Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:44, шпаргалка
1вопр. Предмет, задачи и методы возрастной психологии: ее теоретическое и практическое значение. Возраст и возрастные категории. Её составляющими являются: изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другойпонятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.Предмет возрастной психологии - закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути. Разделы возрастной психологии: детская психолог
9
вопр. Основные положения
теории интеллектуального
развития ребенкаЖ.Пиаже.Стадии
развития интеллекта
по Ж. Пиаже.Процесс развития интеллекта
представляет собой смену трёх больших
периодов, в течение которых происходит
становление трёх основных интеллектуальных
структур (см. упрощённую схему, данную
в таблице). Сначала формируются сенсомоторные
структуры - системы последовательно выполняемых
материальных действий. Затем возникают
структуры конкретных операций - системы
действий, выполняемых в уме, но с опорой
на внешние, наглядные данные. Еще позже
происходит становление формально - логических
операций.Основной критерий -интеллект.-
от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок
начинает отделять себя от внешнего мира,
возникает понимание постоянства, устойчивости
внешних объектов. В это время не развита
речь и отсутствуют представления, а поведение
строится на основе координации восприятия
и движения (отсюда и название "сенсомоторный").-
от 2 до 7 лет дооперациональная стадия
- мышление с помощью представлений. Сильное
образное начало при недостаточном развитии
словесного мышления приводит к своеобразной
детской логике. На этапе дооперационных
представлений ребёнок не способен к доказательству,
рассуждению. Мышление ориентируется
на внешние признаки предмета. Ребёнок
не видит вещи в их внутренних отношениях,
он считает их такими, какими их дает непосредственное
восприятие. (Он думает, что ветер дует
потому, что раскачиваются деревья).- от
7 до 12 лет стадия конкретных операций
– возникновение элементарного логического
рассуждения.- от 12 лет - стадия формальных
операций - формирование способности мыслить
логически, пользоваться абстрактными
понятиями, выполнять операции в уме.
6
вопр. Основныеположения культурно-исторической
концепции Л.С.Выготского. Понятие
«зоны ближайшего
развития». Их теоретическое и
практическое значение.Современные
представления о соотношении биологического
и социального, принятые в отечественной
психологии, в основном, базируются на
положениях Л.С. Выготского.Он подчеркивал
единство наследственных и социальных
моментов в процессе развития. Наследственность
присутствует в развитии всех психических
функций ребенка, но имеет как бы разный
удельный вес. Элементарные функции (начиная
с ощущений и восприятия) больше обусловлены
наследственно, чем высшие (произвольная
память, логическое мышление, речь).Он
сформулировал ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:1)
детское развития имеет сложную организацию
во времени: ритм развития не совпадает
с ритмом времени. Ритм развития меняется
в разные возрастные периоды;2) неравномерность
(в развитии ребенка стабильные периоды
сменяются критическими периодами);3) сензитивность
(в развитии ребенка есть наиболее чувствительные
периоды, когда психика способна воспринимать
внешние воздействия; 1-3 г - речь, дошкольник
- память, 3-4 г - исправление дефектов речи);4)
компенсация (проявляется в способности
психики компенсировать недостаток одних
функций за счет развития других; например
у слепых людей обостряются другие качества
- слух, тактильные ощущения, обоняние)Выготский
выделил 2 уровня (зоны) психического развития:
1) Зона актуального
развития (ЗАР) - те ЗУН, действия,
которые есть в психике ребенка на сегодняшний
день; то, что ребенок может делать самостоятельно.2)
Зона ближайшего развития (ЗБР) -
задачи, которые сегодня ребенок может
выполнить при помощи взрослого, а завтра
- самостоятельно. Маркова выделяла третий
уровень развития - уровень саморазвития
(самообучаемость).ОБУЧЕНИЕ должно опираться
на ЗБР. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет
за собой развитие "тянет" его за
собой. Но оно не должно, в то же время,
отрываться от развития ребенка. Значительный
отрыв, искусственное забегание вперед
без учета возможностей ребенка приведет
в лучшем случае к натаскиванию, но не
будет иметь развивающего эффекта.
10
вопр. Стадия младенчества (от 0
до 2-х лет).
Кризис новорожденности.
Кризис первого года
жизни. Комплекс «оживления».Процесс рождения - тяжелый,
переломный момент в жизни ребенка. Психологи
называют этот период - кризис новорожденности.Причины
кризиса новорожденности:- Физиологические
(рождаясь, ребенок физически отделяется
от матери. Он попадает в совершенно иные
условия: холод, яркая освещенность, воздушная
среда, требующая другого типа дыхания,
необходимость смены типа питания).- Психологические
(психика новорожденного ребенка представляет
собой набор врожденных безусловных рефлексов,
которые помогают ребенку в первые часы
его жизни). безусловные рефлексы имеет
новорожденный- Это, прежде всего дыхательный
и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные
рефлексы.. Основную часть времени ребенок
спит.Ребенок обладает чувствительностью:
различает соленый, горький, сладкий вкус;
реагирует на звуковые раздражители. Психической
жизни ребенка - возникновение слухового
и зрительного
сосредоточения. Слуховое -на 2-3 неделе.
Резкий звук, например, хлопнувшей двери,
вызывает прекращение движений, ребенок
замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе,
такая же реакция возникает на голос человека.
и поворачивает голову в сторону его источника..Новорожденный,,
устанавливает с мамой эмоциональные
связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев
маму, останавливает взгляд на ее лице,
вскидывает руки, быстро двигает ногами,
издает громкие звуки и начинает улыбаться.
Эта бурная эмоциональная реакция была
названа "комплексом оживления"Комплекс
оживления, включающий истинно человеческую
особенность - улыбку, - знаменует собой
появление первой социальной потребности
- потребности в общении. А становление
у ребенка потребности в общении означает,
что он в своем психическом развитии переходит
от новорожденности в собственно младенчество.
Новообразования: элементарные формы
восприятия и мышления. Первые самостоятельные
шаги, слова. Активная потребность в познании
окружающего мира.С появлением первых
слов начинается новый этап в психическом
развитии ребенка. Между младенческим
возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует
переходный период, который называется
"кризис 1 года"Внешние
проявления кризиса: у ребенка
появляются аффективные реакции, когда
взрослый его не понимает или что-то запрещает
делать. Ребенок становиться беспокойным,
появляются проявления самостоятельности.Внутренние
причины кризиса: нарастание противоречия
между потребностями в познании окружающего
мира и теми возможностями, которыми ребенок
обладает. Возможности являются еще недостаточными
для удовлетворения потребностей.Главное
приобретение переходного периода - своеобразная
детская речь, которую Л.С. Выготский назвал
автономной.
12
вопр Игра,
как основной
вид деятельности
дошкольника. Особенности
игровой деятельности. Игра
- ведущий вид деятельности ребенка дошкольного
возраста. Предметом игровой деятельности
является взрослый человек как носитель
определенных общественных функций, вступающий
в определенные отношения с другими людьми,
использующий в своей деятельности определенные
правила.Главное изменение в поведении
состоит в том, что желания ребенка отходят
на второй план, и на
первый план выходит
четкое выполнение правил
игры.Структура сюжетно-ролевой игры:
В каждой игре свои игровые условия - участвующие
в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.-
тема;- Сюжет - та сфера действительности,
которая отражается в игре. Сначала ребенок
ограничен рамками семьи и поэтому игры
его связаны главным образом с семейными,
бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения
новых областей жизни, он начинает использовать
более сложные сюжеты - производственные,
военные и т.д.- роль - игрушки, игровой
материал;- игровые действия Младшие
дошкольники имитируют предметную деятельность
- режут хлеб, трут морковку, моют посуду.
Они поглощены самим процессом выполнения
действий и подчас забывают о результате
- для чего и для кого они это сделали.Для
средних дошкольников
главное - отношения между людьми, игровые
действия производятся ими не ради самих
действий, а ради стоящих за ними отношений.
Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет
"нарезанный" хлеб поставить перед
куклами и никогда не перепутает последовательность
действий - сначала обед, потом мытье посуды,
а не наоборот.Для старших
дошкольников важно подчинение правилам,
вытекающим из роли, причем правильность
выполнения этих правил ими жестко контролируется.
Игровые действия постепенно теряют свое
первоначальное значение. Собственно
предметные действия сокращаются и обобщаются,
а иногда вообще замещаются речью ("Ну,
я помыла им руки. Садимся за стол!").В
развитии игры выделяются 2 основные фазы
или стадии. Для первой стадии (3-5
лет) характерно воспроизведение
логики реальных действий людей; содержанием
игры являются предметные действия. На
второй стадии (5-7
лет) моделируются реальные отношения
между людьми, и содержанием игры становятся
социальные отношения, общественный смысл
деятельности взрослого человека.Роль
игры в развитии психики ребенка.1) В игре
ребенок учится полноценному общению
со сверстниками.2) Учиться подчинять свои
импульсивные желания правилам игры. Появляется
соподчинение мотивов - "хочу" начинает
подчинятся "нельзя" или "надо".3)
В игре интенсивно развиваются все психические
процессы, формируются первые нравственные
чувства (что плохо, а что хорошо).4) Формируются
новые мотивы и потребности (соревновательные,
игровые мотивы, потребность в самостоятельности).5)
В игре зарождаются новые виды продуктивной
деятельности (рисование, лепка, аппликация)
13 вопр. Развитие и социализация личности в семье. Классификация неправильного воспитания детей.
