Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:16, реферат
Психология развития – отрасль психологии, изучающая основные закономерности психического развития человека в онтогенезе, качественное своеобразие личности, сознания и деятельности в различные возрастные периоды. Основные разделы психологии развития:
Детскую психологию – изучает психологические особенности младенческого, раннего, дошкольного и младшего школьного возраста
Психологию подросткового и юношеского возраста
Психологию зрелости
Геронтопсихологию
Введение……………………………………………………………………….3
Возрастная психология как отдельная отрасль……………………………...5
Становление зарубежной возрастной психологии………………………….6
Становление отечественной возрастной психологии……………………….9
Заключение……………………………………
Значительное развитие в науке получил генетический подход. «Понятие развития, — отмечал П.Ф. Каптерев, — в настоящее время играет весьма видную роль в науке, всюду изучают развитие существ и явлений; без понимания истории развития представляется невозможным правильно и глубоко понять самое явление, природу существ. По отношению к воспитанию детей признается та же истина: чтобы с успехом воздействовать на детей, укреплять их силы, нужно предварительно знать историю их развития».
Знание психологии
ребенка, происхождения и
Были сформулированы общие положения о главных чертах детскою развития:
— Развитие совершается
постепенно и последовательно. В
целом оно представляет собой
непрерывное поступательное движение
вперед, но не является прямолинейным,
допускает отклонения от прямой линии
и остановки.
— Между духовным и физическим развитием
существует неразрывная связь. Такая же
неразрывная связь существует между умственной,
эмоциональной и волевой деятельностью,
между умственным и нравственным развитием.
Правильная организация воспитания и
обучения предусматривает гармоническое,
всестороннее развитие.
— Отдельные телесные органы и различные
стороны психической деятельности участвуют
в процессе развития не все сразу, скорость
их развития и энергия не одинаковы.
— Развитие может идти средним ходом,
может ускоряться и замедляться в зависимости
от целого ряда причин.
— Развитие может останавливаться и принимать
болезненные формы.
— Нельзя делать ранних прогнозов о будущем
развитии ребенка. Специальный талант
должен опираться на широкое общее развитие.
— Нельзя искусственно форсировать детское
развитие, надо дать каждому возрастному
периоду «изжить» себя.
Появились пособия по организации исследования развития ребенка, рекомендации по уходу за здоровым и больным ребенком, общие руководства по воспитанию и обучению в семье и в школе, основанные на широком использовании данных о физическом, умственном, эмоциональном, волевом и духовном детском развитии.
Конец XIX в. отмечен наметившимся стремлением психологов и педагогов объединить свои усилия в реальной практике школьной жизни. «Первые являются обладателями тонких приемов исследования при полном отсутствии исследуемого материала, а вторые — богаты материалом, но без ясного осознания, как надо его оценивать», — писал о необходимости сотрудничества специалистов А.П. Нечаев.
К началу XX в. русская возрастная и педагогическая психология вошла в тесный контакт с мировой психологической наукой. Русские ученые регулярно следили за развитием научной мысли на Западе, совершенствовали свое экспериментальное мастерство в зарубежных лабораториях, многие иностранные работы переводились на русский язык, реферировались и рецензировались в русских журналах. В свою очередь, труды русских ученых стали публиковаться в зарубежных изданиях (исследования И.А. Сикорского, А.П. Нечаева и др.). Русские ученые активно включились в исследование проблем, волновавших ученых и общественных деятелей во всем мире.
Развитие возрастной психологии в России с начала XX в. прочно встало на научные основы, исследования в этой области заняли ведущее место в русской психологической и педагогической науке. В разработку этих проблем включились ученые разных специальностей, лучшие русские умы, выдающиеся теоретики и организаторы науки, пользовавшиеся большим авторитетом, в частности В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов и др. Сформировалась целая плеяда русских психологов, активно занявшихся теоретическими и организационными вопросами изучения детского развития и построения научных основ воспитания и обучения. В их числе П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.П. Нечаев, М.М. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов и др.
По их инициативе
стали создаваться
Было налажено издательское дело. В XX в. значительно возросло число публикаций по возрастной и педагогической психологии. Работали съезды и конференции, на которых обсуждались проблемы детской и педагогической психологии. В результате творческих поисков было осознано первостепенное значение теории и вместе с тем оценена важная роль накопления научно - достоверных фактов, полученных с помощью объективных методов.
Был сделан существенный вклад в разработку методов исследования как важнейшего условия перехода возрастной и педагогической психологии в разряд самостоятельных научных дисциплин. Получил развитие метод наблюдения, в частности метод «дневников»; были предложены программы и планы наблюдения за поведением и психикой ребенка. Метод эксперимента вводился в практику эмпирических исследований; специально для детской психологии предназначался естественный эксперимент (А.Ф. Лазурский). Тщательно обсуждались возможности метода тестов. Разрабатывались и другие методы. Существенное дополнение к сведениям о психологических особенностях детей давали результаты анализа художественных произведений.
Основные направления исследований того времени — пути формирования всесторонне развитой личности и совершенствования научных основ системы обучения. В начале XX в. на передний план были выдвинуты фундаментальные проблемы образования, которые были поставлены в тесную связь с общественными преобразованиями, с необходимостью социальных перемен. После Октябрьской революции вся наука, в том числе возрастная (детская) психология, стала развиваться на новой методологической марксистской основе.
Краткий обзор
исторического развития возрастной
психологии на рубеже XIX — XX вв. в России
не претендует на полноту картины, но
все же позволяет представить
существовавший тогда огромный научный
и общественный интерес к проблемам
психического развития.
Заключение
Возрастная психология нужна для изучения и лучшего понимания внутреннего мира ребёнка и его возрастных особенностей. Все знания, что были приобретены нами в процессе изучения данного материала, могут помочь найти грамотный подход к каждому ребёнку.
Информация о работе Возрастная психология как отдельная отрасль