поведения взрослых. Взрослому  необходимо иметь определенные знания об изменениях, происходящих с ребенком на данном возрастном этапе. Только на основе этих знаний можно определенным образом действовать и анализировать собственные действия.

 Как правило, возрастной кризис у взрослых людей усугубляется определенными ненормативными факторами (сильные эмоциональные переживания и крупные неудачи – потеря важных родственных связей, смерть, развод, выкидыш и др.). На современном этапе количество людей, испытывающих те или иные кризисные состояния, неуклонно возрастает. С одной стороны, это может быть связано с резкими изменениями условий жизни (нестабильность общественных структур, болезни, изменение социального окружения), с другой – с определенным эволюционным этапом в развитии психики людей в целом.

 Длительность  кризисных переживаний, возможность конструктивного или деструктивного выхода из кризиса в значительной мере определяются типом совладания, отношения личности к неблагоприятной жизненной ситуации. Наиболее типичные варианты отношений личности к кризисам: игнорирующее; преувеличивающее; демонстративное; волюнтаристское; продуктивное.

 Конечно, в этой сфере еще очень много  направлений для дальнейших исследований. Проблема кризисов и выходов из них , на сегодняшний день – одна из самых  перспективных и актуальных проблем психологии. 

 

 

Список  литературы  
 
 

1. Обухова Л.Ф.  Возрастная психология .Российское педагогическое агентство, 2004. – 193с. .  
2. Эриксон Э.  Идентичность. Юность и кризис  Центрполиграф, 2003.

3 .Абрамова  Г.С. Возрастная  психология  / Эксмо, 2003.

4. Мухина В.С. Возрастная  психология  Академия, 2006.

5. Рогов Е.И. Общая  психология / Владос,  2002.

6.  Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов педагогических вузов Харвест, 2007.

7. Эльконин  Д.Б.  Избранные психологические труды  Педагогика, 2000.  
8. Холлис Д. Перевал в середине пути: кризис среднего возраста  Когито-Центр, 2005. 
9. Крайг Г., Бокум Б. Психология развития  / Питер, 2005с.

10. Выготский Л.С.  Собрание сочинений  / Питер, 2006.   
 

 

   Содержание 

Введение          1-2 

Глава I 

    1. .Сущность  возрастного кризиса      3-5
 

Глава II 

2.1. Возрастные кризисы.       8-10 

2.2. Кризис новорожденности      10-12 

2.3. Кризис одного  года       12-13 

2.4.Кризис трех  лет        14-15 

  2.5Кризис семи лет. Готовность к школе.     16-20 

    1. .Кризис подросткового возраста      7-8
 

2.7.Кризис среднего возраста  

2.8.«Узелковый период» Кризис старости  

Заключение          

Список используемой литературы

Информация о работе Возрастные кризисы