Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:17, реферат
Рост и развитие — важнейшие процессы, обусловливающие морфологические и функциональные изменения организма в восходящей фазе онтогенеза. Рост — количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению. Развитие — качественное преобразование тканей и органов организма, которые протекают как за счет увеличения размеров, так и за счет дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия и специализации клеточных структур), и приводит к качественным и количественным изменениям функций организма.
1. Рост и развитие организма
1.1 Этапы и периоды онтогенеза
1.2 Физическое и психическое развитие
2. Биологические ритмы, их показатели и классификация
2.1 Биоритмы и их работоспособность
Литература
Возрастная физиология и психофизиология
Содержание
1. Рост и развитие организма
1.1 Этапы и периоды онтогенеза
1.2 Физическое и психическое развитие
2. Биологические ритмы, их показатели и классификация
2.1 Биоритмы и их работоспособность
Литература
1. Рост и развитие организма
Рост и развитие — важнейшие процессы, обусловливающие морфологические и функциональные изменения организма в восходящей фазе онтогенеза. Рост — количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению. Развитие — качественное преобразование тканей и органов организма, которые протекают как за счет увеличения размеров, так и за счет дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия и специализации клеточных структур), и приводит к качественным и количественным изменениям функций организма. Р. и р. протекают гетерохронно, причем для каждой из тканей организма фазы роста и дифференцировочных процессов чередуются.
Процессы Р. и р. начинаются с образования зиготы (начальная стадия образования зародыша человека) и завершаются в основном к 20 годам. Термин "рост" используется иногда как синоним длины тела; термин "развитие" — для описания достигнутого уровня морфофункционального созревания отдельных свойств человека: развитие физическое, развитие психическое, развитие моторное и др.
Существуют периоды активации и торможения роста: первое отмечается в период до рождения и в первые месяцы жизни: затем интенсификация роста происходит в 6—7 лет (полуростовой скачок) и 11—14 лет (ростовой скачок, или пубертатный скачок роста).
Развитие также процесс нелинейный. В течение онтогенеза выделяются периоды постепенного, плавного развития и переломные периоды, характеризующиеся существенным качественным преобразованием функций.
Человеческий
организм развивается и изменяется
в течение всей своей жизни
от момента зарождения до смерти. Этот
процесс индивидуального
Любой
организм для своего роста, развития
и жизнедеятельности нуждается
в определенных условиях существования,
представляя единое целое с окружающей
средой. У высших животных и человека
в согласованной работе всех органов
и систем, а также в осуществлении
связи с окружающей средой руководящую
роль играет нервная система. Всякие
изменения во внешней среде оказывают
влияние на весь организм через нейро-эндокринный
аппарат, в результате чего соответственно
изменяются функциональные реакции, помогающие
приспособиться организму к определенным
условиям существования. Наиболее выраженные
изменения в строении организма
человека происходят в период от новорожденности
до периода полового созревания. Современный
врач, призванный заботиться о здоровье
ребенка, не может относиться к детскому
организму как к уменьшенной
копии взрослого человека, так
как каждому возрастному
Являясь
биологическим объектом природной
экосистемы и членом общества, человек
находится под воздействием сложного
комплекса климатических, химических,
радиоактивных, электромагнитных, шумовых
и других факторов, своеобразной социально-экономической
среды его обитания. Поэтому здоровье
является комплексным результатом
сложного взаимодействия человека с
природой и обществом. По определению,
принятому Всемирной
1.1 Этапы и периоды онтогенеза
Онтогенез (греч. on, ontos — сущее, существо; genesis — происхождение, развитие) — процесс индивидуального развития, рассматривается как совокупность последовательных морфологических, физиологических, психофизиологических и биохимических преобразований организма в течение всего жизненного цикла от момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до смерти. В процессе О. выделяют количественные изменения — увеличение размеров и живой массы организма, продолжительность жизни — и качественные изменения — тканевая дифференциация, появление органов и систем, возникновение новых структур и функций. В ходе О. четко вычленяются определенные фазы — пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения) периоды.
Этапы онтогенеза — последовательные периоды онтогенеза с характерными морфофизиологическими особенностями: эмбриональный, ювенильный, зрелости, размножения, старости.
Эмбриональное развитие, или зародышевое развитие, включает стадии зародыша и плода. После родов начинается постэмбриональный период, продолжающийся всю жизнь и заканчивающийся смертью.
