Возрастной аспект применения детской игрушки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:20, реферат

Описание работы

Уже в 19 в. в российской и зарубежной науке появились работы, описывающие влияние игрушки и предметов-заместителей на психическое развитие ребенка в разные годы его жизни. В них обсуждались вопросы, которые являются актуальными и в настоящее время, в частности, о необходимости развития познавательных процессов ребенка, начиная уже с первых дней его жизни.
К актуальным можно отнести и вопрос о соответствии игрушки возрасту ребенка, их количестве, необходимом для нормального психического развития ребенка, и качестве, под которым мы подразумеваем степень соответствия игрушки реально существующему предмету.

Содержание

Введение 3
1 Игрушки младенчества 4
2 Игрушки раннего детства 6
3 Игрушки дошкольника 9
4 Игрушки школьника 12
5 Игры подростка 13
Заключение 15
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Игрушка-реферат.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы» 
 
 

Факультет психологии

Кафедра психологии развития 
 

Реферат на тему

«Возрастной аспект применения детской игрушки» 
 
 

Выполнена студентами 4 курса, 404 группы

Яхиной  Айсылу Раилевной

Бадретдиновой Гульнарой Рамилевной

                                                                 ф.и.о. 

Преподаватель:

кандидат  психологических наук,

ст. преподаватель Лямина Людмила Васильевна 
 
 
 

Уфа 2011

Содержание: 

    Введение                                                                                                       3                                                                                      

           1 Игрушки младенчества                                                                      4

    2 Игрушки раннего детства                                                                   6    

    3 Игрушки дошкольника                                                                            9

    4 Игрушки  школьника                                                                            12

    5 Игры  подростка                                                                                      13

    Заключение                                                                                           15 

    Список литературы                                                                             
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

    Уже в 19 в. в российской и зарубежной науке появились работы, описывающие влияние игрушки и предметов-заместителей на психическое развитие ребенка в разные годы его жизни. В них обсуждались вопросы, которые являются актуальными и в настоящее время, в частности, о необходимости  развития познавательных процессов ребенка, начиная уже с первых дней его жизни.

    К актуальным можно отнести и вопрос о соответствии игрушки возрасту ребенка, их количестве, необходимом  для нормального психического развития ребенка, и качестве, под которым  мы подразумеваем степень соответствия игрушки реально существующему предмету.

    Основными темами обсуждения отечественных и  зарубежных ученых были:

    - необходимость развития познавательных  процессов, начиная с периода  новорожденности при помощи игрушек  и предметов-заместителей;

    - соответствие игрушки возрасту  ребенка;

    - вопрос об оптимальном для  нормального психического развития  количестве игрушек и их качестве, под которым они подразумевали  степень соответствия игрушки  реально существующему предмету;

    - возможность самостоятельного изготовления игрушки ребенка и использования ее в своей игре;

    - проблему возможной замены российской  игрушки «чужими», западными моделями;

    - использование игрушки как средства  развития специальных способностей.

    В современной психологии вопрос о влиянии игрушки на психику ребенка рассматривается исходя из положения А.Н.Леонтьева о существовании ведущего вида деятельности в каждом периоде онтогенеза. Проанализируем с этих позиций взаимосвязь характера ведущей деятельности ребенка и особенностей различных видов игрушки.

  1. Младенчество
 

    В первом полугодии жизни ребенка ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное, общение со взрослым, в процессе которого происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребенка. Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы, и способствует становлению действий, направленных на схватывание и удержание предмета. Поэтому детские игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, привлекающими внимание ребенка, и вместе с тем удобными и безопасными. Как правило, ребенок в качестве своих первых детских игрушек получает подвески, игровые коврики, интерактивные игрушки, развивающие игрушки, которые будут привлекать внимание малыша, заставят поворачивать к ним голову, затем тянуться рукой. 
На 3-4 месяце жизни начинается развитие хватания, проявляющееся в попытке удержать предмет, который взрослый вкладывает в руку ребенка. Поэтому следующей детской игрушкой ребенка являются погремушки различного вида, обязательным требованием к которым является размер и форма, удобные для удержания в руке ребенка.

    Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельность малыша, которая выдвигается на положение ведущей. Первые манипуляции очень просты: ребенок схватывает предмет, затем, подержав его некоторое время, выпускает и т.д. Для того чтобы побуждать ребенка к более сложным манипуляциям (размахиванию, толканию, сжиманию предмета) взрослый должен предоставить ему мягкие резиновые игрушки, издающие писк при сжатии, погремушки, воспроизводящие различные звуки, а также игрушки, меняющие положение и перекатывающиеся при несильном толкании (резиновый мячик, неваляшки, пластмассовые шары и т.п.). Когда малыш начнет ползать, к уже имеющимся детским игрушкам следует прибавить катающиеся игрушки со встроенным музыкальным прибором, который при движении издавал бы мелодичные звуки (за такой детской игрушкой интереснее ползать).

