Возрастная динамика детских страхов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:56, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в теоретическом обзоре возрастной динамики детских страхов.
Задачи исследования:
На основе изучения и анализа научной литературы выявить и описать понятие «страх», проследить и описать возрастную динамику детских страхов.

Работа содержит 1 файл

контрольная страхи.docx

— 44.72 Кб (Скачать)

Младший дошкольный возраст. В 3 года у мальчиков наиболее часто по сравнению с последующим возрастом представлены страхи сказочных персонажей (50%), высоты (40%), крови (43%), уколов (50%), боли (47%) и неожиданных звуков (43%). Ряд других страхов, несмотря на свою меньшую выраженность, достигает у мальчиков максимума именно в рассматриваемом возрасте: в 3 года — темноты (33%); замкнутого и открытого пространства (27 и 20% соответственно), воды (27%), врачей (23%); в 4 года — одиночества (31%) и транспорта (22%).

У девочек достигают возрастного  максимума общие с мальчиками страхи: в 3 года — одиночества (33%), темноты (37%), боли (40%), уколов (41%), в 3 и 4 года — крови (27% в обоих возрастах). Не достигает максимума, но достаточно выражен и страх замкнутого пространства в 4 года (21%).

В младшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном  чувстве беспокойства или тревоге, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных  персонажей. Расшифровка данного  сочетания страхов следующая: ребенок, оставшись один, без поддержки  родителей, испытывает чувство опасности  и инстинктивный страх перед  угрожающими его жизни сказочными персонажами.

Следует сказать и о  выделенной нами типичной для данного  возраста триаде страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. В таком случае ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет  мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь  была полуоткрыта. Беспокойство может  проявиться и в связи с ожиданием  страшных (кошмарных) снов. Здесь многое зависит от умения родителей не создавать  из этих возрастных страхов лишней проблемы, вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и не настаивать на незамедлительном, безотносительно  к их переживаниям, выполнении своих  требований.

Старший дошкольный возраст. Это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием — возросшим пониманием опасности. Центральное место занимает страх смерти, максимально выраженный у мальчиков в 7 лет. Увеличивается в старшем дошкольном возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей.

Максимально представлен  страх животных (42 и38% — в 6 и 7 лет  у мальчиков и 62% — у девочек 7 лет), из сказочных — Змея Горыныча в 5 лет и в 3 года у мальчиков (у 27% в каждом возрасте), в 6 лет —  у девочек (45,5%).

Из других типичных для  возраста страхов следует отметить страх глубины — у мальчиков 6 и 7 лет (47%), у девочек 7 лет (65%); страшных снов — у мальчиков 6 лет (39%), у  девочек в 5 (43%), 6 (43%) и 7 лет (42%); страх  огня — у мальчиков в 6 лет (39%), у девочек в 5 (55%), 6 (56%), 7 (56%) и в 9 лет (54%).

Нарастает в старшем дошкольном возрасте, сохраняясь на высоком уровне в дальнейшем, страх пожара в 6 и 7 лет у мальчиков (59% и 62%) и в 6 и 7 лет у девочек (79%); страх нападения  — в 6 и 7 лет у мальчиков (50%) и  в 7 лет у девочек (73%); страх войны  — в 6 и 7 лет у мальчиков (59% и 50%), в 7 лет у девочек (92%).

В отличие от мальчиков  у девочек в рассматриваемом  возрасте подчеркнуты страхи заболеть в 7 лет (46%), наказания в 7 лет (37%), перед засыпанием в 5—8 лет (16—17%) и сказочных персонажей в целом в 5 лет (65%).

Связующим звеном страхов  у старших дошкольников будет  страх смерти. По данным корреляционного анализа, он тесно связан со страхами нападения, заболевания, смерти родителей, страшных снов, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии, огня, пожара и войны. Все эти страхи имеют своей мотивацией угрозу для жизни, если не прямую, то связанную со смертью родителей, появлением в темноте и снах чудовищ. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, могут обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне — как непосредственным угрозам для жизни.

Возникновение страха смерти означает осознание необратимости  происходящих возрастных изменений. Ребенок  начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует собой  смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное  неприятие рациональной необходимости  умереть. Предстоящему «концу» предшествует в младшем дошкольном возрасте осознание «начала» — понимание своего рождения, появления на свет, начала всех начал — жизни.

