Возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:10, методичка

Описание работы

Задания и методические рекомендации по выполнению
контрольной работы
дисциплины
«Возрастная психология»
Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности и механизмы психического развития человека в онтогенез (жизненный путь индивида от рождения до смерти), поэтому ветвями возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека и геронтопсихология.

Работа содержит 1 файл

5492 Возрастная психология.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

 
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального 

образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет» 

Институт  психологии

Кафедра педагогической психологии 
 
 
 

5492

                              УТВЕРЖДАЮ 

Задания и методические рекомендации по выполнению

контрольной работы

дисциплины
«Возрастная психология»

(ГОС  2005) 
 

для специальностей

050706.65 Педагогика и психология

050402 Юриспруденция

всех  форм обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2008

 

      Задания и методические рекомендации по выполнению контрольной работы дисциплины «Возрастная психология» (ГОС 2005) для специальностей 050707.65 Педагогика и психология и 050402 Юриспруденция всех форм обучения. Екатеринбург, 2008. 18 с. 
 

     Составитель: доцент кафедры педагогической психологии, кандидат философских наук Н.С. Бастракова, старший преподаватель кафедры педагогической психологии С.С. Котова, доцент кафедры педагогической психологии, кандидат педагогических наук О.Н. Шахматова. 
 
 
 

     Задания к контрольной работе и методические рекомендации одобрены на заседании кафедры педагогической психологии 15.05.2008 Протокол № 10.

     Заведующий  кафедрой _____________________ О.Н. Шахматова 
 
 
 

     Рекомендованы к печати методической комиссией института психологии РГППУ «30» июня 2008 г. Протокол № 10 

     Председатель

     методической  комиссии ___________________ Н.О. Садовникова  
 
 
 
 
 

              © ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2008

 
Пояснительная записка
 

     Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности и механизмы психического развития человека в онтогенез (жизненный путь индивида от рождения до смерти), поэтому ветвями возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека и геронтопсихология.

     В настоящее время существует два  понятия, употребляемых в одном  контексте: возрастная психология и психология развития. Это практически синонимы, вместе с тем:

     - возрастная психология – она  акцентирует внимание на психических  особенностях людей разного возраста;

     - психология развития – эта  сфера содержит в основном  информацию о законах и механизмах возрастного преобразования психики при переходе с одной ступе ни развития на другую.

     Возрастная  психология изучает  процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека (от рождения до смерти).

     Предметом возрастной психологии или психологии возрастного развития является изучение особенностей психического развития детей при переходе из одного возраста в другой, включая психологические характеристики детей на различных возрастных этапах развития.

     Помимо  детской психологии и психологии отрочества возрастная психология включает также акмеологию (вершина жизни, период расцвета личности) – психологию развития зрелой личности. В соответствии с этим выделяют детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию взрослого человека, а также геронтопсихологию.

     Зарождение  возрастной психологии относится ко второй половине XIX столетия и связано с проникновением генетических идей в психологическую науку. Значительный вклад в развивающуюся психолого-педагогическую мысль внесли труды выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, и прежде всего его работа «Человек как предмет воспитания». Считая, что педагог, стремящийся всесторонне воспитать человека, должен прежде узнать его во всех отношениях.

     Серьезное влияние на развитие возрастной психологии оказали эволюционные идеи Ч. Дарвина. Они привлекли внимание к проблеме источников психического развития. Значение психической деятельности для понимания рефлекторной сущности фактов, изучаемых психологией, подчеркивал и выдающийся русский ученый И.М. Сеченов.

     Наряду  с накоплением и обобщением эмпирического материала наблюдений за развитием психики ребенка и процессом его обучения, в детскую психологию начинают проникать экспериментальные исследования.

     Значительные  успехи эксперимента в общей психологии (открытие психофизического закона Вебером-Фехнером, исследования памяти Эббингаузом, разработка психофизиологии органов чувств Гельмгольцем, изучение ощущений и движений в физиологической психологии Вундтом и т.д.) позволяли надеяться на использование его и в возрастной психологии.

     Исследования по возрастной психологии имеют важное значение для разработки частных методик обучения, создания учебных программ и учебников, построения научно обоснованной системы учебно-воспитательной и социально-педагогической работы образовательного учреждения и применяемых в нем мер педагогического воздействия, а также для развития самой психологической теории.

