Возрастная периодизация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Каждый человек имеет уникальные вариации генетических программ и уникальные обстоятельства, в которых эти программы реализуется. Таким образом, в развитии человека можно рассматривать универсальные и индивидуальные закономерности жизненного цикла, формирования психических способностей и становления психики в целом. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Периодизация психического развития – это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека.

Содержание

Содержание:

введение……………………………………………………………………………….3


І часть. Теоретический материал


ІІ часть. Практический материал

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство по образованию 

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Липецкий Государственный технический университет» 
     
     
     
     
     
     
     

    Итоговая  работа по дисциплине

    «Психология личности» 

    Тема: «Возрастная периодизация

    личности» 
     
     
     
     

                                                                                                        

                                                                                                 Выполнила: студентка группы УП-07-1

                                                                                                                       Васильева О. Ю. 
     

                                                                                    Проверила:        Чиликина  Инара

                                                                                                                Александровна 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Липецк 2008г. 
     

    Содержание:

введение……………………………………………………………………………….3 

І часть. Теоретический  материал 

ІІ  часть. Практический материал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Введение. 

   В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

   Биологическая основа личности  охватывает нервную систему, систему  желез, процессы обмена веществ  (жажда, голод, половой импульс), половые различия, анатомические  особенности, процессы созревания  и развития организма.

   Социальное измерение личности зависит от влияния культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан. Важными слагаемыми личности являются социальные роли, а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

   Личность – прижизненно формирующаяся  и индивидуально своеобразная  совокупность черт, определяющих  образ (стиль) мышления данного  человека, строй ее чувств и поведения.

   Формирование личности – это  процесс освоения общественного  опыта, но процесс совершенно  особый. Он отличается от усвоения  знаний, умений, способов действий.

  Развитие как философский и общенаучный способ объяснения явлений, принцип развития направляет работу психологической мысли на протяжении всей её истории.  

   Развитие человека индивидуально.  В его онтогенезе реализуются  как общие закономерности развития  представителя вида Homo sapiens, так и индивидуальные особенности развития каждого человека.

   Каждый человек имеет уникальные  вариации генетических программ  и уникальные обстоятельства, в  которых эти программы реализуется.  Таким образом, в развитии человека  можно рассматривать универсальные  и индивидуальные закономерности жизненного цикла, формирования психических способностей и становления психики в целом. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Периодизация психического развития – это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека.

І часть. Теоретический  материал

Развитие  как объяснительный принцип

    Этот  объяснительный принцип внутренне  связан с другими регулятивами научного познания - детерминизмом и системностью. Он предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин, и вместе с тем включает постулат об обусловленности преобразования этих явлений их включенностью в целостную систему, образуемую их взаимоориентацией.

    Принцип развития предполагает, что изменения происходят закономерно, что переходы от одних форм к другим не носят хаотического характера даже тогда, когда включают элементы случайности и вариативности. Это выступает и при соотнесении двух основных типов развития: эволюционного и революционного. Их соотнесение таково, что с одной стороны, обеспечивается преемственность в смене уровней при самых радикальных преобразованиях процесса развития, с другой - происходит становление качественно новых форм, не сводимых к предшествующим. Тем самым становится очевидной односторонность концепций, которые либо, акцентируя преемственность, сводят новообразования в ходе развития к формам, характерным для низших этапов этого процесса, либо, акцентируя значимость революционных сдвигов, видят в появлении качественно иных, чем прежде, структур, эффект своего рода катастроф, разрывающих "связь времен". Под воздействием этих методологических установок складывались разные подходы к объяснению изменений, которые претерпевает психика в ее различных формах и масштабах - в филогенезе и онтогенезе.

    Если  речь идет о филогенезе, психика  выступает в контексте общего хода развития жизни на Земле как  один из его факторов, от самых простейших, зачаточных ее проявлений - психика  формируется как своего рода инструмент ориентации организма в среде, различения свойств среды с целью возможно более эффективной адаптации к ней посредством двигательной активности. Такое различение может быть интерпретировано как сигнальная, или информационная, функция, благодаря которой в виде сперва элементарных ощущений - чувствований, а затем все более усложняющихся когнитивных структур(чувственных образов) организм овладевает "картиной мира", в которой ему надлежит выжить. На различных ступенях великой эволюционной лестницы образ мира решительно изменяется, обеспечивая приспособление к расширяющимся пространственно-временным параметрам среды. Само же это приспособление реализуется усложняющимися механизмами поведения - системой реальных действий, которая позволяет удовлетворить испытываемую организмом нужду (потребность) в сохранении стабильности своей внутренней среды.

    Перед нами целостный акт, где нераздельно  представлены: играющий сигнально-информационную роль когнитивный компонент (образ), который позволяет организовать поведенческий ответ (действие) на идущий извне вызов, и побуждение (мотив) как энергетический "заряд" и познавательной, и двигательной активности. Эта "трехзвенность" любого психического феномена на всех уровнях жизнедеятельности позволяет говорить о целостной, развивающейся психосфере (термин Н.Н.Ланге). Перед нами великий генетический ряд, все многообразие ступеней и проявлений которого пронизано единым началом. Именно это единство обеспечивает преемственность в развитии.

    Фактор  преемственности в развитии породил  в некоторых теоретических схемах установку на редукцию. В этом случае присущее высоким ступеням сводится к более элементарному.

