Возрастная физиология и психофизиология

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:17, реферат

Описание работы

Рост и развитие — важнейшие процессы, обусловливающие морфологические и функциональные изменения организма в восходящей фазе онтогенеза. Рост — количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению. Развитие — качественное преобразование тканей и органов организма, которые протекают как за счет увеличения размеров, так и за счет дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия и специализации клеточных структур), и приводит к качественным и количественным изменениям функций организма.

Содержание

1. Рост и развитие организма
1.1 Этапы и периоды онтогенеза
1.2 Физическое и психическое развитие
2. Биологические ритмы, их показатели и классификация
2.1 Биоритмы и их работоспособность
Литература

Работа содержит 1 файл

Возрастная физиология.docx

— 29.75 Кб (Скачать)

     Зрелость  человека как индивида — соматическая и половая — определяется биологическими критериями. Сравнительно с другими  приматами человек обладает лишь большим диапазоном индивидуальной изменчивости моментов завершения соматического  и полового созревания, наступления  физической зрелости. Однако если у  всех животных, включая приматов, физическая зрелость означает глобальную зрелость все* го организма — его жизнедеятельности  и механизмов поведения, то у человека нервно-психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического  созревания и зрелости. Интеллектуальное развитие, неразрывно связанное с  образованием, имеет свои критерии умственной зрелости, связанные с определенным объемом и уровнем знаний, свойственных данной системе образования в данную историческую эпоху. ' у

     Как явление умственной зрелости, так  и критерии ее определения — исторические. В еще большей мере таковыми являются многочисленные феномены гражданской  зрелости, с наступлением которой  человек полностью становится юридически дееспособным лицом, субъектом гражданских  прав (например, избирательных), политическим деятелем и т. д. Все эти феномены варьируют в зависимости от общественно-экономической  формации, классовой структуры общества, национальных особенностей и традиций и т. д. и ни в коей мере не зависят  от физического развития человека. В общественной жизни важное значение имеет определение трудовой зрелости, т. е. полного объема трудоспособности, критерии которой в большой мере свя­заны с учетом состояний физического  и умственного развития. Следовательно, наступление зрелости человека как  индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется  во всех формациях.

     Еще более выражена разновременность моментов, характеризующих финал человеческой жизни. Таким финалом для индивида является смерть, с которой, разумеется, прекращается всякое материальное существование  и всех других состояний человека как личности и субъекта деятельности. Однако историческая личность и творческий деятель, оставившие потомкам выдающиеся материальные и духовные ценности, т. е. активные субъекты познания и труда, обретают социальное бессмертие, идеальная  форма существования которого оказывается  реальной силой общественного развития.

     Эти формы существования и развития человека, изменяющиеся в разные периоды  человеческой жизни, характеризуются  специфическими комплексами психофизиологических особенностей, которые будут рассмотрены  в следующих главах. Противоречия между этими формами с их различными психофизиологическими характеристиками не могут отвлекать нас от единства человека во всей множественности его состояний и свойств. Образование индивидуальности и обусловленное ею единое направление развития индивида, личности и субъекта в общей структуре человека стабилизируют эту структуру и являются важными факторами высокой жизнеспособности и долголетия.

     Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и  функциональных признаков организма  в их взаимосвязи.

     Интенсивно  протекающие процессы роста и  созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности  климата, жилищно-бытовые условия, режим  дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического  развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность  обмена веществ, эндокринный фон  организма, активность ферментов крови  и секретов пищеварительных желез.

     В связи с этим уровень физического  развития детей принято считать  достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

     1. Морфологические показатели: длина  и масса тела, окружность грудной  клетки, а у детей до трех  лет — окружность головы.

     2. Функциональные показатели: жизненная  емкость легких, мышечная сила  кистей рук и др.

     3. Развитие мускулатуры и мышечный  тонус, состояние осанки, опорно-двигательного  аппарата, развитие подкожного жирового  слоя, тургор тканей. 

 

      2. Биологические ритмы их показатели, и классификация 

     Биологические ритмы (биоритмы) — регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий. Б. р. в той или иной форме присущи всем живым организмам. Б. р. описываются рядом характеристик: периодом, амплитудой, фазой, средним уровнем, профилем.

     В зависимости от порождающей причины  Б. р. делятся на экзогенные — колебания, вызванные периодическими воздействиями извне, т.е. пассивные реакции на колебания факторов окружающей среды, и эндогенные — автономные (син. спонтанные, самоподдерживающиеся, самовозбуждающиеся) колебания, обусловленные активными процессами в самой живой системе (к ним относится большинство Б. р.).

     Эндогенные  Б. р. поддерживаются механизмом обратной связи. В зависимости от того, на каком уровне биологической организации она замыкается, различают Б. р. в клетках (митотический цикл), органах (сокращения кишечника), организмах (овариальный цикл) и сообществах (колебания численности популяций в системе хищник-жертва).

     По  выполняемой функции Б. р. делят  на физиологические ритмы — рабочие  циклы отдельных систем (дыхание, сердцебиение), и экологические, адаптивные (см. циркадные ритмы), служащие для  приспособления организмов к периодичности  окружающей среды. Период (частота) физиологического ритма может изменяться в широких  пределах в зависимости от степени  функциональной нагрузки; период экологического ритма, напротив, сравнительно постоянен, закреплен генетически. Экологические  ритмы в естественных условиях захвачены  циклами окружающей среды; выполняют  функцию биологических часов (с  их помощью организмы ориентируются  во времени).

