Возрастная периодизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:21, реферат

Описание работы

Одной из основных проблем возрастной и дифференциальной психологии классификации периодов жизни - первостепенное значение имеет структурно-генетический подход к онтогенетическому развитию человека, который способствует углубленному изучению его качественных особенностей, психологических механизмов и внутренних детерминант. Практическое значение структурно-генетического подхода заключается в использовании функциональных связей, что дает возможность направленно управлять возрастной динамикой и определять меры сензитивности в отдельные периоды жизни.

Содержание

Введение …………………………………………………………………....3
1.Периодизация возрастного развития ………………………………....5
2.Период раннего и дошкольного возраста ………………………….. . 7
3.Школьный и юношеский периоды ……………………………………10
4. Акмеологический период развития – период взрослости ………… 13
5.Геронтогенез …………………………………………….………………15
6.Потенциалы возрастного развития ……………………………………16
Заключение…………………………………………………………………17
Библиографический список……………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 85.50 Кб (Скачать)
 

ЧОУ ВПО «Балтийский  Институт Экологии Политики и Права» 
 
 

Юридический факультет

Специальность «Юриспруденция» 
 
 

Реферат 

 По  дисциплине «Психология и педагогика»

На  тему «Возрастная периодизация» 
 
 
 
 

                                                                                                                                      Выполнила: 

                    Студентка 2 курса 

                    Реплянчук О.В                                                                                                     

Проверил____________ 
 

Санкт Петербург

2009г

           СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  …………………………………………………………………....3

  1.Периодизация  возрастного развития ………………………………....5

  2.Период раннего и дошкольного возраста ………………………….. . 7

  3.Школьный и юношеский периоды ……………………………………10

  4. Акмеологический период развития – период взрослости ………… 13

  5.Геронтогенез …………………………………………….………………15

  6.Потенциалы возрастного развития ……………………………………16

  Заключение…………………………………………………………………17

  Библиографический список……………………………………………….19

 

  ВВЕДЕНИЕ

     Одной из основных проблем возрастной и  дифференциальной психологии  классификации периодов жизни - первостепенное значение имеет структурно-генетический подход к онтогенетическому развитию человека, который способствует углубленному изучению его качественных особенностей, психологических механизмов и внутренних детерминант. Практическое значение структурно-генетического подхода заключается в использовании функциональных связей, что дает возможность направленно управлять возрастной динамикой и определять меры сензитивности в отдельные периоды жизни.

     В возрастной и дифференциальной психологии решаются три группы задач: научно-исследовательские, диагностические и коррекционные.

     Исследовательские задачи рассматривают объект науки  на разных уровнях: на уровне общих  закономерностей и факторов развития и на уровне специфического их проявления в отдельные периоды жизни. К более конкретному уровню относится рассмотрение проблем возрастной динамики отдельных сторон психики (психофизиологических функций, процессов, свойств), а также их взаимосвязей на протяжении всего жизненного цикла человека. Научно-исследовательские задачи возрастной и дифференциальной психологии направлены на более полное и глубокое понимание объекта и предмета науки.

     Решение диагностических задач дает возможность  распознавать и оценивать степень  зрелости индивидных, социальных, личностных характеристик человека на разных этапах его развития, оценивать отклонения разного рода в психическом развитии у лиц разного возраста, определять потенциальные возможности психического развития. При этом диагностические задачи могут решаться совместно с прогностическими как в периоды раннего онтогенеза, так и в периоды взрослости и геронтогенеза.

     Психология развития занимается изучением проблем психического развития в онтогенезе, преобразуя и организуя взаимосвязи между различными отраслями психологического знания.

     В ее задачи входит:

     - разработка периодизации психического  развития, отвечающей современному  состоянию общества;

     - изучение индивидуальных вариантов  развития личности, в том числе  потенциала развития личности и средств его осуществления;

     - изучение особенностей возрастных  кризисов психического развития;

     - изучение роли семьи, образовательных  учреждений и других сфер жизни  в развитии личности;

     - исследование причин и психологических  механизмов различного рода трудностей в развитии, в том числе выявление условий, обеспечивающих преодоление таких жизненных преград как зависимости, неврозы и т.д.

     Актуальность  определяется тем, что в возрастной психологии есть целый ряд нерешенных проблем, в том числе фундаментальных, касающихся, например, формирования личности ребенка и многих других вопросов, которые я попытаюсь рассмотреть в своей работе.

     Цель  курсовой работы заключается в том, чтобы показать развитие человека на разных возрастных этапах и изучить  индивидуальные различия людей, найти объяснение происхождения этих различий, что является основной задачей дифференциальной психологии.

 

     1.ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

     Психическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся  как количественными, так и качественными изменениями. Возрастному развитию, по определению Б.Г. Ананьева, присущи 2 свойства – метрическое и типологическое. Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психических процессов и состояний, а также временную характеристику изменений в психике, которые происходят на протяжении жизни человека. Метрическое свойство измеряется временными интервалами (дни, месяцы, годы и т.п.) или показателями динамики изменений того или иного психического явления (темп, скорость, ускорение). В процессе изучения временного аспекта возрастного развития были выявлены временные закономерности, такие, как неравномерность и гетерохронность. Неравномерность возрастного развития выражается в том, что отдельные психические функции и личностные качества человека имеют определенную траекторию изменений во времени, которая может иметь как простой, так и сложный, криволинейный характер. Иначе говоря, рост и старение психических функций происходит неравномерно, с разными темпами, что осложняет определение различных периодов возрастного развития человека.