Семья главный
источник социолизации. Её можно рассматривать,
как жизненный тренинг. Социолизация
в семье происходит по двум направлениям:
в результате целенаправленного воспитания(
по механизму соц. Научения) и в результате
общения со взрослым, ребёнок копирует
их поведение. Существует несколько стилей
поведения в семье: авторитарный(где дети
подавляются и вырастают закомплексованными),
11 вопр. Стадия
раннего детства (2-4
года). Кризис 3-х лет. Середина детства
(5-7 лет). Основныепсихологические
новообразования дошкольноговозраста.
Рассматривая развитие психических функций,
отметим, прежде всего, что раннее детство
сензитивно к усвоению речи. Речь становиться
полноценным средством общения.В раннем
возрасте развиваются другие психические
функции - восприятие, мышление, память,
внимание. Особенности
восприятия ребенкадоминирует восприятие,
наблюдаются элементарные формы воображения,
такие как предвосхищение.Внимание
и память непроизвольны.Мышление является
наглядно-действенным.Этапы развития
личности:Для раннего возраста характерны
яркие эмоциональные
реакции, связанные с непосредственными
желаниями ребенка. В конце этого периода,
при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются
аффективные реакции на трудности, с которыми
сталкивается ребенок. Он пытается что-то
сделать самостоятельно, но у него ничего
не получается или рядом в нужный момент
не оказывается взрослого - некому прийти
на помощь Развитие эмоционально-потребностной
сферы ребенка тесно связано с зарождающимся
в это время самосознанием. Примерно в
2 года ребенок начинает узнавать себя
в зеркале. Узнавание себя - простейшая,
первичная форма самосознания. Новый этап
в развитии самосознания начинается, когда
ребенок называет себя - сначала по имени,
в третьем лице: "Тата", "Саша".
Потом, к трем годам, появляется местоимение
"я". Более того, у ребенка появляется
и первичная самооценка - осознание не
только своего "я", но того, что "я
хороший", "я очень хороший", "я
хороший и больше никакой". Это чисто
эмоциональное образование, Оно основывается
на потребности ребенка в эмоциональной
безопасности, принятии, поэтому самооценка
всегда максимально завышена.
Сознание "я", "я хороший", "я
сам" и появление личных действий продвигают"
ребенка на новый, уровень развития. Начинается
переходный период - кризис 3 лет.
Кризис 3-х лет - граница между ранним и
дошкольным детством - один из наиболее
трудных моментов в жизни ребенка.Л.С.
Выготский, описывает характеристики
кризиса 3 лет. 1) Первая - негативизм. Ребенок
дает негативную реакцию не на само действие,
которое он отказывается выполнять, а
на требование или просьбу взрослого.
Но это не непослушание.2) Вторая - упрямство.
Реакция ребенка, который настаивает на
чем-то не потому, что ему этого очень хочется,
а потому, что он сам об этом сказал взрослым
и требует, чтобы с его мнением считались.
Упрямство - не настойчивость, с которой
ребенок добивается желаемого. 3) Третья
-будет присуща всем последующим переходным
периодам - обесценивание. Обесценивается
то, что было привычно, интересно, дорого
раньше. 3-летний ребенок может начать
ругаться), отбросить или даже сломать
любимую игрушку. 4) строптивость близка
к негативизму и упрямству, но направлена
не против конкретного взрослого, а против
принятых в семье норм поведения (порядков);5)
своеволие -ребенок хочет делать все сам;
но это не кризис 1-го года, где ребенок
стремиться к физической самостоятельности,
а стремиться к самостоятельности намерения,
замысла.6) протест-бунт, который проявляется
в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому
"ребенок находится в состоянии войны
с окружающими, в постоянном конфликте
с ними"7) деспотизм - диктует свое поведение
(если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую
власть по отношению ко всему окружающему.Все
эти явления могут проявляться с разной
интенсивностью.Развитие психики ребенка
в дошкольном возрасте (3 года — 6-7 лет)
Социальная ситуация развития - это своеобразное
сочетание того, что сформировалось в
психике ребенка и тех отношений, которые
устанавливаются у ребенка с социальной
средой.В результате кризиса 3-х лет происходит
психологическое отделение ребенка от
взрослого, что создает предпосылки для
создания новой социальной ситуации развития.
Ребенок выходит за пределы своего семейного
круга и установленных отношений с миром
взрослых людей. Центром
социальной ситуации
является взрослый как носитель общественной
функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В
тоже время ребенок не в состоянии реально
участвовать в жизни взрослых. Данное
противоречие
разрешается в игре, как в ведущей деятельности.
Это единственная деятельность, которая
позволяет смоделировать жизнь взрослых
и действовать в ней.