Страх смерти чаще встречается  у детей, у которых обнаруживаются в 8 мес. страхи незнакомых лиц, а также  некоторая осторожность и предусмотрительность при начале ходьбы. В дальнейшем от них не нужно прятать спички, поскольку они боятся (опасаются) огня и пожара. Обращает на себя внимание и страх высоты в преддошкольном возрасте. Эти дети не съезжают с горки, быстро усваивают предосторожности, например, не подходить к открытому окну, не стоять на краю обрыва и т. д. Все это — проявление инстинкта самосохранения, который обостряется у физически, соматически и нервноослабленных детей. О том же говорят страхи нападения, болезни, смерти родителей, страшных снов, стихии, огня, пожара и войны. Они связаны со страхом смерти во всем возрастном интервале 3—16 лет, как у мальчиков, так и у девочек.

Младший школьный возраст. Дальнейший рост самосознания в данном возрасте связан прежде всего с новой социальной позицией школьника. Социальная активность личности проявляется формированием чувства ответственности, долга, обязанности, всего того, что объединяется понятием «совесть» как совокупности нравственно-этических, моральных основ личности. Переживание своего соответствия групповым (коллективным) стандартам, правилам, нормам поведения сопровождается выраженным чувством вины при мнимых или реальных отклонениях, что, впрочем, уже становится заметным и в старшем дошкольном возрасте. Поэтому, несмотря на общее уменьшение количества страхов, одним из ведущих страхов в рассматриваемом возрасте будет страх опоздания в школу (68% — у мальчиков в 10 лет; 91 и 92% — у девочек в 8 и 9 лет). В более широком плане страх опоздать означает не успеть, боязнь заслужить порицание, сделать что-либо не так, как следует, как принято. Большая выраженность этого страха у девочек не случайна, поскольку они раньше, чем мальчики, обнаруживают принятие социальных норм, в большей степени подвержены чувству вины и более критично (принципиально) воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм. Социоцентрическая направленность личности, возросшее чувство ответственности проявляется и в нарастании страха смерти родителей (у 98% мальчиков и 97% девочек в 9 лет). Соответственно «эгоцентрический» страх смерти себя, продолжая еще быть относительно выраженным у мальчиков, заметно уменьшается у девочек. Связанные со страхом смерти страхи нападения, пожара и войны выражены так же интенсивно, как и в старшем дошкольном возрасте.

Специфика страхов у младших  школьников обусловлена и развитием так называемого магического настроя — веры (и вытекающей из нее боязни) в несчастливые цифры, дни, черную кошку, Пиковую даму и т. д. Более широко это — страх несчастья, беды, рокового (фаталистического) стечения обстоятельств, т. е. всего того, что потом получает развитие в страхах перед судьбой, роком, таинственными явлениями, предсказаниями, включая положение звезд на небе и т. д. Подобные страхи, опасения, предчувствия являются отражением зарождающейся тревожности, мнительности, как и типичной для младшего школьного возраста внушаемости.

Подростковый  возраст. Ведущими страхами в этом возрасте являются страхи смерти родителей практически у всех мальчиков (к 15-летнему возрасту и всех девочек к 12-му году жизни) и страх войны (90% — в 13 лет у мальчиков и 91% — в 12 лет у девочек). Оба страха тесно связаны между собой, поскольку война несет в себе реальную угрозу смерти родителей. Другая группа выраженных и опять же взаимосвязанных страхов — это страхи собственной смерти (63% — в 13 лет у мальчиков и 70% — в 11 лет у девочек), нападения (54% — в 13 лет у мальчиков и 70% — в 11 лет у девочек), пожара (52% — в 10 лет у мальчиков, 80 и 79% — в 10 и 11 лет у девочек). Таким образом, начиная со старшего дошкольного возраста, большинство детей боятся своей смерти и смерти родителей, нападения, пожара и войны. У мальчиков в подростковом возрасте достигает максимальной выраженности страх заболеть (а также заразиться — у 39% в 13 лет); у девочек — страхи стихии (у 52 и 50% в 11 и 12 лет), высоты (у 45% в 14 лет) и замкнутого пространства (у 35% в 14 лет). Не достигают максимума в данном возрасте, но достаточно выражены у девочек страхи животных (у 51% в 14 лет), глубины (у 50% в 11 лет) и опоздания (у 70% в 10 и 11 лет).