     Другая  временная закономерность выражена в гетерохронности возрастного  развития. При сопоставлении между  собой темпов изменчивости психических  функций и свойств выявляется разновременность в прохождении ими фаз возрастного развития, роста, достижения зрелости и эволюции, что свидетельствует о сложности и противоречивости возрастного развития.

     Различные возрастные классификации могут  быть разделены на две группы. Частные  классификации посвящены отдельным отрезкам жизни, чаще детским и школьным годам. Общие классификации охватывают весь жизненный путь человека.

     Периодизации  различаются потому, насколько широко детально представлены в них возрастные изменения различных сторон психики  и в какой степени выражены метрические и топологические свойства возрастного развития человека. По мнению Б.Г. Ананьева, наиболее сложным делом является определение продолжительности фаз развития и критических точек, его дискретных моментов, поскольку следует учитывать гетерохронность функциональных и личностных изменений, а также возрастную и индивидуальную изменчивость в изменяющихся исторических условиях.

     2.ПЕРИОД РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

     С момента рождения у ребенка начинают функционировать разнообразные  механизмы психической деятельности, которые обеспечивают его взаимодействие со взрослыми и с окружающей средой и удовлетворение его жизненно важных потребностей.

     Младенческий  возраст от 1 месяца до 1 года характеризуется  высокой интенсивностью процессов  развития сенсорных и двигательных функций, созданием предпосылок речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия ребенка со взрослыми. В это время чрезвычайно важное значение имеет среда, участие взрослых не только в физическом, но и в психическом развитии ребенка. Психическое развитие в младенческом возрасте отличается максимально выраженной интенсивностью не только по темпам, но и в смысле новых образований. В настоящее время установлены стадии развития всех видов моторики, начальных форм мышления, предпосылок речи, перцептивной функции. На этой богатой и многокачественной основе после года жизни и на протяжении всего жизненного цикла человека осуществляется социальное развитие психики.

     Следующий преддошкольный период – от 1 года до 3 лет жизни. Важность этих двух лет жизни обусловлена тем, что в это время ребенок овладевает речью и создаются предпосылки для формирования личности и субъекта деятельности.

     Преддошкольный  возраст является начальным этапом в формировании регуляторной функции речи. Тормозная функция речи в своем развитии отстает от ее пусковой функции. Ребенок до трех лет еще не может следовать сложной инструкции, требующей выбора. Ему доступно выполнение лишь простых указаний взрослого. В это время активно развиваются различные основные формы психики: память в виде узнавания, наглядное мышление, внимание, восприятие, психомоторика.

     В преддошкольном возрасте начинают складываться разнообразные мыслительные функции, такие, как способность к обобщению, переносу приобретенного опыта в новые условия, умение устанавливать связи и отношения и в элементарной форме путем активного экспериментирования решать конкретные задачи, используя различные объекты в качестве средства для достижения цели. Доминирующей функцией в преддошкольном возрасте является восприятие, которое интенсивно развивается в этот период и в то же время именно оно определяет специфику других психических форм, которые функционируют на наглядно - чувственном уровне. В этот период жизни особенно важно непосредственное сотрудничество ребенка со взрослыми, что способствует формированию у него самостоятельности и инициативности.

     К трем годам создаются необходимые  предпосылки перехода к следующему, дошкольному периоду. В раннем детстве  интенсивно формируются речевая  функция, моторика и предметные действия. Также быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорика, восприятие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают складываться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания.

     Дошкольный  возраст является периодом дальнейшего  интенсивного формирования психики. Новые  качественные образования происходят благодаря многим факторам: речи и  общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и благодаря включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

     Этот  период жизни является чрезвычайно  важным с точки зрения генезиса и  формирования социальных форм психики  и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для  формирования первичных форм социально значимых качеств. К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения.

     Дошкольный  возраст является начальным этапом формирования субъекта деятельности, ребенка перестают удовлетворять простые манипулятивные действия, которыми он овладевал в предыдущие годы. В таком возрасте формируются как общие, умственные, так и специальные способности к изобразительной, музыкальной, хореографической и другим видам деятельности.

     3.ШКОЛЬНЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ПЕРИОДЫ

     Основной  деятельностью школьного детства  является учебная, в ходе которой  ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и  обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношениях.

     Школьный  онтогенез охватывает следующие  возрастные периоды: младший школьный возраст – 7-10 лет; младший подростковый – 11-13 лет; старший подростковый – 14-15 лет; юношеский возраст – 16-18 лет. Каждый из этих периодов развития характеризуется своими особенностями.

     Одним из самых сложных периодов школьного  онтогенеза  является подростковый период, который иначе называют переходным, так как он характеризуется переходом  от детства к юности, от незрелости к зрелости.

Информация о работе Возрастная периодизация