Возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:10, методичка

Описание работы

Задания и методические рекомендации по выполнению
контрольной работы
дисциплины
«Возрастная психология»
Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности и механизмы психического развития человека в онтогенез (жизненный путь индивида от рождения до смерти), поэтому ветвями возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека и геронтопсихология.

Работа содержит 1 файл

5492 Возрастная психология.doc

— 251.00 Кб (Скачать)
 

      Основные  теоретические положения. 

     Развитие  личности – процесс последовательного развертывания свойств, качеств и характеристик, присущих человеку как индивиду и члену общества и проявляющихся в деятельности, общении и взаимодействии с другими людьми.

     Социальная  ситуация развития –  по Л. С. Выготскому, совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной; представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода.

     Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе коих происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношенной субъекта в предметной действительности. В деятельности с точки зрения ее структуры принято выделять движения и действия.

         Деятельность ведущая  – деятельность ребенка, в которой возникают и проявляются главные изменения в психических процессах и психических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Это деятельность: 1) в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие виды деятельности; 2) в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы; 3) от которой непосредственно зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка.

         Кризисы возрастные  – особые периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями; относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития. Хронологически кризисы определяются границами стабильных возрастов: кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис 6 – 7 лет, подростковый кризис  (10 – 11 лет). 

      Задание 2. Провести эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей личности на этапах подростничества, ранней юности или юности, используя следующие методики (по вариантам):

      1 вариант: Методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда. [Leongard С.];

     2 вариант: Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и 
А. Дарки [Buss R. – Durkey R.];

     3 вариант: Личностный опросник Айзенка [Eysenck H. J.];

     4 вариант: Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [Rogers С., Diamond R.];

     5 вариант: Методика диагностики индивидуальных особенностей характера Н.И. Рейнвальд. 

      Основные теоретические положения.

     Акцентуации – чрезмерное усиление личностных черт, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей, даже повышенной устойчивости к другим. Предполагается, что акцентуации обычно развиваются в период становления личности и сглаживаются по мере взросления.

     Агрессия  – поведение или действия, направленные на причинение психологического или физического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека. У детей агрессивные действия и поведение обычно связаны с чрезмерно ограничивающим или жестоким обращением значимых для них взрослых.

         Адаптация к школе  – перестройка познавательно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Важное значение имеет готовность ребенка к школьному обучению, которая  должна быть сформирована у старших дошкольников.

     Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

         Самоконтроль –  осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов, состояний.

         Самообладание – способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу.

     Характер  – индивидуальная, достаточно устойчивая система отношений человека с окружающим миром, в первую очередь – людьми. 

      Задание 3. Подобрать развивающие упражнения и игры для формирования и развития следующих качеств личности (по вариантам):

  1. вариант: ответственность;
  2. вариант: эмпатия;
  3. вариант: самоконтроль;
  4. вариант: уверенность в себе;
  5. вариант: толерантность.

      Для выполнения задания необходимо:

    а) дать определение этого качества личности;

    б) определить сенситивный период становления и развития данного качества личности;

      в) выделить основные структурные компоненты данного качества личности 
и особенности его проявления в межличностном общении и деятельности (игра, 
учение, труд) на которые непосредственно будут направлены упражнения.
 

      Основные  теоретические положения. 

         Игра сюжетно-ролевая  (ролевая, творческая) – ведущая деятельность дошкольного возраста; в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в специально создаваемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

     Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) — способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.

     Уверенность в себе – готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из–за опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже тех, которые требуются для намеченного действия, то имеет место самоуверенность.

     Ответственность – осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил; различают внешние формы контроля, обеспечивающие возложение на субъекта ответственности за результаты его деятельности и внутренние формы саморегуляции его деятельности (чувство ответственности, чувство долга).

