Возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 02:34, контрольная работа

Описание работы

Игровая деятельность - это специальный социально-определяемый вид совместной деятельности, в котором дети непросто копируют взрослых, но и ставят себя в соответствующую ситуацию, пытаясь осмыслить их действия, моделируя их отношения.

Содержание

1)Кроссворд по теме «Психологические особенности ребенка в период раннего детства». 3
2)Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. 6
3)Современный студент : какой он? 15

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 57.57 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный  (Арктический) федеральный  университет имени М.В. Ломоносова»

 
 

Кафедра социальной работы и социальной безопасности

 
 

(наименование кафедры)

 
     
 

Голубева Ксения Андреевна

 
 

(фамилия, имя, отчество студента)

 
     
   

ИКБ

курс

2

группа

21

   
     
     
     
 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА

 
     
 

По дисциплине

ВОЗРОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 
 

ВАРИАНТ №1

 
   
   
       
       
 

 

 

 

Архангельск

 
 

2012

 

 

Оглавление

1)Кроссворд  по теме «Психологические особенности  ребенка в период раннего детства». 3

2)Игра и  ее роль в психическом развитии  ребенка. 6

3)Современный студент : какой он? 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)Кроссворд по теме «Психологические особенности ребенка в период раннего детства».

                                                 
                                                 
                     

6

                         
                           

2

                   
           

1

         

8

                       
                                                 
           

14

                                   
         

16

     

15

                   

9

   

10

 
                               

11

               
                                                 
                     

5

                         

18

                                               
                   

19

                           
           

13

                                   
                                                 
   

20

                                           
                                                 

12

                                               
                                                 
                   

4

                           
                                                 
           

7

                                   
                                                 
                                                 

По  горизонтали:

3) … речь - один из ранних этапов речи ребенка(выделен ВыготскимЛ.С. и Лурией А.Р.).Эта речь выражается в том, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются , например, за счет повторения.

6) В чем провялятся  воображение в данном периоде  детства- …

2)…-деятельность как ведущая деятельность раннего детства.

1) Период жизни человека от рождения до вступления в самостоятельную жизнь –…

16)… — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память.

5)  Какой вид внимания  и памяти присущи периоду раннего  детства – …

18) Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «Ребенок-…. -взрослый».

13) Одна из фундаментальных  идей— о том, что в развитии поведения ребенка надо различать две сплетенные линии. Одна — естественное «созревание». Другая — культурное совершенствование, овладение культурными способами поведения и мышления. Кто ее автор?

20)  Согласно взглядам Ж. Пиаже, 1-й уровень развития человеческого интеллекта, формирующийся в период до интенсивного овладения речью (0-2 г.) на основе координации восприятия и движения; этот период часто называют ….

12) Одна из особенностей  поведения характерная для кризиса  3 лет,  ….– это реакция ребенка, который настаивает на чем – то 
не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

4)….– одна из психических функций, которая доминирует в раннем детстве.

7) Развитие …. в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий.

По  вертикали:

14)…— способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям).

15) Одно из новообразований  данного возраста- ….

19) ….- близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.

8) Что имеет большое значение для развития личности раннего возраста – …

17)…— приспособление к новым окружающим условиям.

11) Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и …

9) Зигмунд Фрейд утверждал, что примерно в год заканчивается «оральная» стадия развития личности (связанная с сосательным рефлексом, когда основное удовольствие младенец получает «через рот») ,какая следует за ней стадия –…

10)По мере  интеллектуального развития и речевого развития , знакомства его с культурой ,у детей после 1,5-2 лет появляется еще одна проблема это – …

Ключ:

По горизонтали:

3)автономная,6)игра,2)предметная,1)детство,16)воображение,5)непроизвольная,18)предмет,13)выготский,20)сенсомоторным, 12)упрямство, 4)восприятие, 7)самосознание.

По вертикали:

14)когнитивность,15) речь, 19)строптивость, 8)общение,17) адаптация, 11)ошибок, 9)анальная, 10страх.

Литература

В.С.Мухина « Возрастная психология : феноменология развития , детство ,отрочество » Учебник для студ. вузов.-7-изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456с.

http://detyvradost.ru/psihologiya-detey-ot-1-do-3-let/

http://www.tc-sfera.ru/posts/psihologicheskie-osobennosti-detey-15-3-let

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%E3%ED%E8%F2%E8%E2%ED%EE%F1%F2%FC

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%E7%F0%E0%F1%F2%ED%E0%FF_%EF%E5%F0%E8%EE%E4%E8%E7%E0%F6%E8%FF

http://www.persev.ru/book/psihologicheskie-osobennosti-vozrastnyh-periodov

2)Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.