      Целью курса является формирование и повышение профессиональной компетентности и развитие психолого-педагогической компетенции будущих специалистов: расширение психолого-педагогической компетентности, формирование навыков проектирования и решения образовательных задач с учетом их психологических характеристик, развитие метапрофессиональных качеств специалиста.

      Задачи  курса:

  • ознакомить с предметом, проблемами и современными тенденциями в развитии возрастной психологии;
  • сформировать психологические умения и качества, необходимые для осуществления профессионально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
  • раскрыть специфику закономерностей психического развития человека в отечественной и зарубежной психологии и  онтогенетического развития человека;
  • провести обучение навыкам профессионального самосохранения в условиях реализации профессионально-педагогической деятельности;
  • сформировать психологическую готовность к реализации профессионально-педагогической деятельности будущих специалистов.

      Особой  воспитательной целью данного курса является развитие психолого-педагогической ответственности и активной личностной позиции обучающегося как будущего педагога.

      Задача  выполнения контрольной работы по дисциплине "Возрастная психология" – самостоятельная подготовка студентов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология и Юриспруденция, нацеленных на овладение ими психолого-педагогическими умениями и знаниями психологических и возрастных феноменов, встречающихся и необходимыми в профессиональной деятельности педагога.

 

Содержание контрольной  работы 
и требования к ее выполнению
 

      Контрольная работа по курсу "Возрастная психология" состоит из следующих элементов:

  • титульного листа (приложение 1);
  • трех выполненных заданий контрольной работы;
  • списка использованной литературы.

      Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. При этом вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом. 

    Последняя цифра номера 
    зачетной книжки студента
    Вариант 
    контрольной работы
    1 или  6 1
    2 или  7 2
    3 или  8 3
    4 или  9 4
    5 или  0 5
 

      Каждый  вариант контрольной работы предполагает выполнение трех основных заданий разного уровня выполнения:

      1) Первое задание предполагает  репродуктивно-творческий уровень  выполнения – актуализация теоретических знаний по закономерностям и механизмам физического, физиологического, психического, социального и духовного развития в целом и особенностях этого развития на определенном возрастном этапе (в зависимости от варианта задания).

  1. Второе задание предполагает диагностический уровень выполнения – исследование индивидуально психологических особенностей личности на различных этапах возрастного развития (описание методики исследования, ее возможностей, особенностей использования и применения и проведение диагностики).
  2. Третье задание предполагает развивающе-формирующий уровень выполнения – подбор специальных развивающих упражнений и игр для формирования и развития возрастных особенностей на указанном в варианте возрастном этапе.

Контрольные задания по вариантам

 

     Задание 1. Проанализировать психологические характеристики и особенности возрастного периода.

     Для выполнения задания необходимо:

     а) определить номер варианта контрольной  работы (смотри таб.) и соответствующий ему возрастной период;

  1. вариант: Детство (раннее детство (1-3 лет), дошкольное детство (3-7 лет), младший школьный возраст (7-11 лет));
  2. вариант: Школьный возраст (подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст (ранняя юность –15-17 лет));
  3. вариант: Юность (18-23 лет);
  4. вариант: Молодость (24-30 лет);
  5. вариант: Зрелость (31-60 лет).

    б) познакомиться с литературными источниками:

  1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005;
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., «Сфера», 
    2006;
  3. Крайг Г. Психология развития, СПб, Питер, 2006;
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2007;

С предложенными  источниками литературы можно ознакомиться в Интернете на сайтах: http: // www. vlados.ru, http: // www.piter-press.ru.

     в) составить таблицу (таб. 1), анализируемого возрастного периода, используя следующие критерии – логические основания:

  • социальная ситуация развития;
  • ведущая деятельность;
  • центральные новообразования;
  • возрастной кризис;
  • психологические особенности уровня развития познавательных и умственных процессов (память, внимание, мышление, речь).

     г) закончив таблицу, связным текстом описать и раскрыть основные особенности физического, физиологического, психического, социального и духовно 
го развития на каждой ступени возрастного периода.

Таблица 1 

Социальная

ситуация

развития

Ведущая

деятель-ность

Центральные

новообразова-

ния

Возрастной

кризис

Психологические    осо-

бенности  уровня разви-

тия  познавательных  и

умственных  процессов

 
 
   
 
   
 

Информация о работе Возрастная психология