Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:57, контрольная работа
Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
4. Помощь ребенку
на этом важном этапе в семье
Несколько странно
говорить о том, что в этот момент
возрастает роль семьи. Естественно, эта
роль важна во все этапы жизни
ребенка. Роль педагогов ДОУ, в т.ч.
и как представителей отличных от
семьи социальных отношений, в дошкольный
период тоже была крайне актуальна. Именно
в этот период шло формирование здоровья
и здравия ребенка, его базовых личностных
образований. Судьба любого человека во
многом зависит от того, как прошло у него
дошкольное детство. Это хорошо понимали
священники, когда говорили «Оставьте
мне дитя до 6-ти лет, а потом берите обратно.
Только роль, ее содержание во времени
– разные. Считаю необходимым заметить,
что все, что отнесено в работе к школьной
педагогике отнесено к ней условно. Под
этой условностью я подразумеваю, что
школа и семья, семья и школа, они вместе,
рука об руку, участвуют в воспитании и
обучении ребенка. Говорить об этом взаимодействии
можно долго, рассматривая различные аспекты,
поэтому я возвращаюсь к более узкой трактовке
в рамках моей работы.
С первым приходом в
школу начинается трудный период испытания
ребенка не только необходимостью ходить
в школу, быть дисциплинированным (правильно
вести себя в классе, быть внимательным
к ходу урока, к умственным операциям,
которые надо совершать при исполнении
заданий учителя и др.), но и необходимостью
организации своего дня дома, в семье.
Не добрая воля «Я
сам», как в дошкольном детстве, а
необходимость самостоятельно и
ответственно из дня в день организовывать
свою учебную деятельность вызывает
у ребенка чувство покинутости
родными и высокую сензитивность к отношению
со стороны членов семьи.
Родители стараются
организовать его правильное отношение
к учебной деятельности – отношение
взятой на себя ответственности. Они, как
правило, специально берут отпуск в
сентябре, чтобы помочь ребенку войти
в учебную деятельность и определить его
самочувствие и успехи на годы вперед.
Организуется рабочее место, ведутся беседы
о необходимости правильно спланировать
свое время, чтобы хорошо учиться и
успевать играть, гулять, заниматься другими
приятными или обязательными делами. Некоторые
родители реально, практически учат организовывать
рабочее время для занятий. Так, в одном
семействе детям для исполнения домашних
заданий давали специально определенное
время, тем самым строго контролируя их
деятельность. Заведенный будильник ставился
перед ребенком на столе. Тикающий будильник,
прыгающая поминутно стрелка довольно
быстро приучили детей контролировать
себя во время работы и не отвлекаться
на постороннее.
Самое главное, что
может дать семья младшему школьнику,
- научить его воздерживаться от развлечений
в урочное время, почувствовать, что значит
«делу – время, потехе – час», брать ответственность
на себя, тем самым научиться управлять
своей волей.
Разумная и любящая
ребенка семья помогает ему освоить
предъявляемые к нему требования учебной
деятельности и принять эти требования
как неизбежное и необходимое. Важно не
забывать сопровождать педагогический
и психологический процессы сбалансированным
питанием, прогулками на свежем воздухе
и витаминотерапией.
Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи ребенок обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются.
5. Индивидуальные
особенности развития
Говоря о индивидуальных
особенностях детей в первую
очередь можно вспомнить о
явлении акселерации, ведь уже
в дошкольном возрасте около
8 % детей имеют «разброс»
Другой аспект: один
ученик приходит в школу ухоженный,
дома интересуются его успехами, помогают
преодолеть трудности – все это
создает у ребенка состояние внутренней
уверенности и защищенности, с ним и учителю
легче найти контакт. А у сидящего рядом
может быть иная среда обитания в семье:
неустроенность быта, скандалы между родителями
– все это влияет на усвоение моральных
и нравственных ценностей, от этого зависит
его реакция на школьные события.
Помимо проблем, связанных
с условиями развития ребенка
в полной семье, существуют проблемы
воспитания в неполной семье или
усыновленного ребенка.
Ребенок изо всех
сил старается преодолеть все встающие
на пути преграды, ведь огромное значение
для развития его личности приобретают
мотивы установления и сохранения положительных
взаимоотношений с другими детьми. Главным
мерилом, определяющим положение ребенка
в группе сверстников, становится оценка
учителя, успехи в учебе. Именно он может
помочь ребенку в его психологическом
и социальном становлении. В детях заключено
будущее нашей страны и мира в целом, и
для учебы и для долгой дороги жизни им
нужно здоровье, а в Уставе ВОЗ сказано:
Здоровье – это состояние полного физического,
духовного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней или физических
дефектов.
С поступлением в школу ребенок включается в новую систему отношений; его эмоциональное благополучие, отношения с родителями уже во многом зависит от учителя: похвалит учитель ребенка – мама радуется и дарит ему любовь и ласку, а чуть провинится в школе или неудачно выполнит задание – и отношение к нему может резко измениться. В этот период учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уровне и в общении со сверстниками, его влияние простирается и на отношения в семье.
Список литературы
Аверин В.А. Психология
детей и подростков: Монография.
– Санкт-Петербург, 1994 с. 3, 5, 113, 132-135.
Мухина В.С. Возрастная
психология: феноменология развития,
детство, отрочество - 5 изд., стереотип.
– М.: Издательский центр «Академия»,
2000 с. 249, 250-252, 259, 342
Подласый И.П. Педагогика
– М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1996 с. 114-117, 126-129.
Российская педагогическая
энциклопедия: В 2 тт./Р 76 Гл. ред. В.В. Давыдов.
– М.: Большая Российская энциклопедия,
1998
Акселерация. т. 1
Рыбакова М. М. 1991 Конфликт и взаимопонимание в педагогическом процессе – М.: Просвещение, 1991