Постэмбриональный онтогенез человека делится на возрастные периоды (см. Возраст), каждый из которых характеризуется различными анатомическими и физиологическими изменениями в организме. Наиболее уязвимые, критические периоды онтогенеза – пубертатный (период полового созревания) и климактерический (период угасания половой функции). Изучение генетической программы онтогенеза помогает выявлять причины возникновения многих болезней и разрабатывать новые методы их лечения.
Закономерности
онтогенетического развития. Индивидуальное
развитие подчиняется общей
В пренатальном периоде доминирует внутренний фактор, а влияния внешнего опосредуются материнским организмом. Наследственная программа интенсивно развертывается на протяжении внутриутробного периода. Ее полноценная реализация зависит прежде всего от качества генетического материала. Изменение числа хромосом и их характеристик, возникающее за счет непредвиденных мутаций, могут привести к различным нарушениям физического (заячья губа, волчья пасть, пороки сердца и др.) и психического развития (например, синдром Дауна).
Генетическая
программа внутриутробного
Наследственная программа определяет органогенез — закладку и развитие основных органов в первый, эмбриональный период (3-4 лунных месяца), и системогенез — объединение элементов разных органов в существенные для выживания и развития системы жизнеобеспечения — во второй, плодный (с 5—6 лунных месяцев).
В онтогенезе различают два периода:
эмбриональный;
постэмбриональный.
Для высших животных и человека принято деление на:
пренатальный, или антенатальный (до рождения), период;
постнатальный период (после рождения);
предложено также выделять проэмбриональный период, предшествующий образованию зиготы.
В онтогенезе можно выделить три фазы:
-
эволютивную (внутриутробное
- репродуктивную (половая зрелость);
- инволютивную (старость).
Каждая
фаза онтогенеза распадается на периоды.
Границы периодов определяются факторами,
с которыми организм может взаимодействовать
на данном этапе своей жизни. В
эволютивную фазу эти факторы
последовательно появляются, в инволютивной,
напротив, также последовательно
исчезают.
1.2
Физическое и психическое
развитие
Жизненный
путь человека — это история формирования
и развития личности в определенном
обществе, современника определенной
эпохи и сверстника определенного
поколения. Вместе с тем фазы жизненного
пути датируются историческими событиями,
сменой способов воспитания, изменениями
образа жизни и системы отношений,
суммой ценностей и жизненной
программой — целями и смыслом
жизни, которыми данная личность владеет.
Фазы жизненного пути накладываются
на возрастные стадии онтогенеза, причем
в такой степени, что в настоящее
время некоторые возрастные стадии
обозначаются именно как фазы жизненного
пути, например преддошкольное, дошкольное
и школьное детство. Практически
ступени общественного
В процессе общественного воспитания и образования, т. е. в процессе формирования людей данного поколения, складываются «типичные характеры эпохи», социально ценные свойства поведения и интеллекта, основы мировоззрения и готовность к труду. Индивидуальная изменчивость всех этих свойств человека как личности определяется взаимодействием основных компонентов статуса (экономического, правового, семейного, школьного и т. д.), сменой ролей и систем отношений в коллективах (макро- и микрогруппах), в общем социальном становлении человека. Соответственно характеру этого взаимодействия развитие отдельных свойств происходит неравномерно в каждый отдельный момент — гетерохронно. Внутренняя противоречивость развития личности, проявляющаяся в неравномерности и гетерохронности смены ее общественных функций, ролей и состояний, является фактором, усиливающим внутреннюю противоречивость онтогенетической эволюции.
Формирование начальных свойств личности связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения с их знаковым аппаратом (прежде всего словарным составом и грамматическим строем языка), предметной деятельности с ее социальной мотивацией, осознанием семейных и других ролей.
Бесспорно,
что точки отсчета для начала
онтогенеза и истории личности разделены
многими месяцами жизни и существенно
различными факторами. «Личность» всегда
моложе «индивида» в одном и том
же человеке; история личности, или
жизненный путь (биография), хотя и
отмечается датой рождения, однако
начинается много позже. Основными
ранними ее вехами являются поступление
ребенка в детский сад и, что
особенно важно, в школу, что обусловливает
более обширный круг социальных связей
и включение в систему
Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервно- психического развития, что является необходимым внутренним условием этого становления. Под влиянием социальной среды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, вырабатывается сознание, т. е. самая общая структура человека как субъекта познания.
Социальное
формирование человека не ограничивается
формированием личности — субъекта
общественного поведения и
Различные
характеристики формирующегося человека
проявляются в несовпадениях
моментов и направлений реализации
мотивов общественного