Возрастные кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

В психологических теориях категория "возрастной кризис" используется в многочисленных контекстах, отличается по своему содержанию и связывается с различными характеристиками психического развития человека. Суть возрастных кризисов заключается в изменении системы связей человека с окружающей действительностью и его отношения к ней, в смене ведущей деятельности. В отличие от кризисов невротического или травматического типа, они относятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного хода психического развития.

Содержание

ввведение
1.Сущность возрастного кризиса
2.Возрастные кризисы.
3.Кризис новорожденности
4.Кризис одного года
5.Кризис трех лет
6.Кризис семи лет. Готовность к школе
7.Кризис подросткового возраста
8.Кризис среднего возраста
9.«Узелковый период» Кризис старости
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

кризисы.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

 Человеческое  дитя наиболее беспомощно среди всех детенышей в момент своего рождения. Это не зрелость не только в высших регуляторных, но и многих нежелающих физиологических механизмов, что приводит к возникновению новой социальной ситуации. В данный период вообще нельзя рассматривать ребенка отдельно от взрослого. Сказанное чрезвычайно важно, ибо ребенок еще не обладает никакими способами взаимодействия со взрослыми.

 Важные  события в психической жизни  ребенка – возникновения слухового  и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й недели, зрительное – на 3-5 недели.

 Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

 Лицо  взросло вызывает у ребенка состояния «блаженство» - он улыбается. Улыбка на лице ребенка и является концом кризисом новорожденности. С этого момента у него начинаются индивидуальная психическая жизнь.

 Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела. Младенец все время находится в движении. Он откликается эмоционально. Комплекс оживления включает четыре основных компонентов:

 Замирания и зрительное сосредоточение – долгие, пристальный взгляд на взрослого;

 Улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

 Двигательные  оживления, движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и п.р.;

 Вокализации – вскрики (громкий отрывистые звуки), гуканье (тихие короткие звуки «кх», «гк»), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц – «гуулллиии» и  п.р.).

 Дети, отстающие в развитие прежде всего отстают именно в появления комплекса оживления. Комплекс оживления, как первый специфический поведенческий акт ребенка, становится определяющим для всего последующего его психического развития. Он является первым актом общения ребенка со взрослым и свидетельствует о переходе в новый стабильный период – период младенчество.   
 

 

2.3 Кризис одного  года  

 Как всякий кризис, он связан со всплеском  самостоятельности, появления аффективных  реакций. Аффективные вспышки у  ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желания, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Поскольку  ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.

 Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать  значительной силы: некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появления сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, то есть большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым – центральном новообразовании данного возрастного периода.  
 

   2.4 Кризис трех лет   

    

 Кризис  трех лет, возникает при появлении  и проявлении «воли» ребенка. В этот период взаимоотношения  ребенка и взрослого оборачиваются тяжелым испытанием.  Малыш начинает сравнивать себя со взрослыми  и  хочет пользоваться такими же правами, выполнять такие же действия. Он  отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от собственного волеизъявления. Это настолько захватывает его, что он начинает осознанно противиться воле взрослого, и открыто противопоставлять  свои желания его ожиданиям.

 Важные  симптомы кризиса трех лет ( Э. Келер):  

 - негативизм  Выражен отказом подчиняться требованиям взрослых .

 - упрямство  Происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с ней считались. Ребенок настаивает на своих требованиях и решениях.

 - строптивость  Как правило, это протест против  порядков, существующих в доме.

 - своеволие   Ребенок сам хочет что-то делать, стремится к эмансипации от взрослого.

 - обесценивание  взрослых  Мама – «дура» .

 - протест-бунт  Ребенок  находится в состоянии конфликта, войны  с окружающими.

 - стремление  к деспотизму  ( встречается в семьях с единственным ребенком)

 Все эти симптомы  развиваются внутри отношений взрослого и ребенка. Попытки общения с ребенком в рамках сложившихся до этого отношений могут привести к поддержанию противостояния, упрямства и негативизма. Именно взрослый должен в каждом отдельном случае найти выход из ситуации, в которой ребенок глубоко переживает свою обособленность от других. Ведь, настаивая на своем,  ребенок не только реализует свою самостоятельность, но и впервые испытывает отторжение от других, которое он провоцирует своим дурным поведением, или своей волей.

