Возрастной аспект применения детской игрушки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:20, реферат

Описание работы

Уже в 19 в. в российской и зарубежной науке появились работы, описывающие влияние игрушки и предметов-заместителей на психическое развитие ребенка в разные годы его жизни. В них обсуждались вопросы, которые являются актуальными и в настоящее время, в частности, о необходимости развития познавательных процессов ребенка, начиная уже с первых дней его жизни.
К актуальным можно отнести и вопрос о соответствии игрушки возрасту ребенка, их количестве, необходимом для нормального психического развития ребенка, и качестве, под которым мы подразумеваем степень соответствия игрушки реально существующему предмету.

Содержание

Введение 3
1 Игрушки младенчества 4
2 Игрушки раннего детства 6
3 Игрушки дошкольника 9
4 Игрушки школьника 12
5 Игры подростка 13
Заключение 15
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Игрушка-реферат.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

    В дошкольном возрасте игра, которая является одним из средств социализации, становится ведущим видом деятельности. Ее содержанием является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых (реальные действия взрослых людей, отношения между ними, подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли).

    В младшем дошкольном возрасте, когда ребенок отражает только отдельные действия взрослых, приобретают куклы, игрушечные мебель, игрушечную посуду, заводные детские игрушки, детские машинки (легковые и грузовые), игрушки для игры на свежем воздухе (совок, лопатка, ведро), мягкие игрушки, изображающие различных животных.

    В среднем дошкольном возрасте ребенок в игре начинает отражать отношения между людьми. Этот же процесс продолжается и в старшем дошкольном возрасте, но акцент смещается на строгое выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли, каждым участником игры. Поэтому для творческой игры детей этих возрастных групп нужны такие игрушки, которые позволят им отобразить в игре содержание труда взрослых, общественных явлений, доступных их пониманию. Например, для капитана важно иметь подзорную трубу, фуражку с «крабом», врачу – халат, шприц и т.п.

    Анализируя  особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо помнить, что  ее развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит  в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. Предпосылкой освоения знаковой функции служит овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета ребенком раннего возраста. Поэтому кроме детских игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием. К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.п. Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.

    Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как  последние часто стремятся к  покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображению. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это, во-первых. Во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.

    Интересно отметить, что игра так сильно связана  с фантазией, что дети предпочитают простые и грубые игрушки дорогим  и роскошным, не оставляющим никакой  работы для воображения и требующим  высшей осторожности в обращении  с ними.

    Дети  трех - четырех лет играют в настольный театр выпиленными раскрашенными  фигурками, которые изображают героев общеизвестных народных сказок "Курочка  Ряба", "Теремок", "Колобок" и пр. Малыш рассказывает сказку, передвигая фигурки Управлять куклами  типа бибато (наручные) детям гораздо труднее (одновременно "играть" двумя куклами часто трудно даже взрослым). Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимику, пантомимику, стимулирует развитие театрально - речевых способностей, а так же они предназначены для эстетического воспитания детей.

    Большую ценность предоставляют дидактические  игрушки, которые знакомят ребят  с цветом, формой, величиной и  т.д. Дидактические игрушки несут  в себе задачи интеллектуального  плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая игрушка дает цельный, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Дидактические игрушки являются основным пособием для занятия с детьми младшей и средней группы. К основным видам дидактических игрушек относятся следующие разборные игрушки - матрешки, башенки, шарики, грибы и пр. В большинстве случаев это русские народные игрушки (бабенковские, золовские).

    Игрушки для конструирования - мозаика, состоящая  из геометрических форм или цветных  шариков, различные головоломки. Звучащие и музыкальные игрушки - погремушка, барабан, ксилофон, металлофон, свистульки, органчики, цитры, бубны. Их назначение - способствовать развитию музыкальных способностей: слуха, ритма, поэтому у них должен быть звук чистого тона. 
 
 
 
 

    
  1. Школьник   

    В возрасте 6-7 лет у ребенка наступает  период смены ведущего типа деятельности – переход  от игры к направленному учению. Поэтому  при организации режима дня и учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия, способствующие гибкому переходу от одного ведущего типа деятельности к другому. Решая эту проблему, можно прибегнуть к широкому использованию игры в учебном процессе (познавательные и дидактические игры) и во время отдыха.

    В этом возрасте  распространены  подвижные игры. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают, то есть те игры, в которых требуется быстрота реакций, сила, ловкость. В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает детей.

    У детей этого возраста наблюдается  интерес к настольным играм, а  также дидактическим и познавательным. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Подросток
 

    Этот  возраст очень часто называют «трудным», переходным. Своеобразие  социальной ситуации развития подростка  состоит в том, что он включается в новую систему отношений  и общения с взрослыми и  сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. В этом возрасте доминирующей потребностью становится потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении.

    Трудность вовлечения подростка в игру состоит  в том, что, желая быть «взрослым», подросток принимает позицию взрослого, то есть начинает относиться к игре как детской забаве. Как указано выше, для него очень важно мнение о нем сверстников, и подросток боится быть уличенным в детской игре.

    Бурное  развитие воображения у подростков. Их стремление «просмотреть» и «примерить» взрослые роли и отношения, сохранив при этом полную автономию и независимость, приводят к активному использованию игр - фантазирования, игр - грез. Эти игры А.Н. Леонтьев относит к рубежным играм, т.е. находящимся на грани игры и неигровой творческой деятельности.

    В эти игры подростки играют, как  правило, по двое или в одиночестве. Одна из причин заключена в том, что  в реальных играх роли распределяют лидеры. Большинство «играющих» должны удовлетворяться той ролью, которая достанется.

    Большое место в подростковом возрасте занимают спортивные игры. Они привлекательны для учащихся данного возраста своей  остротой  и боевой целенаправленностью, возможностью проявить свои физические качества, а также силу воли. Активное движение не только укрепляет мышцы, совершенствует двигательный аппарат, но и также способствует нервно-психическому развитию ребенка (воспитывает волю, внимание).

    В игровой деятельности подростков на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    В заключение хочется напомнить еще  и о том, что ребенок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка  как близкие друзья. Поэтому, чтобы ребенок полюбил игрушку она должна быть эстетически приемлемой.

    Ребенок сам наполняет душевный мир игрушки  по своему усмотрению и она "ведет  себя" исключительно так, как это  нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок. Кукла как и мишка, обезьянка, собачка и др. - объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по игре. У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по - своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

    Подводя итог сказанному выше, зафиксируем ряд важных, на наш взгляд, моментов. Во-первых, наличие взаимосвязи между характером ведущей деятельности ребенка в разные периоды онтогенеза и необходимых для ее осуществления игрушек (предметов- заместителей). Во-вторых, с одной стороны, игротека ребенка должна учитывать психолого-педагогические аспекты его развития и формирования, а с другой – быть сориентированной на «зону его ближайшего развития». 
 

     Список  литературы 

  1. Возрастная  психология / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.- М. ТЦ Сфера, 2003г. – 464с.
  2. Практикум по детской психологии / Урунтаева Е.А. – М. Академия, 2009г. -367с.
  3. Психотерапия: игра, детство, семья / Спиваковская А.С. – М. ЭКСМО-ПРЕСС, 2001г. – 304с.
  4. Воображение и творчество в детском возрасте / Выготский Л.С. – СПб. Питер, 2007г. -271с.
  5. Психология игры / Эльконин Д.Б. – М. Просвещение, 2006г. – 226с.

Информация о работе Возрастной аспект применения детской игрушки