У девочек подростковый возраст  более насыщен страхами, чем у  мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее среднее число всех страхов как у них, так и у мальчиков заметно уменьшается в подростковом и младшем школьном возрасте по сравнению с дошкольным.

Заслуживают внимания данные факторного анализа страхов по всему  изученному возрасту от 3 до 16 лет. В  факторе, обладающем наибольшим весом (61% у мальчиков и девочек), максимальные факторные нагрузки у страха перед  засыпанием и страха темноты. Очевиден универсальный характер этих страхов, являющихся своеобразным фоном или  условием для проявления других страхов, в том числе сказочных персонажей и чудовищ.

«Природные» страхи максимально выражены в 10 лет у мальчиков и девочек (у мальчиков также в 11 лет). Межличностные страхи, наоборот, достигают своего максимума в 15 лет у мальчиков и девочек. Мы видим своеобразный перекрест рассматриваемых страхов в подростковом возрасте, уменьшение «природных» — инстинктивных в своей основе и увеличение «социальных» — межличностно обусловленных. По сравнению с мальчиками у девочек большее число не только «природных» страхов, о чем уже говорилось раньше, но и «социальных». Это не только подтверждает большую боязливость девочек, но и указывает на более выраженную у них тревожность по сравнению с мальчиками, поскольку в «социальных» страхах преобладает тревожный регистр личностного реагирования.

Результаты изучения возрастной динамики детских страхов мы хотим  представить в  виде таблицы (Приложение 1).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблеме детских страхов  уделяется много внимания в виду их довольно широкого распространения  среди детей. В работах отечественных  и зарубежных психологов и психотерапевтов  проблема страха занимает особое место, при этом подходы к определению  страха содержательно различаются.

Страх – одна  из базовых эмоций; аффективно-заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека. Пока страх не выходит за пределы разумного, он защищает нас от опасности, заставляет учитывать возможный риск, и это чрезвычайно полезно для адаптации и в конечном итоге способствует благополучию человека. Таким образом, страх, выполняет важные адаптивные функции.

Детские страхи - явление  обычное для детского развития. Каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального  развития со временем исчезают. Появление  определенных страхов совпадает  во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеют положительный адаптационный смысл. Уровень умственного развития имеет прямое отношение к характеру детских страхов. Страх у ребенка может появиться в результате личного опыта, но чаще всего он заимствуется из его социального окружения. Также большую роль в «формировании» детских страхов играют родители.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология: Словарь-справочник. -М., 1998. – 576с.
  2. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. — М.: Просвещение, 1986. — 109 с.
  3. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. -- Л.: Медицина, 1988. - 244 с.
  4. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с.
  5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с.
  6. Происхождение страха// Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Издательство "Союз", 2004
  7. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М, 1990.
  8. Детские страхи. http://adalin.mospsy.ru/

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Таблица

Возрастная динамика детских  страхов

 

Первый год  жизни

От 1 до 3 лет

От 3 до 5 лет

От 5 до 7 лет

От 7 до 11 лет

От 10 до 16 лет

  • Страх новой окружающей среды
  • Страх отдаления от матери
  • Боязнь посторонних людей
  • Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)
  • Страх оставаться одному
  • Ночные страхи
  • Страх одиночества, то есть страх “быть никем”
  • Страх темноты
  • Боязнь замкнутого пространства
  • Боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми)
  • Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
  • Боязнь родительского наказания
  • Страх перед животными
  • Боязнь страшных снов
  • Боязнь потерять родителей
  • Страх смерти
  • Боязнь опоздать
  • Страх перед заражением какой-то болезнью
  • Боязнь школы (“Школьная фобия”)
  • Страх “быть не тем”
  • Боязнь сделать ошибку

Боязнь плохой оценки

  • Страх перед изменением своей внешности
  • Страх “быть не собой”

Навязчивые страхи, опасения, сомнения межличностного происхождения.


 

 


Информация о работе Возрастная динамика детских страхов