14
вопр. Определение
психологической
готовности
детей к
школьному
обучению. На
основе возникновения личного сознания
появляется кризис 7 лет.Основные признаки:1)
потеря непосредственности (между желанием
и действием вклинивается переживание
того, какое значение это действие будет
иметь для ребенка);2) манерничание (ребенок
что-то из себя строит, скрывает что-то);3)
симптом "горькой конфеты" - ребенку
плохо, но он старается этого не показать.Психологическая
готовность к школе - сложное образование,
предполагающее достаточно высокий уровень
развития мотивационной, интеллектуальной
сфер и сферы произвольности.
Обычно выделяют два аспекта психологической
готовности - личностную (мотивационную)
и интеллектуальную готовность к школе.Интеллектуальная
готовность включает в себя:- ориентировка
в окружающем;- запас знаний;- развитие
мыслительных процессов (способность
обобщать, сравнивать, классифицировать
объекты);- развитие разных типов памяти
(образной,слуховой, механической и др.);-
развитие произвольного внимания;
Мотивационная готовность к школе включает
в себя:Внутренняя мотивация (т.е. ребенок
хочет идти в школу, потому что там интересно
и он хочет много знать), а не потому что
у него будет новый ранец или родители
пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).
16.Психологические особенности переходного
возраста(14-17
лет).Подростковый кризис.
Хронологически подростковый возраст
определяется от 10-11 до 14-15 лет. Тинейджер
- (10 - 19)..Основной особенностью этого возраста
являются резкие, качественные изменения,
затрагивающие все стороны развития. Процесс
анатомо-физиологической перестройки
является фоном, на котором протекает
психологический кризис.Активизация и
сложное взаимодействие гормонов роста
и половых гормонов вызывают интенсивное
физическое и физиологическое развитие.
Увеличиваются рост и вес ребенка, причем
у мальчиков в среднем пик "скачка роста"
приходится на 13 лет, а заканчивается после
15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек
"скачок роста" обычно начинается
и кончается на два года раньше (дальнейший,
более медленный рост может продолжаться
еще несколько лет).Изменение роста и веса
сопровождается изменением пропорций
тела. Интенсивный рост скелета, достигающий
4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры.
Все это приводит к некоторой непропорциональности
тела, подростковой угловатости. Дети
часто ощущают себя в это время неуклюжими,
неловкими.Эмоциональную нестабильность
усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее
процесс полового созревания. Социальная
ситуация развития представляет собой
переход от зависимого детства к самостоятельной
и ответственной взрослости. Подросток
занимает промежуточное положение между
детством и взрослостью.Ведущей деятельностью
подростка является общение со сверстниками.
Главная тенденция - переориентация общения
с родителей и учителей на сверстников.Психологи
считают, что общение включает 2 противоречивых
потребности: потребность в принадлежности
к группе и в обособленности Подросток,
считая себя уникальной личностью, в то
же время стремится внешне ничем не отличаться
от сверстников. Типичной чертой подростковых
групп является КОНФОРМНОСТЬ - Склонность
человека к усвоению
определенных групповых норм, привычек
и ценностей, подражательность. Желание
слиться с группой, ничем не выделяться,
отвечающее потребности в безопасности,
психологи рассматривают как механизм
психологической защиты и называют социальной
мимикрией.В интеллектуальной сфере происходят
качественные изменения: продолжает развиваться
теоретическое и рефлексивное мышление.
В этом возрасте появляется мужской взгляд
на мир и женский. Активно начинают развиваться
творческие способности. Изменения в интеллектуальной
сфере приводят к расширению способности
самостоятельно справляться со школьной
программой. В тоже время многие подростки
испытывают трудности в учебе. Для многих
учеба отходит на второй план. Центральное
новообразование подростничества - "чувство
взрослости"- отношение подростка к
себе как к взрослому. Это выражается в
желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники
- относились к нему не как к маленькому,
а как к взрослому. Он претендует на равноправие
в отношениях со старшими и идет на конфликты,
отстаивая свою "взрослую" позицию2.
Развитие самосознания (формирование
"Я-концепции" система внутренне
согласованных представлений о себе, образов
"Я".
4. Критичность мышления, склонность к
рефлексии, формирование самоанализа.5.
Трудности роста, половое созревание,
сексуальные переживания, интерес к противоположному
полу.6. Повышенная возбудимость, частая
смена настроений, неуравновешенность.7.
Заметное развитие волевых качеств.8. Потребность
в самоутверждении, в деятельности, имеющий
личностный смысл.Направленность личности:-
гуманистическая направленность -отношение
подростка к себе и обществу положительны;-
эгоистическая направленность - он сам
является более значимым, чем общество;-
депрессивная направленность - он сам
никакой ценности не представляет для
себя. Его отношение к обществу можно назвать
условно положительным;- суицидальная
направленность - ни общество, ни личность
для самой себя не представляет никакой
ценности.