Возрастная психология как отдельная отрасль

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:16, реферат

Описание работы

Психология развития – отрасль психологии, изучающая основные закономерности психического развития человека в онтогенезе, качественное своеобразие личности, сознания и деятельности в различные возрастные периоды. Основные разделы психологии развития:
Детскую психологию – изучает психологические особенности младенческого, раннего, дошкольного и младшего школьного возраста
Психологию подросткового и юношеского возраста
Психологию зрелости
Геронтопсихологию

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Возрастная психология как отдельная отрасль……………………………...5
Становление зарубежной возрастной психологии………………………….6
Становление отечественной возрастной психологии……………………….9
Заключение……………………………………

Работа содержит 1 файл

исторический очерк возрастной психологии.docx

— 31.10 Кб (Скачать)

Значительное  развитие в науке получил генетический подход. «Понятие развития, — отмечал  П.Ф. Каптерев, — в настоящее время играет весьма видную роль в науке, всюду изучают развитие существ и явлений; без понимания истории развития представляется невозможным правильно и глубоко понять самое явление, природу существ. По отношению к воспитанию детей признается та же истина: чтобы с успехом воздействовать на детей, укреплять их силы, нужно предварительно знать историю их развития».

Знание психологии ребенка, происхождения и первоначального  развития психики стало рассматриваться  как неоценимое средство познания человека и решения основополагающих философских  вопросов. Накопление фактов об особенностях детского развития поставило вопрос о нормах общего развития ребенка, о законах, управляющих этим развитием.

Были сформулированы общие положения о главных  чертах детскою развития:

— Развитие совершается  постепенно и последовательно. В  целом оно представляет собой  непрерывное поступательное движение вперед, но не является прямолинейным, допускает отклонения от прямой линии  и остановки. 
— Между духовным и физическим развитием существует неразрывная связь. Такая же неразрывная связь существует между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, между умственным и нравственным развитием. Правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое, всестороннее развитие. 
— Отдельные телесные органы и различные стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не все сразу, скорость их развития и энергия не одинаковы. 
— Развитие может идти средним ходом, может ускоряться и замедляться в зависимости от целого ряда причин. 
— Развитие может останавливаться и принимать болезненные формы. 
— Нельзя делать ранних прогнозов о будущем развитии ребенка. Специальный талант должен опираться на широкое общее развитие. 
— Нельзя искусственно форсировать детское развитие, надо дать каждому возрастному периоду «изжить» себя.

Появились пособия  по организации исследования развития ребенка, рекомендации по уходу за здоровым и больным ребенком, общие руководства  по воспитанию и обучению в семье  и в школе, основанные на широком  использовании данных о физическом, умственном, эмоциональном, волевом  и духовном детском развитии.

Конец XIX в. отмечен  наметившимся стремлением психологов и педагогов объединить свои усилия в реальной практике школьной жизни. «Первые являются обладателями тонких приемов исследования при полном отсутствии исследуемого материала, а вторые — богаты материалом, но без ясного осознания, как надо его оценивать», — писал о необходимости сотрудничества специалистов А.П. Нечаев.

К началу XX в. русская  возрастная и педагогическая психология вошла в тесный контакт с мировой  психологической наукой. Русские ученые регулярно следили за развитием научной мысли на Западе, совершенствовали свое экспериментальное мастерство в зарубежных лабораториях, многие иностранные работы переводились на русский язык, реферировались и рецензировались в русских журналах. В свою очередь, труды русских ученых стали публиковаться в зарубежных изданиях (исследования И.А. Сикорского, А.П. Нечаева и др.). Русские ученые активно включились в исследование проблем, волновавших ученых и общественных деятелей во всем мире.

Развитие возрастной психологии в России с начала XX в. прочно встало на научные основы, исследования в этой области заняли ведущее место в русской психологической и педагогической науке. В разработку этих проблем включились ученые разных специальностей, лучшие русские умы, выдающиеся теоретики и организаторы науки, пользовавшиеся большим авторитетом, в частности В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов и др. Сформировалась целая плеяда русских психологов, активно занявшихся теоретическими и организационными вопросами изучения детского развития и построения научных основ воспитания и обучения. В их числе П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.П. Нечаев, М.М. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов и др.

По их инициативе стали создаваться специализированные научные центры, обеспечивающие научно - исследовательскую и просветительскую деятельность и подготовку кадров для  них. Развернулась интенсивная теоретическая, методологическая и научно - организационная  деятельность. Получили распространение  небольшие лаборатории, кружки, кабинеты по изучению детей при некоторых  учебных заведениях и т.п.

Было налажено издательское дело. В XX в. значительно  возросло число публикаций по возрастной и педагогической психологии. Работали съезды и конференции, на которых  обсуждались проблемы детской и  педагогической психологии. В результате творческих поисков было осознано первостепенное значение теории и вместе с тем  оценена важная роль накопления научно - достоверных фактов, полученных с  помощью объективных методов.

Был сделан существенный вклад в разработку методов исследования как важнейшего условия перехода возрастной и педагогической психологии в разряд самостоятельных научных  дисциплин. Получил развитие метод  наблюдения, в частности метод  «дневников»; были предложены программы  и планы наблюдения за поведением и психикой ребенка. Метод эксперимента вводился в практику эмпирических исследований; специально для детской психологии предназначался естественный эксперимент (А.Ф. Лазурский). Тщательно обсуждались  возможности метода тестов. Разрабатывались  и другие методы. Существенное дополнение к сведениям о психологических  особенностях детей давали результаты анализа художественных произведений.

Основные направления  исследований того времени — пути формирования всесторонне развитой личности и совершенствования научных  основ системы обучения. В начале XX в. на передний план были выдвинуты фундаментальные проблемы образования, которые были поставлены в тесную связь с общественными преобразованиями, с необходимостью социальных перемен. После Октябрьской революции вся наука, в том числе возрастная (детская) психология, стала развиваться на новой методологической марксистской основе.

Краткий обзор  исторического развития возрастной психологии на рубеже XIX — XX вв. в России не претендует на полноту картины, но все же позволяет представить  существовавший тогда огромный научный  и общественный интерес к проблемам  психического развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Возрастная психология нужна для изучения и лучшего  понимания внутреннего мира ребёнка  и его возрастных особенностей. Все  знания, что были приобретены нами в процессе изучения данного материала, могут помочь найти грамотный  подход к каждому ребёнку.

Информация о работе Возрастная психология как отдельная отрасль