     Б. р. с разными периодами у одного организма могут оказывать взаимное модулирующее влияние, но обычно сравнительно независимы. Б. р. с одинаковым периодом, напротив, часто сопряжены иерархическим образом: выделенные группы клеток могут играть роль центров синхронизации — ритмоводителей.

     Биологические ритмы интересны тем, что во многих случаях сохраняются даже при  постоянстве условий среды. Такие  ритмы называют эндогенными, т.е. «идущими изнутри»: хотя обычно они и коррелируют  с ритмичными изменениями внешних  условий, например чередованием дня  и ночи, их нельзя считать прямой реакцией на эти изменения. Эндогенные биологические ритмы обнаружены у всех организмов, кроме бактерий. Внутренний механизм, поддерживающий эндогенный ритм, т.е. позволяющий организму  не только чувствовать течение времени, но и измерять его промежутки, называется биологическими часами.

     У человека не только сон, но и многие другие функции подчинены суточному  ритму. Примеры тому – повышение  и понижение кровяного давления и выделения калия и натрия почками, колебания времени рефлекса, потливости ладоней и т.д. Особенно заметны изменения температуры  тела: ночью она примерно на 1°С ниже, чем днем. Биологические ритмы  у человека формируются постепенно в ходе индивидуального развития. У новорожденного они довольно неустойчивы  – периоды сна, питания и т.д. чередуются бессистемно. Регулярная смена  периодов сна и бодрствования  на основе 24–25 часового цикла начинает происходить только с 15-недельного возраста.

     Основными параметрами биоритмов  являются такие показатели: Период — время между двумя одноименными точками в волнообразно изменяющемся процессе. Акрофаза — точка времени в периоде, когда отмечается максимальное значение исследуемого параметра. Мезор — уровень среднего значения показателей изучаемого процесса. Амплитуда — величина отклонения исследуемого показателя в обе стороны от средней.

     Классификация ритмов базируется на строгих определениях, которые зависят от выбранных критериев.

     - по их собственным характеристикам,  таким как период;

     - по их биологической системе,  например популяция;

     - по роду процесса, порождающего  ритм;

     - по функции, которую выполняет  ритм. 

     2.1 Биоритмы и работоспособность 

     Основным  суточным циклом, базой и фоном  для протекания всех ритмов организма  человека является чередование сна  и бодрствования. Эти два процесса неразрывно связаны между собой  и являются главным условием организации  режима деятельности и отдыха. Бодрствование  выступает основой активной и  осознанной деятельности человека и  занимает примерно 2/3 его жизни. Энергетическую сторону его отражает понятие  психического тонуса. Психический тонус - это оптимальная интенсивность психических процессов, поддерживающих нормальное функционирование организма человека при разной степени его активности. Психический тонус зависит от индивидуальных и возрастных особенностей, вида жизнедеятельности и состояния нервной системы человека. Необходимый уровень тонуса определяется бессознательными функциями головного мозга, но возможна и осознанная его регуляция.Регуляция психического тонуса осуществляется с помощью широкого спектра физических, психических и эмоциональных воздействий. Наиболее эффективными методами его стимуляции являются системы психологического тренинга, дыхательной гимнастики и воздействия на биологически активные зоны организма. Подробный разговор о них пойдет в следующих главах.

     Не  следует забывать о заметном влиянии  эмоций на тонус. Положительные эмоции, хорошее настроение, уверенность  и оптимизм способствуют его повышению, а отрицательные эмоции, растерянность, озлобленность - снижают. Для стимуляции психических процессов используют тонизирующие напитки: чай, кофе, квас. Алкоголь и никотин вызывают кратковременное поднятие тонуса, приводя затем к его резкому снижению.

     Для поддержания высокого уровня работоспособности  большое значение имеет принцип  постепенного вхождения в трудовой процесс. Особенно важно его соблюдение после сна, выходных дней, летнего  отдыха и перехода на другой вид  деятельности. Всякая новая деятельность должна прийти в равновесие с системой уже имеющихся функций и навыков. Высокую продуктивность работы обеспечивает хорошо продуманная и отработанная последовательность, определенная система труда.

     Ритмический труд - это равномерное распределение  нагрузки в течение дня, недели, месяца, года. Требование ритмичности основано на учете физиологических особенностей центров нервной системы, которые  наиболее экономно функционируют при  правильном чередовании процессов  возбуждения и торможения. Резкое снижение работоспособности может  быть вызвано как чрезмерным утомлением при высоком темпе работы, так  и периодами бездеятельности. Организация  режима труда, основанного на ритмичной  деятельности организма и работы головного мозга, является определяющим условием экономичной и высокопроизводительной работы.

     Под режимом труда понимают чередование  периодов работы и отдыха, который  играет важную роль в профилактике утомления. 

 

      Литература 

1. К.Г. Юнг. Психологические типы.- М.: Прогресс-Универс, 2005- 718 с.

2. Л.С. Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 2002, N 2.

3. А. Коссаковский. Психическое развитие личности в онтогенезе. – В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. – М.: Наука, 2005 – 183 с. – С. 37-67

4. И.А. Аршавский. Основы возрастной периодизации. – В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 2005 – С. 60

5. Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания.- Л.:Изд. ЛГУ,2008- 338 с.

6. П.К. Анохин. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.: Медицина, 2008 – 547 с.

7. М. Тышкова. Индивидуальный опыт, культура и развитие личности. – В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. – М.: Наука, 2000 – 214 с.

8. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии, 1984. N 4

9.Е.С. Филатова. Соционика для вас. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2003. – 296 с.

Информация о работе Возрастная физиология и психофизиология