Возрастная динамика детских страхов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:56, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в теоретическом обзоре возрастной динамики детских страхов.
Задачи исследования:
На основе изучения и анализа научной литературы выявить и описать понятие «страх», проследить и описать возрастную динамику детских страхов.

Работа содержит 1 файл

контрольная страхи.docx

— 44.72 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Активность и жизнерадостность – типичные детские эмоциональные  состояния. Однако формирующееся самосознание с одной стороны, и сама жизнь — с другой, могут подбрасывать и негативные переживания. Самое распространенное — страхи. 

В целом, то, что дети испытывают, страхи нормально. Дети могут бояться темноты, диких животных, разбойников, чудищ, незнакомых людей, отделения от матери и одиночества, даже доктора и циркового клоуна, а младшие школьники — потери родителей. Важно, чтобы эти страхи не стали устойчивыми, то есть не приобрели характер фобий, когда ребенку становится необходима помощь. Актуальность данной темы обусловлена тем, что несмотря на достаточную изученность, в современном обществе страхи не только не исчезают, но и прибавляются. Причин этому не мало: ребенку современности приходится бороться с такими страхами, каких не испытывали его сверстники в предыдущие века: их вызывают сюжеты фильмов ужасов, персонажи компьютерных игр, ежедневные сообщения в средствах массовой информации о войнах и террористических актах, катастрофы, многочисленные сцены насилия и убийства в художественных фильмах и др.

Цель исследования заключается  в теоретическом обзоре возрастной динамики детских страхов.

Задачи исследования:

    1. На основе изучения и анализа научной литературы выявить и описать понятие «страх», проследить и описать возрастную динамику детских страхов.

 

 

1. Понятие «страх». Значение страха

Существует множество  определений понятия «страх».

Страх определяется как эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности [6,].

Страх - психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения, как реакция на действительную или воображаемую опасность [1, с. 386]. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и т.д.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и др.).

По  определению А.И.Захарова: страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Если объективно рассмотреть эмоцию страха, можно констатировать, что страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На протяжении всего периода развития человеческого рода страх выступал как организатор борьбы людей со стихией. Страх позволяет избежать опасности, так как играл и играет защитную роль. Страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития [3, с.47].

Страх основан на инстинкте  самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными  физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях  артериального давления, выделении  желудочного сока.

Таким образом, страх - аффективно-заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека. Восприятие угрозы для жизни основано преимущественно на инстинкте самосохранения, а угрозы для благополучия — на социальном опыте межличностных отношений. Угроза для самочувствия основана как на инстинкте самосохранения, так и на социальном опыте. [4, с.65].

Детские страхи - эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальной или воображаемой) или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, желание убежать или спрятаться.

Понимание опасности, ее осознание  формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты, неудачи, поражения и т. д.), психологическом  заражении  страхом  от  окружающих  ребенка  лиц  и непроизвольном  обучении с их стороны  соответствующему  типу  эмоциональных реакций. Все это  дает основание говорить об  условно-рефлекторной мотивации страха, поскольку  в нем закодирована эмоционально переработанная информация о  возможности опасности. Само  же чувство страха появляется  непроизвольно, помимо  воли, сопровождаясь выраженным чувством  волнения,  беспокойства или ужаса.   Исходя  из  сказанного,   страх  можно  определить  как  аффективно заостренное  восприятие  угрозы   для  жизни,  самочувствия  и  благополучия человека.

Страх классифицируется как  ситуативно и личностно обусловленный; острый (в том числе пароксизмальный)  и хронический (постоянный);  инстинктивный и социально    опосредованный;   боязнь    и   тревожность   как    состояния, соответствующие  страху  и  тревоге;  реальный  (при  конкретной  угрозе)  и воображаемый (на уровне представлений).

 По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство и волнение.

Возрастные  и  клинические  проявления   страха  дают   основание   для соответствующего  разделения.  Клинически  страх  может  быть  навязчивым  и сверхценным; невротическим и психотическим.

Несмотря   на   свою  отрицательную  окраску,  страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу  страх позволяет избежать встречи с ней, играя таким образом защитную адаптивную  роль   в  системе  психической  саморегуляции.

  Страх   -   это своеобразное средство познания окружающей  действительности, ведущее к более критичному  и  избирательному  отношению  к  ней.  Страх таким образом может выполнять  определенную  социализирующую   или  обучающую  роль  в  процессе формирования  личности.   Представления   об  образующих   страх  источниках опасности являются известным коммуникативным или жизненным опытом. Страх  может  быть  и  выражением  веры  эмоционально чувствительных  и впечатлительных  детей   в  наличие  тех  опасностей,  которые  олицетворяют сказочные образы или  образы страха,  внушенные  взрослыми.  Подобный  страх ослабевает и сходит  на нет по мере  накопления реального жизненного опыта и развития самосознания.  В некотором роде страх -  способ отграничения "я" от чужеродного, неприемлемого влияния  извне, т. е.  страх - это демаркационная линия личного, безопасного пространства, в  котором сохраняется единство "я"

и  уверенность в себе. Страх даже может  известным  образом  мобилизовать "я" перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутренних психических ресурсов.

 

2. Возрастная динамика  детских страхов

2.1 Страхи в  младенчестве и раннем возрасте

Если присмотреться к  перечню страхов, которые присущи  тому или иному возрасту, то можно  отметить определенный путь развития самосознания человека. А.И. Захаров  считает, что «вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близкого лица (в семь месяцев), опасается  посторонних, неизвестных ему лиц (в восемь месяцев). Далее он боится боли, высоты, гигантских в его представлении  животных. Временами он преисполнен  суеверного ужаса перед Бабой-Ягой и Кощеем как символами зла  и жестокости. Далее он боится темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что было развито у первобытных  людей, одухотворяющих многие неизвестные  и опасные для них явления  природы». Как утверждает А.И. Захаров, человек не смог бы выжить, пренебрегая  этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими  часть его жизненного опыта [4, С. 37].

Страхи до года. Известны рефлекторные (инстинктивные) реакции новорожденных типа беспокойства в ответ на громкий звук, резкое изменение положения или потерю равновесия (опоры), а также приближение большого предмета. В дальнейшем шумы и резкие изменения в окружающей среде вызывают реакции, напоминающие страх. Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес., поскольку он требует определенного когнитивного и перцептуального развития, включая некоторое предвидение уже однажды испытанной опасности.

С 1,5 мес. возможны реакции  беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или  шумную обстановку в семье. К 3 мес. ребенок  более спокоен дома и только с  теми взрослыми, которые любят детей, разговаривают с ними и восхищаются, т. е. ведут себя как мать. Легко  передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как  меняется ее привычный образ действий и поведения. После 6 мес. ребенок  не пугается сразу при неожиданном  воздействии извне, громком звуке  и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства. Таким образом, реакция матери является первичным откликом ребенка на опасность.

Беспокойство, испытываемое детьми в 7 и 8 мес. жизни, можно обозначить соответственно как исходные состояния  тревоги и страха. Тревога в 7 мес. — это беспокойство в ответ  на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки, т. е. реакция на разрыв групповых, основанных на привязанности, отношений. Возникающее при этом чувство  одиночества порождает ожидание возвращения матери (близкого лица), что может в неблагоприятных  условиях закрепляться в жизненном  опыте, являясь моделью или прообразом состояния тревоги. Последняя, в свою очередь, мотивирует развитие социальных по своему происхождению страхов отчуждения, неприятия, непризнания и непонимания. Наличие подобной взаимосвязи не исключает других путей формирования указанных страхов, способных проявиться у эмоционально чувствительных детей и детей с развитым чувством ответственности в более старшем возрасте.

Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8 мес. — это проявление собственно страха как состояния  аффекта в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне. Эмоционально-заостренное  неприятие отличных от матери и пугающих ребенка взрослых трансформируется в последующем в угрожающие образы жестоких, бездушных и коварных сказочных  чудовищ вроде Бабы Яги, Кощея, Бармалея и т. д. Все они способны отнять жизнь, нанести невосполнимый ущерб, увечье, что составляет резкий контраст с матерью, дающей жизнь, любовь, понимание и поддержку.

Преддошколъный возраст. Изучение страхов у детей до 3 лет проведено посредством дополнительного интервью с 85 матерями.

Страх незнакомых, чужих, уменьшаясь на втором году жизни, проявляется не всегда конкретным страхом некоторых  людей (в 50%), будь это нелепо ведущие  себя взрослые или несуществующие дяди и тети, способные наказать, а  то и увести непослушных детей  из дома. При встрече с реальными  незнакомыми людьми ребенок середины второго года жизни испытывает некоторое  смущение, робость и застенчивость, что, однако, достаточно быстро проходит. Выражен в 1 год и страх врачей — у 40% детей. Это страх не только незнакомых людей, но и страх боли в результате неприятных медицинских  манипуляций. Такое же количество детей  боится уколов. У 50% детей выражен  страх при неожиданных, громких  звуках.

О беспокойстве детей, когда  они остаются одни (страх одиночества), можно говорить у каждого третьего ребенка, что указывает на повышенную эмоциональную чувствительность и  привязанность к родителям.

Одним из ранних выражений  инстинкта самосохранения будет  неярко звучащий, непостоянный и встречающийся  у относительного меньшинства детей  страх высоты в начале второго  года жизни (при поднятии ребенка  на руки), подобно страху глубины (при  купании) в возрасте до 1 года.

В 2 года страх одиночества  начинает быстрее проходить у  мальчиков, в то время как у  девочек он сохраняется на прежнем  уровне. Наиболее распространенным страхом  в данном возрасте является страх  наказания со стороны родителей (61% — у мальчиков и 43% — у  девочек). Он обусловлен возросшей активностью  детей и запретами со стороны  взрослых. Если страх темноты остается относительно слабо выраженным в 2 года (как и в 1 год), то страх поездов, самолетов (движущегося транспорта) возрастает, отражая основанные на инстинкте самосохранения и внушенные  родителями страхи повреждения, неожиданного воздействия и боли. Получает развитие и страх животных, прежде всего  у девочек — 43%, у мальчиков  — 22%. Максимальным угрожающим значением  в этом возрасте обладает сказочный  образ Волка после ознакомления со сказками («Красная Шапочка»), просмотра  мультфильмов и историй, рассказываемых в семье. В образе Волка находят воплощение разнообразные страхи двухлетних детей: внезапного и трудно предсказуемого воздействия (нападения), боли (укуса острыми зубами) и даже в аллегорическом виде страх наказания со стороны отца, если он излишне строгий и часто угрожает применением физической силы. Страх Волка также чаще встречается у детей, лишенных общения с отцом, не способным к тому же быть наглядным примером уверенного в себе поведения и защиты от воображаемых опасностей. Нередко в представлении ребенка Волк «реализует свои замыслы» во время сна, что сопровождается двигательным расторможением, криками, пробуждением, т. е. ночным беспокойством или страхами.

Итак, типичными возрастными  страхами у детей обоего пола 1—3 лет жизни будут: в 1 год — страхи одиночества, незнакомых взрослых, врачей (медицинских работников), уколов и  неожиданных резких звуков (шума); в 2 года — страхи наказания, животных и уколов.

Страхов относительно меньше и они быстрее сходят на нет, если в семье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, т. е. самостоятельностью детей, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой их формирующееся «я», если сами родители уверены в себе и способны помочь ребенку в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

Информация о работе Возрастная динамика детских страхов