Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:16, реферат
Психология развития – отрасль психологии, изучающая основные закономерности психического развития человека в онтогенезе, качественное своеобразие личности, сознания и деятельности в различные возрастные периоды. Основные разделы психологии развития:
Детскую психологию – изучает психологические особенности младенческого, раннего, дошкольного и младшего школьного возраста
Психологию подросткового и юношеского возраста
Психологию зрелости
Геронтопсихологию
Введение……………………………………………………………………….3
Возрастная психология как отдельная отрасль……………………………...5
Становление зарубежной возрастной психологии………………………….6
Становление отечественной возрастной психологии……………………….9
Заключение……………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Возрастная психология
как отдельная отрасль………………………
Становление зарубежной возрастной психологии………………………….6
Становление отечественной возрастной психологии……………………….9
Заключение……………………………………………………
Введение
Психология развития – отрасль психологии, изучающая основные закономерности психического развития человека в онтогенезе, качественное своеобразие личности, сознания и деятельности в различные возрастные периоды. Основные разделы психологии развития:
В период детства, отрочества, юности происходят самые существенные изменения с человеком: в основном завершается его физическое развитие, значительный путь проходит становление внутреннего мира, складываются основы его духовного облика. Только имея целостное представление об общем психологическом строе человека и его закономерных изменениях во время жизни, возможно осуществлять достаточно грамотную педагогическую деятельность, а с определённого момента – обеспечить возможность его перехода в режим самообразования и саморазвития.
Анализ различных подходов к психике помогает выработать неидеализированный, недогматичный взгляд на разные теории, а учит мыслить объективно и непредвзято, находить реальные достоинства и недостатки как абсолютизированных, так и новых теорий.
Выработать собственную позицию, создать новое невозможно без психологической культуры, без знаний, собранных нашими предшественниками, т. е. без того, что и является содержанием курса истории психологии. История психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.
Рассмотрение
истории детской и возрастной
психологии в настоящее время
имеет особое значение: во-первых, произошло
резкое изменение социокультурных
ценностей и ориентиров общественной
жизни, как в нашей стране так и за рубежом,
в том числе и в такой сфере общественной
практики, как образование; соответственно
существенно изменились значимость и
смысл исторических достижений возрастной
психологии; во- вторых именно эти достижения,
как уже отмечалось, и составляют исходный
материал для построения общей теории
развития субъективной реальности в онтогенезе.
Возрастная психология как отдельная отрасль
Оформление психологии развития (детской или возрастной психологии) как самостоятельной отрасли научного знания относится ко второй половине XIX в. К середине века в науке, в первую очередь благодаря работам В.Ф.Гегеля и Ч.Дарвина, широкое распространение получил принцип развития. Этот принцип, а также диалектический метод составили ядро философии Г В.Ф. Гегеля, который показал, что психическое развитие человека есть процесс, подчиненный определенным закономерностям. Реализация диалектического метода в изучении психики привела к необходимости определения качественного своеобразия психики человека на разных возрастных этапах, различий внутренних миров ребенка и взрослого человека.
В 1876 г. французский философ, психолог, биолог И.Тэн опубликовал статью «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде», в которой описал процесс усвоения речи своей дочери в сопоставлении с историческим развитием языка. Основой обоих процессов он полагал механизм ассоциаций. Отдельный этюд по детской психологии «Биографический очерк одного ребенка» (1877) принадлежит Ч.Дарвину. Очерк представлял собой описание наблюдений, которые провел автор, за поведением своего сына в период его развития от рождения до 10 месяцев.
Вслед за этими
статьями стали появляться исследования
в форме наблюдений за развитием
ребенка.
Становление зарубежной возрастной психологии
В психологических учениях прошлых эпох (в период античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы психического развития детей.
В работах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля рассматривались условия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного психического развития человека.
В период Средневековья,
с III по XIV в., большее внимание уделялось
формированию социально адаптированной
личности, воспитанию требуемых качеств
личности, исследованию познавательных
процессов и методов
В эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский) на первый план вышли вопросы организации обучения, преподавания на основе гуманистических принципов, с учетом индивидуальных особенностей детей и их интересов.
В исследованиях философов и психологов Нового времени Р. Декарта, Б. Спинозы, Дж. Локка, Д. Гартли, Ж.Ж. Руссо обсуждалась проблема взаимодействия факторов наследственности и среды и их влияния на психическое развитие. Наметились две крайние позиции в понимании детерминации развития человека, которые обнаруживаются (в той или иной форме) и в работах современных психологов: нативизм (обусловленность природой, наследственностью, внутренними силами), представленный идеями Руссо; эмпиризм (решающее влияние обучения, жизненного опыта, внешних факторов), берущий начало в работах Локка.
Постепенно знания об этапах становления психики ребенка, о возрастных характеристиках расширялись, но ребенок по-прежнему рассматривался как довольно пассивное существо, податливый материал, который при умелом руководстве и обучении взрослого мог быть трансформирован в любом желательном направлении.
Во второй половине
XIX в. сложились объективные
Требования педагогической
практики были осознаны в связи с
развитием всеобщего обучения, которое
стало потребностью общественного
развития в новых условиях промышленного
производства. Педагогам-практикам
понадобились обоснованные рекомендации
относительно содержания и темпа
обучения больших групп детей, оказались
нужны методики обучения в группе.