    Игрушка должна быть наделена физическими, художественно-образными и динамическими качествами. Игрушка должна быть удобна ребенку, но вместе с тем понятие функционального комфорта ее сугубо относительное. Допустим, бледно-розовые и бледно-голубые подвески и погремушки с мягким контуром белого орнамента вызывают у взрослых, покупающих эти игрушки ребенку, чувство нежности, умиления. Игрушки имеют спокойный цвет, к ним ребенок быстро привыкает и так же быстро перестает их замечать. Также игрушки не побуждают ребенка к сенсорной активности, его рука к ним не тянется вслед за взором. Рядовые игрушки вполне "удобны", комфортны - они успокаивают, не беспокоят - и только…  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Раннее  детство
 

    Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т.е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте. В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода.

    Усвоение  предметной деятельности ребенком происходит через развитие соотносящих, т.е. приводящих два или несколько предметов (или их частей) в определенные пространственные соотношения (например, складывание пирамидки из колец, закрывание коробок крышками), и орудийных действия, т.е. действий, в которых один предмет – орудие – употребляется для воздействия на другие предметы (например, ложка, чашка, совок, игрушечные молоток, пила и др.).

    Поэтому в этом возрасте у ребенка обязательно  должны быть так называемые дидактические детские игрушки разного вида (матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши и т.п.) и детские игрушки – копии реальных предметов (детская посуда, детское ведерко, совочек, лопатка, лейка и др.).

    Внутри  предметной деятельности ребенка раннего  возраста начинают зарождаться другие виды деятельности, такие как игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

    Содержание  начальных игр очень простое: ребенок кормит куклу или животное, укладывает их спать. Дети этого возраста пока только воспроизводят действия с предметами, которые показал  им взрослый (подносят чашку ко рту  куклы, кладут медвежонка и похлопывают по нему). Поэтому у ребенка должны быть куклы, мягкие игрушки, изображающие различных животных, с которыми ребенок сможет выполнять различные действия: брать на руки, сажать в коляску, укладывать спать и т.п.

    Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, т.е. вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.

    Для ребенка до трех месяцев, наиболее интересна  и универсальна погремушка с шариками на шнурах. Красный, синий, зеленый, желтый и голубой деревянные шарики свободно свисают на шнурах и, ударяясь об основной шар, издают мягкий перестук. Такая игрушка в руках взрослого может стать активным средством привлечения внимания ребенка к движущемуся предмету. К середине года ребенок такой игрушкой будет играть самостоятельно, долго и сосредоточенно, удерживая ее обеими руками, а затем одной рукой. Игрушка активизирует познавательную активность малыша, позволяет добиваться неожиданного результат - шарики на шнурках вытягиваются во все стороны от центрального шара. Погремушка с колокольчиком помогает расширить ориентировку в звуках. Звук колокольчика мелодичен и чист.

    Традиционные  подвески в виде бус из цветных  шариков считаются спокойной игрушкой. Их подвешивают над колыбелью ребенка с третьего месяца жизни. Эта игрушка успокаивает ребенка, приучает сосредоточенно рассматривать предмет.

    Подвеска "зеркало" – в зеркале отражается окружающая обстановка, мелькают отражения движущихся в комнате людей. Все это расширяет опыт ребенка, его ориентировку в окружающем мире, способствует формированию ориентировочной активности, познанию окружающего мира.

    Музыкальные игрушки типа "музыкальных шкатулок" исполняют спокойные, несложные мелодии, колыбельные песенки, создают хорошее настроение, вносят умиротворенность и разнообразят слуховые впечатления ребенка. Для детей от трех до семи-восьми месяцев жизни основную часть составляют дидактические игрушки. Это "подвеска с кольцом" - состоит из кольца, подвешенного на шнуре и высоко висящих разноцветных шариков. Случайно захватив кольцо, ребенок начинает ими манипулировать и тем самым раскачивать висящие сверху шарики, которые создают приятный перестук. Ребенок видит результат действия своей руки, повторно добивается вызываемого эффекта. Благодаря этой игрушке формируется произвольность действий, ребенок осваивает новые направленные результативные действия. Подвески "палочки", "ежики" важны для формирования у ребенка осязательных впечатлений, действий с кистью. Ребенок ощупывает подвески, перемещает их, перекладывает. Подвески важны для своевременного сенсорного развития детей, различения форм, величин, цветов, материалов, формирования восприятия и начальных элементов мышления.

    После 2 лет воображение становится более творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно охотно с кубиками. Кубики, поставленные один за другим - это поезд. Кубиками можно наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности. Набор кубиков и блоков всех размеров и форм стоит десяти игрушек для любого ребенка 6 - 8 лет. Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему. Игрушечный самолет вызывает у детей желание стать летчиком, куклы в костюмах школьников наводят на мысль играть в "школу". Среди образных игрушек особое место занимает кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Мальчики и девочки 2-х лет отражают и закрепляют в игре простейшие жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают её, укладывают спать, кормят. Играя с куклой или игрушечной зверушкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению.  
 

    
  1. Дошкольник
 

    Ведущей деятельностью ребенка дошкольного  возраста является игра. Но если в младшем  дошкольном возрасте в процессе игры ребенок больше внимания уделяет  познанию вещей, их свойств, связей, то в среднем и старшем дошкольном возрасте в процессе ролевых игр он поглощен познанием отношений окружающих людей, что формирует новые потребности.

Информация о работе Возрастной аспект применения детской игрушки