Возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:44, шпаргалка

Описание работы

1вопр. Предмет, задачи и методы возрастной психологии: ее теоретическое и практическое значение. Возраст и возрастные категории. Её составляющими являются: изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другойпонятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.Предмет возрастной психологии - закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути. Разделы возрастной психологии: детская психолог

Работа содержит 1 файл

возрастная психология.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

  17.Психологические  особенности юношеского  возраста(18-22   года).Отклоняющееся поведение. Делинквентность.Период юности - это период самоопределения.-Социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми. Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов, мировоззрения. Делинквентность – нарушение норм поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  15.Особенности, характеризующие кризис 7 лет. Младший школьный возраст. Структура учебной деятельности. На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет.Основные признаки:1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);3) симптом "горькой конфеты" - ребенку плохо, но он старается этого не показать.С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель.Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится МЫШЛЕНИЕ.Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.В начале младшего школьного возраста ВОСПРИЯТИЕ - недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок "иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы d и b). Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины.Стадии: 
2-5 лет - стадия перечисления предметов на картине;6-9 лет - описание картины;после 9 лет - интерпретация (логическое объяснение).ПАМЯТЬ развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный.Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить рациональные способы запоминания (деление текста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.).В младшем школьном возрасте развивается ВНИМАНИЕ. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение. Учебная деятельность становится ведущей.  
Учебная деятельность - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину:- МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ - система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл. - учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;- учебные действия, те, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все те действия которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие);- действия контроля - те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;- действие оценки - те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18.Психологические особенности  взросления(23-30). Второй переходный возраст(30-35). Людей можно считать взрослыми с нескольких точек зрения. Физиологическая - полное развитие полового влечения. Юридическая - соблюдение правил и норм социальной жизни. Психологическая - важнейшее новообразование-создание семьи и родительство. Кризис - остро он проявляется в тех случаях, когда возрастной личностный кризис членов семьи приходится на кризис межличностных семейных отношений. Создание семьи(24) начало семейной жизни, критический период её становления(не всегда умение строить семью вместе). Не могут осознать создаваемую ими реальность. Ожидают одного – получают другое. Шквал стереотипов и требований. Освоение родительской роли, принятие обязательств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

20.Психические  причины болезней. Социальный стресс. Психологические проблемы старости(старше65). В сознании большинства людей старость это немощь, болезни, зависимость от других людей. 30-50процентов – «мнимых больных». –следствием ложных установок, неудовлетворённых амбиций, эмоциональных стрессов. «Синдром мученика» - включение всех вокруг себя. Ожидание смерти.(Помочь переключиться и дать ещё цель). Все болезни имеют психосоматические причины и выливаются в старости. Социальный стресс – финансовые проблемы, отсутствие социального интереса, оторванность от жизни, чувство ненужности. Атеросклероз, язва, инфаркт, стенокардия, инсульт, гипертония(чаще мужчины). Все эти болезни в сочетании с лишним весом, облысением, дряблостью кожи и другими признаками старения и проявления климакса: усталостью, потерей веры в себя, заметным спадом энергии и снижением интеллектуальных возможностей, врятли вызовет оптимизм.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

19.Психологические особенности зрелости(36-50) и пожилого возраста(51-65). Кризис идентичности – проявляется в чувстве «отставания от жизни», в потере интереса к жизни, в переживаниях усталости и жизненной скуки, в отсутствии ощущения полноты жизни. Зрелость: человек достиг всего во всём. Многие браки не выдерживают второго кризиса. Освоение новых социальных ролей(бабушки, дедушки). Изменение физиологической активности организма(появление новых признаков старения).Появление чужих людей собственном психологическом пространстве. Ощущение принадлежности к обществу в полной мере. Для мужчины трагедия возраста зрелости в том, что физиологическое состояние не соответствует интеллектуальному уровню. В половой сфере происходят изменения. Для женщины – физиологическое увядание, возвращение к смыслу жизни, за счёт обновления границ собственного «Я». «Синдром опустевшего гнезда» - дети уходят из семьи – стресс. Пожилой возраст. Выход на пенсию.3 группы людей:1.Хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим делом. Осваивают новую специальность, информацию. Пенсия воспринимается как начало новой жизни.2. Очень боятся выхода на пенсию. Продлевают время работы, чувствуют себя никому не нужными.3. Равнодушные. Продолжают своё существование. Напряжённость переживаний связана с тем, что человеку пожилого возраста трудно найти точку опоры для адекватной самооценки. Для его сознания старость связана со смертью. Жизнь не должна ограничиваться»сидением на скамейке». Социальный интерес и его проявления у пожилого человека позволяет переживать противоречия своего возраста через создание живительных связей с окружением. Чувство принадлежности к группе. Взаимодействие с людьми. Чувство общности с другими людьми – «не один». Оптимизм. Физиологически не лучшее время. Ослабление всех функций. Потеря интереса к жизни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Возрастная психология