План.

1.Общая характеристика  игровой деятельности.

2.Игрушка-средство психического  развития ребенка.

3.Сюжетно-ролевая игра  как ведущий вид деятельности  дошкольника.

4.Значение игры для  психического развития ребенка.

5. Вывод

1.Общая характеристика  игровой деятельности.

Игровая деятельность - это  специальный социально-определяемый вид совместной деятельности, в котором  дети непросто копируют взрослых, но и  ставят себя в соответствующую ситуацию, пытаясь осмыслить их действия, моделируя  их отношения.

В раннем детстве возникают  и начинают развиваться элементы ролевой игры.

В ролевой игре дети удовлетворяют  свое стремление к совместной жизни  со взрослыми и в игровой форме  воспроизводят взаимоотношения  и трудовую деятельность взрослых людей.

В период дошкольного детства  игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в  психике ребенка.

Игровое действие будет проходить  тогда , когда ребенок под одним  действием подразумевает другое, под одним предметом – другой.  Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующая знаковая функция  сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности: игровые  заместители предметов могут  иметь значительно меньшее сходство с самими предметами, чем, например, рисунок с изображаемой действительностью.

2.Игрушка как  средство психического развития  ребенка.

Игрушка – предмет ,служащий для забавы и развлечений , но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Это средство подготовки ребенка к жизни в современной  ему системе общественных отношений.

В младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержание его  поведенческой активности, его  манипулирования. Он внимательно разглядывает подвешенные  перед его глазами  игрушки, что упражняет его восприятие.

В раннем возрасте ребенок  получает автодидактические  игрушки (матрешки, пирамидки и др.), в которых  заложены возможности развития ручных и зрительных соотносящих действий. Ребенок учится соотносить  различать  формы, размеры, цвета. Он получает и игрушки – заместители реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машины и др. Ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями. Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаш, лоскутки , веревочки и др. ) и природный материал (шишки ,веточки , щепочки , кора ,сухие корни и др. )Взрослый подсказывает ребенку возможность использования подобных предметов в качестве заместителей реальных предметов.

Игрушка – средство воздействия  на нравственную сторону личности ребенка. Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки. Сначала  ребенок выполняет с куклой только те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в  коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия, а  не изображение отношений взрослых. В дальнейшем взрослый предлагает ребенку  куклу или игрушечную зверюшку как  объект для эмоционального общения. Ребенок учится проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее кукольных  перипетиях, которые ребенок сам  создает в своем воображении  на основе собственного опыта. Ребенок  учится эмоциональному отождествлению и рефлексии. Кукла или мягкая игрушка – партнер в общении  во всех его проявлениях. У каждого  ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или  зверюшкой , он по-своему привязывается  к игрушке , переживая благодаря  ей множество разнообразных чувств.

3.Сюжетно-ролевая  игра как ведущий вид деятельности  дошкольника.              а) Предпосылки возникновения.

Дошкольное детство —  большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время  стремительно расширяются: рамки семьи  раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для  себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще не доступно. Также сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. К игрушкам младенец тянется уже с 3-4 месяцев, рассматривает их, случайно натыкаясь на игрушку. Радуется, пытается повторить движение. В 5-6 месяцев ребенку предлагают игрушки, отличающиеся по форме, величине, цвету, материалу. Его учат захватывать игрушку, перекладывать из ручки в ручку, размахивать ею. В процессе самостоятельных манипуляций с игрушкой ребенок познает ее свойства. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребенка. Такая преднамеренность — предпосылка развития целенаправленности, характерной для сюжетно-ролевой игры. На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предметов и на достижение с их помощью определенного эффекта. Ребенка учат играть с предметами в зависимости от их свойств и назначения. Ребенка 9-10 месяцев учат соотносить предметы по форме, по их физическим свойствам (например, снимать и надевать на стержень колечки пирамиды). Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, то есть обобщать действия. К концу первого — началу второго года жизни ребенка формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в их повседневной жизни. Перед ребенком ставится условно-игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат («мишка устал, уложи его спать»). Д.Б. Эльконин  выделял следующие предпосылки возникновения ролевой игры: « 1)  отделение действий от предмета и их обобщение; 2)  использование ребенком неоформленных  (не имеющих ярко выраженной функции) предметов в качестве заместителей других; 3)  отделение своих действий от действий взрослых и возникновение личных действий самого ребенка;  4)  сравнение ребенком своих действий с действиями взрослых и отождествление их; 5)  воспроизведение ребенком в своих действиях цепочки действий взрослого, отражающих в обычной последовательности отрезки их жизни».

Информация о работе Возрастная психология