    Наиболее  ярким примером такой редукции служит огромная по масштабам работа нескольких поколений американских психологов, идущая под эгидой бихевиоризма. Справедлив упрек в адрес бихевиоризма: человек для этого направления нечто вроде большой белой крысы. Закономерности научения, экспериментально выявленные особенности поведения животных в лабиринтах и проблемных ящиках приверженцы этого направления считают идентичными закономерностям психической регуляции деятельности человека.

    Протест против этой методологической установки  стимулировал поиск решений, позволяющих  покончить с "зоологизацией" психологии, сосредоточиться на уникально человеческом в психическом устройстве личности.

    Из  истории применения принципа развития в  психологии

 

    Проблема  развития психики представляла собой  краеугольный камень всей психологии первой трети двадцатого столетия. Для разработки этой проблемы  лейтмотивом явилось обращение к эволюционным идеям Ч. Дарвина.

    И.М. Сеченов наметил задачу исторически  проследить развитие психических процессов  в эволюции всего животного мира. Исходя из того, что в процессе познания следует восходить с целью  изучения от простого к сложному или, что то же, объяснять сложное более простым, но никак не наоборот, Сеченов считал, что исходным материалом для разработки психических факторов должны служить как простейшие психические проявления у животных, а не у человека. Сопоставление конкретных психических явлений у человека и животных есть сравнительная психология, резюмирует Сеченов, подчёркивая большую важность этой ветви психологии; такое изучение было бы особенно важно в деле классификации психических явлений, потому что оно свело бы, может быть, многие сложные формы их на менее многочисленные и простейшие типы, определив, кроме того, переходные ступени от одной формы к другой.

    Позднее, в "Элементах мысли" Сеченов  утверждал необходимость разработки эволюционной психологии на основе учения Дарвина, подчеркивая, что великое учение Дарвина о происхождении видов поставило, как известно, вопрос об эволюции, или преемственном развитии животных форм на столь осязательные основы, что в настоящее время огромное большинство натуралистов держится этого взгляда.

    А.Н. Северцов в книге "Эволюция и психика" (1992) анализирует форму приспособления организма к среде, которую он именует способом приспособления посредством  изменения поведения животных без  изменения их организации. Это приводит к рассмотрению различных типов психической деятельности животных в широком смысле этого слова.

    В типе членистоногих прогрессивно эволюционировали наследственные изменения поведения (инстинкты), и у высших представителей их - у насекомых образовались необыкновенно  сложные и совершенные, приспособленные ко всем деталям образа жизни инстинктивные действия.

    В типе хордовых эволюция пошла по другому  пути: инстинктивная деятельность не достигла очень большой высоты, но зато приспособление посредством индивидуального  изменения поведения стало развиваться прогрессивно и значительно превысило пластичность организма. Над наследственной приспособляемостью появилась надстройка индивидуальной изменчивости поведения.

    У человека эта надстройка достигла максимальных размеров, и благодаря этому человек, как подчеркивает Северцов, является существом, приспособляющимся к любым условиям существования, создающим себе искусственную среду - среду культуры и цивилизации.

    Эволюционный  подход получил продолжение в  трудах В.А. Вагнера, который приступил к конкретной разработке сравнительной, или эволюционной, психологии на основе объективного изучения психической жизни животных.

    Для понимания его принципиальной позиции  интерес представляет статья "А.И. Герцен как натуралист" (1914). Здесь  Вагнер развивает мысли, намеченные в ряде ранних работ, раскрывает сущность критики Герценом как шеллигианства, пренебрегавшего фактами, так и эмпиризма, представителям которого хотелось бы относиться к своему предмету совершенно эмпирически, страдательно, лишь наблюдая его.

    В своих исследованиях, посвященных  проблемам развития психики и  построенных на богатейшем фактическом  материале, Вагнер никогда не оставался "рабом факта", а нередко  поднимался до "высшего научного монизма", как он именовал философский  материализм Герцена.

    В своём двухтомном труде "Биологические  основания сравнительной психологии (Биопсихология)" Вагнер противопоставляет  в вопросах сравнительной психологии научному мировоззрению теологическое  и метафизическое.

    Теологическое мировоззрение, окончательно сформировавшееся, по мнению Вагнера, у Декарта, заключалось в отрицании души у животных и представлении их в виде автоматов, хотя и более совершенных, чем всякая машина, сделанная человеком. Замечая, что это мировоззрение всего ближе соответствовало христианскому учению о бессмертии души, Вагнер заключает, что его современное значение ничтожно.

    Остатком  прошлого является и метафизическое направление, которое пришло на смену  теологическому. Вагнер называл метафизику родной сестрой теологии в ее воззрении на душу как самостоятельную сущность. Для современных метафизиков, писал Вагнер, типичны попытки примирить метафизику с наукой, приспособляя ее к добытым последнею истинам.

    Научный подход в истории проблемы развития психики характеризуется, по Вагнеру, столкновением двух противоположных школ.

    Одной из них присуща идея о том, что  в человеческой психике нет ничего, чего не было бы в психике животных. А так, как изучение психических  явлений вообще начиналось с человека, то весь животный мир был наделен  сознанием, волею и разумом. Это, по его определению, "монизм ad hominem (применительно к человеку), или "монизм сверху".

Информация о работе Возрастная периодизация личности