 Данный  период становится решающим для  установления соотношения между доброй волей и полным ненависти самоутверждением, между кооперативностью и своеволием, самовыражением или смиренной угодливостью. Но именно переживания кризиса обостряют чувствительность   ребенка к  чувствам и переживаниям других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих. Учат умению общаться и сравнивать себя с другими людьми в социальном пространстве, в котором приняты правила о правах и обязанностях, выраженные для детского сознания словами «можно» и «нельзя». Из этого периода ребенок должен выйти с чувством инициативы, как основным для достоверного ощущения собственных амбиций и целей. 

2.5 Кризис семи лет.  Готовность к школе.  

  Основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности .

 Это обусловлено тем, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью  возникает новый момент – переживание  того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка, что оно может принести. Это внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь осуществление деятельности, его положительные и негативные проявления, удовлетворение или неудовлетворение от него. Таким образом, в психическом развитии ребенка впервые возникает эмоционально-смысловая основа поступка. Согласно взглядам  Д.Б.Эльконина, когда появляется ориентация на смысл поступка, тогда можно говорить о переходе ребенка в новый возраст. Диагностика этого перехода является одной из самых актуальных проблем современной возрастной психологии. К этой проблеме непосредственно примыкает проблема готовности ребенка к школе, его психическое и нравственное развитие.

 В этот период характерными особенностями  поведения ребенка выступают, так  называемое , «манерничанье» и симптом «горькой конфеты».  Манерничанье проявляется в том, что ребенок постоянно что-то из себя «строит», играет придуманные им самим роли и образы, зачастую становится скрытным. Симптом «горькой конфеты» у ребенка обусловлен желанием скрыть внутреннее ( а порой и физическое)  ощущение боли и страха.  Ребенок начинает  замыкаться в себе и становится неуправляемым. Кризис требует перехода к новой  социальной ситуации, нового содержания отношений, в том числе и с близкими. Ребенок стремится осуществлять обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность ( по Д.Б.Эльконину ) Эти тенденции выражаются в стремлении скорее пойти в школу.

 Проблема  готовности к школе до сих пор  не имеет четкого решения. Нередко  ребенок приходит в школу с  более высокими показателями развития, однако позже обнаруживается, что психически ребенок оказывается не готов. Переход к системе школьного обучения – это переход от естественной, реактивной программы к упорядоченной программе школьных предметов , усвоению научных понятий ( Л.С.Выготсткий ). Однако в мире существуют различные учреждения и программы, направленные на подготовку ребенка к школе, постепенный интеллектуальный и психический переход от стадии детства к более ответственному и серьезному периоду – школьному.  

 2.6  Кризис подросткового возраста  

 На  образ физического “Я” и самосознания в целом оказывает влияние  темп полового созревания. Дети с поздним  созреванием оказываются наименее выгодным положением; акселерация создает  более благоприятные возможности  личностного развития. После относительно спокойного младшего школьного возраста,  подросткового кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка личностная нестабильность. Противоположные черты, стремление, тенденции, сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность :”… подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интересом, и в тоже время, ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения лишь для того, чтобы оборвать их также внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой- они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в тоже время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя, сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда, медлительны и апатичны”.

 Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

 Подростковый  возраст- период отчаянных попыток  «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психологической зависимости, что проявляет себя в возникновении напряженности, тревоги, раздражительности.

 Подростки достаточно легкомысленно относятся  к человеческим порокам и слабостям  и в результате быстро приобщаются  к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. На этом фоне, рефлексируя на свое «падение», подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.

 Подростки с большим любопытством относятся  к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы взаимодействия юных сексуальных партнеров. Многие подростки на почве неблагополучного опыта обретают неврозы, а некоторые - и венерические заболевания. Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве (курильщик, сексуальный партнер и др.) в результате потери самоидентичности толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса.

 Отдельно  следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения отрока (возникают новые отношения с близкими, сверстниками, учителями; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом - вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.

Информация о работе Возрастные кризисы