Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:57, контрольная работа
Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
Возрастные и индивидуальные
особенности развития: особенности
воспитания обучаемых младшего школьного
возраста (от 6 до 10 лет).
1. Введение: несколько
слов о возрастной
То, что развитие
как физическое, так и умственное
тесно связано с возрастом, понимали
уже в глубокой древности. Эта самоочевидная
истина не требовала особых доказательств:
больше прожил человек на свете – стал
выше ростом и крепче телом, с возрастом
приходит мудрость, накапливается опыт,
умножаются знания. Каждому возрасту соответствует
свой уровень физического, психического
и социального развития. Разумеется, это
соответствие справедливо лишь в общем
и целом, развитие конкретного человека
может отклоняться в ту или другую сторону.
Для правильного
управления процессами развития педагоги
уже в далеком прошлом делали попытки
классифицировать периоды человеческой
жизни, знание которых несет важную информацию
для посвященных. Есть целый ряд разработок
периодизации развития. Не станем вникать
в теоретические тонкости выбора критерия.
Периодизация основывается
на выделении возрастных особенностей.
Возрастными особенностями
Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) – только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педагогики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:
Психологическая
Педагогическая
Пренатальный период
Младенчество (1 год
жизни)
Период новорожденности (до 6 недель жизни)
Преддошкольный возраст
(от 1 до 3 лет)
Грудной период (до 1 года)
Дошкольный возраст
(от 3 до 6 лет):
Ползунковый возраст (1-3 года)
Младший дошкольный
возраст (3-4 года)
Дошкольный возраст (3 – 6 лет)
Средний дошкольный
возраст (4 – 5 лет)
Старший дошкольный
возраст (5 – 6 лет).
Школьный возраст (6-11 лет)
Младший школьный возраст
(6-10 лет)
Пубертатный период (11-15 лет)
Средний школьный возраст
(10 – 15 лет)
Юношеский период (15-20 лет)
Старший школьный возраст
(15-18 лет)
Нетрудно заметить,
что основу педагогической
Возраст цепко удерживает
развитие и диктует свою волю. Закономерности,
действующие в этой области, жестко
лимитируют возможности развития.
Я.А. Коменский был
первым, кто настаивал на строгом
учете в учебно-воспитательной работе
возрастных особенностей детей. Он выдвинул
и обосновал принцип природосообразности,
согласно которому обучение и воспитание
должны соответствовать возрастным этапам
развития. Как в природе все происходит
в свое время, так и в воспитании все должно
идти своим чередом - своевременно
и последовательно.
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
2. Особенности воспитания обучаемых младшего школьного возраста
2.1. Ведущая деятельность
данного возрастного этапа
Переход в школьный
возраст связан с решительными изменениями
в его деятельности, общении, отношениях
с другими людьми. Ведущей деятельностью
становится учение, изменяется уклад жизни,
появляются новые обязанности, новыми
становятся и отношения ребенка с окружающими.
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно – вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.
2.2. Биологические
особенности возраста
В биологическом
отношении младшие школьники
переживают период второго округления:
у них по сравнению с предыдущими
возрастом замедляется рост и заметно
увеличивается вес; скелет подвергается
окостенению, но этот процесс еще не завершается.
Идет интенсивное развитие мышечной системы.
С развитием мелких мышц кисти появляется
способность выполнять тонкие движения,
благодаря чему ребенок овладевает навыком
быстрого письма. Значительно возрастает
сила мышц. Все ткани детского организма
находятся в состоянии роста. В младшем
школьном возрасте совершенствуется нервная
система, интенсивно развиваются функции
больших полушарий головного мозга, усиливается
аналитическая и синтетическая функции
коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте
почти достигает веса мозга взрослого
человека и увеличивается в среднем до
1400 граммов. Быстро развивается психика
ребенка. Изменяется взаимоотношение
процессов возбуждения и торможения: процесс
торможения становится более сильным,
но по-прежнему преобладает процесс возбуждения
и младшие школьники в высокой степени
возбудимы. Повышается точность работы
органов чувств. По сравнению с дошкольным
возрастом чувствительность к цвету увеличивается
на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются
на 50%, зрительные - на 80% (А.Н. Леонтьев).
Несмотря на вышесказанное,
ни в коем случае нельзя забывать, что
еще не прошло время бурного
роста, когда дети тянутся вверх. Остается
и дисгармония в физическом развитии,
оно явно опережает нервно-психическое
развитие ребенка. Это сказывается во
временном ослаблении нервной системы,
что проявляется в повышенной утомляемости,
беспокойстве, повышенной потребности
в движениях. Все это, а особенно на Севере,
усугубляет ситуацию для ребенка, истощает
его силы, снижает возможность опоры на
ранее приобретенные психические образования.
Из сказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей.
2.3. На что направлена
познавательная деятельность
Познавательная деятельность
младшего школьника преимущественно
проходит в процессе обучения. Немаловажное
значение имеет и расширение сферы
общения. Быстротекущее развитие, множество
новых качеств, которые необходимо сформировать
или развивать у школьников, диктуют педагогам
строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной
деятельности.
Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.
2.4. Какая сфера
развивается преимущественно (
Мышление у детей
начальной школы развивается
от эмоционально-образного к
2.5. Новообразования,
имеющие место в данном
Произвольное внимание
развивается вместе с другими
функциями и прежде всего – мотивацией
учения, чувством ответственности за успех
учебной деятельности.
В первом-втором
классах уровень произвольного
поведения все еще невысокий,
дети еще весьма импульсивны и
несдержаны.
Естественные возможности
школьника первой ступени очень
велики: его мозг обладает такой пластичностью,
которая позволяет ему легко справляться
с задачами дословного запоминания. Сравним:
из 15 предложений дошкольник запоминает
3-5, а младший школьник - 6-8.
Мышление детей
развивается во взаимосвязи с
их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников
насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние
школьного обучения проявляется не только
в том, что значительно обогащается
словарный запас ребенка, но прежде всего
в приобретении исключительно важного
умения устно и письменно излагать свои
мысли.
У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.
3. Отличительные
особенности и проблемы, возникающие
в процессе воспитания детей
данного возраста.
Восприятие младших
школьников отличается неустойчивостью
и неорганизованностью, но в то же
время остротой и свежестью, «созерцательной
любознательностью». Младший школьник
может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый
знаки с буквой «р», но в то же время с живым
любопытством воспринимает окружающую
жизнь, которая каждый день раскрывает
перед ним что-то новое. Малая дифференцированность
восприятия, слабость анализа при восприятии
отчасти компенсируются ярко выраженной
эмоциональностью восприятия. Опираясь
на нее, опытные учителя постепенно приучают
школьников целенаправленно слушать и
смотреть, развивают наблюдательность.
Первую ступень школы ребенок завершает
тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной
деятельностью, усложняется и углубляется,
становится более анализирующим, дифференцирующим,
принимает организованный характер.
Внимание младших
школьников непроизвольно, недостаточно
устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому
весь процесс обучения и воспитания ребенка
начальной школы подчинен воспитанию
культуры внимания. Школьная жизнь требует
от ребенка постоянных упражнений в произвольном
внимании, волевых усилий для сосредоточения.
Память в этот
период память имеет попреимущественно
наглядно-образный характер. Безошибочно
запоминается материал интересный, конкретный,
яркий. Однако ученики начальной школы
не умеют распорядиться своей памятью
и подчинить ее задачам обучения. Немалых
усилий стоит учителям выработка умений
самоконтроля при заучивании, навыков
самопроверки, знаний рациональной организации
учебного труда.
Податливость и
известная внушаемость
Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность – все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.