     Термином  «самоконтроль» могут быть обозначены особые действия, предметом которых являются собственные состояния и свойства человека как субъекта деятельности, общения или самосознания. Центральным звеном самоконтроля является управление содержаниями собственного сознания, тем, что субъект считает частью своего «Я». При этом могут быть выделены два вида контроля: аффективный и когнитивный самоконтроль. В первом случае предметом контроля являются эмоциональные процессы и побуждения субъекта (чувства и желания). Во втором – его собственные представления, мысли.

     В своем широком смысле слово  «толерантность» (от латинского tolerantia, то есть терпение), означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. В более узком смысле понятие «толерантность» используется в медицине. Здесь толерантность – это способность организма без потерь переносить негативные влияния внешней среды. 

      В конце контрольной работы целесообразно  представить список используемой литературы. При этом список, составленный и используемый студентом при выполнении контрольной работы, может отличаться от рекомендованного библиографического списка. В списке литературы кроме бумажных носителей (книг, журналов, статей и т.п.) могут приводиться и электронные ресурсы (Автор статьи. Название статьи или страницы сайта // WEB-адрес сайта).

 

Литература по курсу

      Основная

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 2003.
  2. Карабанова О. А. Возрастная психология: Конспект лекций. М., 2005.
  3. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М., 2005.
  4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2005.
  5. Обухова Л. Ф. Детская психология. М., 2003.
  6. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2004.
  7. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взросление. Старость (полный курс психологии развития). СПб., 2004.

      Дополнительная

  1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М.; Воронеж, 1996.
  2. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практ. руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991.
  3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 2000.
  4. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000.
  5. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.
  6. Блонский П. П. Избранные психологические труды. М., 1986.
  7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1995.
  8. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
  9. Бурменска  Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. М., 1986.
  10. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988.
  11. Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. М., 1930.
  12. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
  13. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.
  14. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т.: Т. 4. Младенческий возраст. Кризис первого года жизни. Раннее детство. Кризис трех лет. Кризис семи лет. Педология подростка. М., 1983.
  15. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М., 1993.
  16. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж, 1998.
  17. Давыдов В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. 1981. 12.
  18. Зеньковский В. В. Психология детства. М., 1996.
  19. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.
  20. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М., 1994.
  21. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.
  22. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
  23. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
  24. Крайг  Г. Психология развития. СПб., 2000.
  25. Курчинка М. Ш. Ребенок с «характером». СПб., 1996.
  26. Лангмейер Й., Матечек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1985.
  27. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. М., 1989.
  28. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
  29. Лесгафт П. Семейное воспитание ребенка и его значение. В 3 ч. // Избр. пед. соч. М., 1988. Ч. 3.
  30. Лешан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.
  31. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.
  32. Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981.
  33. Олпорт Г. У. Становление личности: Избранные труды. М., 2002.
  34. Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988.
  35. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
  36. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932.
  37. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  38. Процессы психического развития: в поисках новых подходов / Под ред. А. И. Подольского, Я. Тер Лаака, П. Хейманса. М., 1994.
  39. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990.
  40. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
  41. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
  42. Роджерс К. Р. К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986. с. 200-230.
  43. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. М., 1988.
  44. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997.
  45. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000. (Библиотека психолога-практика).
  46. Спободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000.
  47. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997.
  48. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М.,1968.
  49. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
  50. Фигурин Л. Н., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М., 1961.
  51. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн., 1996.
  52. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М., 2004.
  53. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.
  54. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб., 1999.
  55. Штерн В. Психология раннего детства. Пг., 1922.
  56. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М., 1994.
  57. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
  58. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  59. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  60. Юнг К. Г. Конфликты детской души. М., 1994. (История психологической мысли в памятниках).
 

 

Приложение 1

Образец титульного листа

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины 

возрастная психологии

(ГОС  2005) 

для специальностей

050706.65 Педагогика и психология

050402 Юриспруденция

всех  форм обучения 
 
 
 
 
 
 

Подписано в печать___________. Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. _____. Уч.-изд. л._____. Тираж____экз. Заказ №_______.

___________________________________________________________________________

Ризограф РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей,11.

Информация о работе Возрастная психология