Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:17, реферат
Рост и развитие — важнейшие процессы, обусловливающие морфологические и функциональные изменения организма в восходящей фазе онтогенеза. Рост — количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению. Развитие — качественное преобразование тканей и органов организма, которые протекают как за счет увеличения размеров, так и за счет дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия и специализации клеточных структур), и приводит к качественным и количественным изменениям функций организма.
1. Рост и развитие организма
1.1 Этапы и периоды онтогенеза
1.2 Физическое и психическое развитие
2. Биологические ритмы, их показатели и классификация
2.1 Биоритмы и их работоспособность
Литература
Зрелость
человека как индивида — соматическая
и половая — определяется биологическими
критериями. Сравнительно с другими
приматами человек обладает лишь
большим диапазоном индивидуальной
изменчивости моментов завершения соматического
и полового созревания, наступления
физической зрелости. Однако если у
всех животных, включая приматов, физическая
зрелость означает глобальную зрелость
все* го организма — его
Как явление умственной зрелости, так и критерии ее определения — исторические. В еще большей мере таковыми являются многочисленные феномены гражданской зрелости, с наступлением которой человек полностью становится юридически дееспособным лицом, субъектом гражданских прав (например, избирательных), политическим деятелем и т. д. Все эти феномены варьируют в зависимости от общественно-экономической формации, классовой структуры общества, национальных особенностей и традиций и т. д. и ни в коей мере не зависят от физического развития человека. В общественной жизни важное значение имеет определение трудовой зрелости, т. е. полного объема трудоспособности, критерии которой в большой мере связаны с учетом состояний физического и умственного развития. Следовательно, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях.
Еще
более выражена разновременность моментов,
характеризующих финал
Эти
формы существования и развития
человека, изменяющиеся в разные периоды
человеческой жизни, характеризуются
специфическими комплексами
Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.
Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.
В
связи с этим уровень физического
развития детей принято считать
достоверным показателем их здоровья.
При оценке физического развития
детей учитывают следующие
1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.
2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.
3.
Развитие мускулатуры и
2. Биологические ритмы
их показатели, и классификация
Биологические ритмы (биоритмы) — регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий. Б. р. в той или иной форме присущи всем живым организмам. Б. р. описываются рядом характеристик: периодом, амплитудой, фазой, средним уровнем, профилем.
В зависимости от порождающей причины Б. р. делятся на экзогенные — колебания, вызванные периодическими воздействиями извне, т.е. пассивные реакции на колебания факторов окружающей среды, и эндогенные — автономные (син. спонтанные, самоподдерживающиеся, самовозбуждающиеся) колебания, обусловленные активными процессами в самой живой системе (к ним относится большинство Б. р.).
Эндогенные Б. р. поддерживаются механизмом обратной связи. В зависимости от того, на каком уровне биологической организации она замыкается, различают Б. р. в клетках (митотический цикл), органах (сокращения кишечника), организмах (овариальный цикл) и сообществах (колебания численности популяций в системе хищник-жертва).
По
выполняемой функции Б. р. делят
на физиологические ритмы —
Б.
р. с разными периодами у одного
организма могут оказывать
Биологические ритмы интересны тем, что во многих случаях сохраняются даже при постоянстве условий среды. Такие ритмы называют эндогенными, т.е. «идущими изнутри»: хотя обычно они и коррелируют с ритмичными изменениями внешних условий, например чередованием дня и ночи, их нельзя считать прямой реакцией на эти изменения. Эндогенные биологические ритмы обнаружены у всех организмов, кроме бактерий. Внутренний механизм, поддерживающий эндогенный ритм, т.е. позволяющий организму не только чувствовать течение времени, но и измерять его промежутки, называется биологическими часами.
У человека не только сон, но и многие другие функции подчинены суточному ритму. Примеры тому – повышение и понижение кровяного давления и выделения калия и натрия почками, колебания времени рефлекса, потливости ладоней и т.д. Особенно заметны изменения температуры тела: ночью она примерно на 1°С ниже, чем днем. Биологические ритмы у человека формируются постепенно в ходе индивидуального развития. У новорожденного они довольно неустойчивы – периоды сна, питания и т.д. чередуются бессистемно. Регулярная смена периодов сна и бодрствования на основе 24–25 часового цикла начинает происходить только с 15-недельного возраста.
Основными параметрами биоритмов являются такие показатели: Период — время между двумя одноименными точками в волнообразно изменяющемся процессе. Акрофаза — точка времени в периоде, когда отмечается максимальное значение исследуемого параметра. Мезор — уровень среднего значения показателей изучаемого процесса. Амплитуда — величина отклонения исследуемого показателя в обе стороны от средней.
Классификация ритмов базируется на строгих определениях, которые зависят от выбранных критериев.
-
по их собственным
- по их биологической системе, например популяция;
- по роду процесса, порождающего ритм;
-
по функции, которую выполняет
ритм.
2.1
Биоритмы и работоспособность
Основным суточным циклом, базой и фоном для протекания всех ритмов организма человека является чередование сна и бодрствования. Эти два процесса неразрывно связаны между собой и являются главным условием организации режима деятельности и отдыха. Бодрствование выступает основой активной и осознанной деятельности человека и занимает примерно 2/3 его жизни. Энергетическую сторону его отражает понятие психического тонуса. Психический тонус - это оптимальная интенсивность психических процессов, поддерживающих нормальное функционирование организма человека при разной степени его активности. Психический тонус зависит от индивидуальных и возрастных особенностей, вида жизнедеятельности и состояния нервной системы человека. Необходимый уровень тонуса определяется бессознательными функциями головного мозга, но возможна и осознанная его регуляция.Регуляция психического тонуса осуществляется с помощью широкого спектра физических, психических и эмоциональных воздействий. Наиболее эффективными методами его стимуляции являются системы психологического тренинга, дыхательной гимнастики и воздействия на биологически активные зоны организма. Подробный разговор о них пойдет в следующих главах.
Не
следует забывать о заметном влиянии
эмоций на тонус. Положительные эмоции,
хорошее настроение, уверенность
и оптимизм способствуют его повышению,
а отрицательные эмоции, растерянность,
озлобленность - снижают. Для стимуляции
психических процессов
Для
поддержания высокого уровня работоспособности
большое значение имеет принцип
постепенного вхождения в трудовой
процесс. Особенно важно его соблюдение
после сна, выходных дней, летнего
отдыха и перехода на другой вид
деятельности. Всякая новая деятельность
должна прийти в равновесие с системой
уже имеющихся функций и
Ритмический
труд - это равномерное распределение
нагрузки в течение дня, недели, месяца,
года. Требование ритмичности основано
на учете физиологических
Под
режимом труда понимают чередование
периодов работы и отдыха, который
играет важную роль в профилактике
утомления.
Литература
1. К.Г. Юнг. Психологические типы.- М.: Прогресс-Универс, 2005- 718 с.
2. Л.С. Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 2002, N 2.
3. А. Коссаковский. Психическое развитие личности в онтогенезе. – В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. – М.: Наука, 2005 – 183 с. – С. 37-67
4. И.А. Аршавский. Основы возрастной периодизации. – В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 2005 – С. 60
5. Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания.- Л.:Изд. ЛГУ,2008- 338 с.
6. П.К. Анохин. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.: Медицина, 2008 – 547 с.
7. М. Тышкова. Индивидуальный опыт, культура и развитие личности. – В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. – М.: Наука, 2000 – 214 с.
8. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии, 1984. N 4
9.Е.С. Филатова. Соционика для вас. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2003. – 296 с.