Были поставлены вопросы об этапах
психического развития, его движущих
силах и механизмах, т.е. о тех
закономерностях, которые нужно
учитывать при организации
Внедрение идеи развития. Эволюционная биологическая теория Ч. Дарвина привнесла в область психологии новые постулаты — об адаптации как главной детерминанте психического развития, о генезисе психики, о прохождении ею в своем развитии определенных, закономерных этапов.
Физиолог и психолог И.М. Сеченов развивал идею перехода внешних действий во внутренний план, где они в преобразованном виде становятся психическими качествами и способностями человека, — идею интериоризации психических процессов. Сеченов писал, что для общей психологии важным, даже единственным, методом объективного исследования является именно метод генетического наблюдения.
Появление новых
объективных и
Немецкий ученый, дарвинист В. Прейер в книге «Душа ребенка» (1882) представил результаты своих ежедневных систематических наблюдений за развитием дочери от рождения до трех лет; он пытался тщательно проследить и описать моменты возникновения познавательных способностей, моторики, воли, эмоций и речи. Прейер наметил последовательность этапов развития некоторых сторон психики, сделал вывод о значимости наследственного фактора. Им был предложен примерный образец ведения дневника наблюдений, намечены планы исследований, обозначены новые проблемы (например, проблема взаимосвязи различных сторон психического развития).
Заслуга Прейера, который считается основателем детской психологии, состоит во введении метода объективного научного наблюдения в научную практику изучения самых ранних этапов развития ребенка.
Метод эксперимента,
разработанный В. Вундтом для
изучения ощущений и простейших чувств,
оказался чрезвычайно важным для
детской психологии. Вскоре была открыта
доступность для экспериментального исследования
и других, гораздо более сложных областей
психического, таких, как мышление, воля,
речь. Идеи исследования «психологии народов»
с помощью анализа продуктов творческой
деятельности (изучения сказок, мифов,
религии, языка), выдвинутые Вундтом позже,
также обогатили основной фонд методов
возрастной психологии и открыли ранее
недоступные возможности исследования
детской психики.
Становление отечественной возрастной психологии
Начальные этапы становления возрастной и педагогической психологии в России также относятся ко второй половине XIX в.
Для российской
культуры дореволюционного периода
была органична идея гуманизма, идея
интереса к внутреннему миру человека,
в том числе ребенка (достаточно
вспомнить «Детство», «Отрочество»,
«Юность» Л.Н. Толстого, «Детские годы
Багрова внука» СТ. Аксакова и многое
другое). Политические и экономические
реформы 60-х гг. XIX в., подъем культурной
и научной жизни, всплеск интереса
к просвещению и надежд, связанных
с образованием, привели к осознанию
необходимости построения научной
теории воспитания и обучения. Постоянным
вниманием в отечественной
Ученые этого периода Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Д. Юркевич, Н.Х. Вессель подняли вопрос о широком комплексном междисциплинарном (психологическом, физиологическом, медицинском и др.) изучении ребенка и научных основах руководства его развитием. Н.И. Пирогов первым обратил внимание на то, что дело воспитания имеет не прикладной, а философский смысл — воспитания человеческого духа, Человека в человеке. Он настаивал на необходимости признания, понимания и изучения своеобразия детской психологии. Детство имеет свои законы, и их надо уважать: «Если дети не имеют ни силы, ни способов нарушать законы нашей жизни, то и мы не имеем права безнаказанно и произвольно ниспровергать столь же определенные законы мира детей». Был дан мощный толчок изучению возрастных особенностей детей, выявлению условий и факторов, обусловливающих детское развитие.
В этот период были сформулированы принципиальные положения возрастной и педагогической психологии как самостоятельных научных дисциплин, обозначены проблемы, которые должны быть исследованы, чтобы поставить педагогический процесс на научную почву. Среди важнейших направлений: изучение общих законов, закономерностей детского развития и индивидуальных различий между детьми; выяснение значения природных предпосылок и возможностей воспитания; разработка методов познания, учитывающих специфику психики ребенка.
В 70—80-х гг. XIX
в. складываются два типа исследований:
наблюдения родителей за своими детьми
(дневники развития ребенка) и наблюдения
ученых за детским развитием (по определенной
программе). Проводится изучение взаимосвязи
психического и физического развития
ребенка, анализ условий правильной
организации умственного труда
и становления познавательной деятельности,
путей нравственного
Наряду с изучением общих закономерностей детского развития шло накопление материала, помогающего понять траектории развития отдельных сторон психической жизни: памяти, внимания, мышления, воображения. Особое место отводилось наблюдениям за развитием детской речи, оказывающей влияние на формирование различных сторон психики. Важные данные были получены в результате изучения физического развития детей (И. Старков). Делались попытки определить психологические особенности мальчиков и девочек (К.В. Едьницкий).
Широкий интерес
к изучению ребенка и к научному
обоснованию педагогических воздействий
положительно сказался на развитии общей
психологии. Задача изучения детской
психики исключала
Информация о работе Возрастная психология как отдельная отрасль