Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 16:21, курсовая работа
Каждый человек имеет уникальные вариации генетических программ и уникальные обстоятельства, в которых эти программы реализуется. Таким образом, в развитии человека можно рассматривать универсальные и индивидуальные закономерности жизненного цикла, формирования психических способностей и становления психики в целом. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Периодизация психического развития – это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека.
Содержание:
введение……………………………………………………………………………….3
І часть. Теоретический материал
ІІ часть. Практический материал
В младшем школьном возрасте ситуация формирования личности во многом напоминает предшествующую. Три фазы, ее образующие, дают школьнику возможность войти в совершенно новую для него группу одноклассников, которая из-за отсутствия совместно распределенной учебной деятельности имеет первоначально диффузный характер.
Вступление в подростковый период по сравнению с предыдущими имеет ту особенность, что не предполагает вхождения в новую группу (если не возникла референтная группа вне школы, что часто случается), а представляет собой дальнейшее развития личности в развивающейся группе, но в изменившихся условиях.
В подростковом возрасте микроциклы развития личности протекают для одного и того же школьника параллельно в различных референтных группах, конкурирующих по своей значимости для него.
Процесс развития личности в группах, объединенных совместной деятельностью, - специфическая особенность юности, по своим временным параметрам выходящей за границы старшего школьного возраста, который может быть обозначен как период ранней юности. Адаптация, индивидуализация и интеграция личности в совместно распределенной деятельности обеспечивают становление личности.
Целесообразность, а может быть, необходимость быделения "эры восхождения к социальной зрелости" требует пояснений. Если представить социальную следу в ее глобальных характеристиках как относительно стабильную, то весь путь до осуществления этой цели можно интерпретировать как единый и целостный этап. В таком случае он в соответствии с выдвинутыми и обоснованными выше положениями предполагает три фазы развития, формирования, становления личности, ее вхождения в социальное целое - адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.
Протяженные во времени, они выступают как макрофазы развития личности в пределах одной эры и обозначаются как три эпохи: детство (преимущественно адаптация), отрочество (преимущественно индивидуализация), юность (преимущественно интеграция). Именно таким образом дитя в конце концов превращается в зрелую, самостоятельную личность, дееспособную (ту, что демографы обозначают как единицу "самостоятельной" части населения), готовую к труду, воспроизводству и воспитанию нового человека, к продолжению себя в детях. Третья макрофаза (эпоха), начинаясь в школе, хронологически выходит за ее пределы. Подчеркнем, что отрочество, как это и типично для стадии индивидуализации, выступает как эпоха перелома, обострения противоречий.
Эпохи подразделяются на периоды развития личности в конкретной среде. В качестве модели социально зрелого человека принимается личность индивида, еще не интегрированного в общественной жизни.
Эпоха детства - наиболее длительная макрофаза развития личности - охватывает три возрастных периода (преддошкольный, дошкольный, младший школьный). Эпоха отрочества и период подросткового возраста совпадают. Эпоха юности и период ранней юности только частично совпадают (ранняя юность ограничивается рамками пребывания в школе). Как было сказано, для первой макрофазы "эпохи детства" характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализацией, для второй (эпоха отрочества) - индивидуализации над адаптацией, для третьей (эпоха юности) - превалирование интеграции над индивидуализацией.
Потребность в нахождении
Древнекитайская
классификация
Молодость
Возраст
вступления в брак
Возраст выполнения общественных обязанностей до 40 лет
Познание
собственных заблуждений
Последний период творческой жизни до 60 лет
Желанный
возраст
Старость
Классификация
возрастов жизни
по Пифагору
Период
становления
Молодой
человек
Человек
в расцвете сил
Старый
и угасающий человек
60 – 80 лет (зима)
Классификация
возрастов жизни
по Гиппократу
Первый
период
Второй
период
Третий
период
Четвертый
период
21 – 28 лет
Пятый
период
Шестой
период
Седьмой
период
Восьмой
период
Девятый
период
Десятый
период
Традиционное деление жизненного цикла по Годфруа Ж. (1992)
В настоящее
время жизненный цикл традиционно разделяется
на четыре больших периода: пренатальный
(внутриутробный), детство, отрочество
и зрелость. В свою очередь каждый из этих
периодов состоит из трех стадий, обладающих
своими особенностями.
1. Пренатальный период 266 дней
Стадия зиготы от момента оплодотворения до 14 дней
Стадия эмбриона от 14 дней до 2 месяцев
Стадия плода от 3 месяцев до момента родов
2. Детство
Стадия первого детства от рождения до 3 лет
Стадия второго детства 3 – 6 лет
Развитие личности ребенка и когнитивных
Стадия третьего детства 6 – 12 лет
3. Отрочество
Пубертатный возраст 12 – 16 лет
Ювенильный возраст 16-18 лет
Юность 18 – 20 лет
4. Зрелость
Стадия ранней зрелости 20 – 40 лет
Интенсивная личная жизнь, профессиональная
зрелый возраст
Стабильность и продуктивность в профес-
завершающий период
зрелости
первая старость
преклонный возраст после 75 лет
Приведенные
примеры классификаций
Разделение жизненного цикла
человека на периоды позволяет
лучше понять закономерности
развития человека и специфику
возрастных этапов. Обозначение
периодов развития и временные
рамки определяются
Список
литературы: