Возникновение психологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:08, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является раскрытие сущности психологии как естественной и гуманитарной дисциплины.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие психологии как науки.
2. Описать характерные особенности современной психологии как дисциплины посредством раскрытия её естественнонаучной основы и гуманитарных оставляющих.
3. Описать основные периоды развития психологического знания.

Работа содержит 1 файл

курсов.docx

— 42.53 Кб (Скачать)

Крупнейшую проблему представляет собой изучение личности, которое  развивается в психологии по трём направлениям: дифференциально-психологическому (изучение индивидуальных особенностей), онтогенетическому (формирование личности в детском, подростковом и юношеском  возрасте) и общепсихологическому (характеристика целостности личности в отличие  от целостности человека как биологического индивида). Наибольшее число исследований относится к дифференциальной психологии личности; они имеют важное практическое значение для проф. ориентации, отбора и расстановки кадров. В большинстве  случаев эти исследования носят  комплексный характер, включая в  себя изучение черт соматической конституции  человека, типов высшей нервной деятельности и др. индивидуальных особенностей. Продуктивны также возрастные исследования, прослеживающие формирование личности в онтогенезе; они составляют основу теории и практики воспитания и часто сочетаются с педагогическими проблемами, в первую очередь с вопросами нравственного воспитания. В общепсихологическом плане важно изучение становления человеческой личности в процессе общественно-исторического и онтогенетического развития, природы самосознания и переживания "Я".

Таким образом, предмет психологии можно отнести и к естественнонаучной и гуманитарной дисциплинам.

В первом случае, психология - это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика  есть свойство высокоорганизованной живой  материи, субъективное отражение объективной  мира, необходимое человеку (или  животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Область психологического широка и  многообразна: это и отражение  простейшими животными тех отдельных  свойств окружающей среды, которые  оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором  живет и действует человек.

Во втором случае, слово "психология" относят и к самой психической, "душевной" жизни, выделяя тем  самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии - конкретного  индивида. Психология проявляется как  совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей  того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии.

Понятно, что общей задачей психологии является изучением как психики субъекта, так и его психологии. 

3. Развитие психологического знания

I – донаучный период заканчивается в YII-YI вв. до н.э. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Конкретного раскрытия содержания и функций души не было. Не существовало и методов исследования души.

II – научный (философский) период начинается на рубеже YII-YI вв до н.э. и заканчивается концом XYIII - началом XIX вв. Психология в этот период развивалась в рамках философии, поэтому он условно называется философским периодом. Завершается он появлением первой психологической школы (ассоцианизм) и определением собственно психологической терминологии, отличной от философской. Этот период неоднороден, и на протяжении более чем 20 веков психология претерпела существенные изменения. В научном периоде выделяют три самостоятельных этапа развития психологии:

- эпоха античной психологии YII в. до н.э. – III в н.э. Душа понималась как первооснова тела, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. Главной функцией души считалось придание телу активности, так как тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т.е. руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание. Основными достижениями этапа является определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека.

- эпоха Средневековья IY – XY вв н.э. Душа была предметом изучения, прежде всего, для богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологии не изменился, фактически исследования сместились на изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Этот этап характеризуется появлением собственно психологического метода – интроспекции. К основным достижениям можно отнести развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс. Регулятивная функция души, волевое поведение, логическое мышление не изучались, так как считались прерогативой божественной воли, а не материальной души.

- эпоха Возрождения и Нового времени XY – XYII вв. Психология избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась стать объективной, рациональной, а не сакральной, т.е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Но отказаться полностью от богословского понимания души было невозможно. Поэтому психология меняет свой предмет, становится наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и путях его формирования. Основным методом исследования в это время была интроспекция и частично логика. Основными достижениями являются: развитие рационалистического подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, попыткой введения в предмет психологии бессознательного.

III – ассоцианистическая психология конец XYIII середина XIX вв. Предметом психологии стали познавательные процессы. Поведение, эмоции, личность и ее развитие не вошли в предмет. Такое ограничение на первых порах имело и положительное значение, т.к. давало психологии возможность избавиться от сакральности, стать экспериментальной наукой. Это позволило ей выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет от предмета философии. С другой стороны, такой подход начинал препятствовать развития психологии, поэтому к середине XIX в. он был пересмотрен. Методами исследования этого периода является интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук (метод проб и ошибок). Главные достижения – появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественнонаучного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного.

IV – экспериментальная психология середина XIX начало XX в. Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В.Вундта, сделавшего психологию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментальной наукой. 
Предметом психологии включал в себя элементы психики, отождествляемой с сознанием, их связи и законы. Методами исследования были: экспериментальный метод, интроспекция и анализ результатов творческой деятельности, как человека, так и народа в целом, первые тесты.  
Однако ассоцианистический подход, на базе которого и выстраивал свою модель психологии Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни. Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы исследования психики. Первые школы этого периода (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология. 

Начался новый этап психологии:

V – методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы 10 - 30-е годы ХХ в. В каждой школе был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данной школой под психикой.

- глубинная психология - глубинные  структуры психики, метод –  психоанализ и проективные методики;

- бихевиоризм - поведение, метод  – экспериментальное изучение  процесса научения, формирование  связи между стимулом и реакцией;

- гештальтпсихология - структуры психики,  метод – исследование познавательных  процессов и потребностей;

- советская психология - высшие  психические функции, инструментальный  метод. 
Основными достижениями считаются появление первых концепций личности, теорий сознания, теорий научения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности.

VI – дальнейшее развитие психологических школ 40 – 60-е годы ХХ в. Во второй половине ХХ в. возникают новые школы и направления: гуманистическая, экзистенциальная (предмет – внутренняя сущность личности); генетическая и когнитивная (предмет – познавательные процессы, развитие интеллекта и этапы переработки информации). Методами исследования можно считать опросники, новые экспериментальные методы изучения интеллекта. Главными достижениями является дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий. Т.о. можно сказать, что с середины ХХ в. психология вступила в современный нам этап своего развития:

VII – современная психология 60-е годы – начало ХХ1 в. Предмет психологии сейчас развивается в рамках отдельных психологических школ. Совершенствуются методы экспериментального исследования психики, появляются разнообразные диагностические методики. Этап характеризуется появлением тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.

 

Заключение

Итак, психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных  средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она  представляет собой переход от неограниченного  и разнородного описания этих явлений  и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных  связей и закономерностей, обеспечения  преемственности своих результатов. "Психология и очень старая, и  совсем еще молодая наука, - пишет  один из основателей отечественной психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) - она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей - с другой" .Вслед за Рубинштейном, становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды - символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.

Научная психология в целом - это  попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать  существующий и постоянно развивающий  опыт психической жизни современного человека.

Все сказанное свидетельствует  о том, что современная психология находится на стыке ряда наук Она  занимает промежуточное положение  между философскими науками, с одной  стороны, естественными -- с другой, социальными - с третьей. Близость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, совместно разрабатываемых с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета. Что же касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается человек - главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика. Все дальнейшее развитие психологических знаний мыслится как максимальное расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования. 

Библиографический список

  1. Гальпери, П.Я. Введение в психологию [Текст]/ П.Я.  Гальпери. – М., 1999. – 332 с.
  2. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности [Текст]/ А. Ждан. – М., 1999. – 512 с.
  3. Хрестоматия по истории психологии [Текст]. – М., 1980. – 296 с.
  4. Ярошевский, М.Г. Краткий курс истории психологии [Текст]/ М.Г. Ярошевский. – М., 1995. – 144 с.
  5. Петровский, А.В. "История и теория психологии" [Текст]/ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский.- Ростов н/ Д, 1996.- Т. 1,2. – 416 с.

 

 

 


Информация о работе Возникновение психологии как науки