Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:08, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является раскрытие сущности психологии как естественной и гуманитарной дисциплины.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие психологии как науки.
2. Описать характерные особенности современной психологии как дисциплины посредством раскрытия её естественнонаучной основы и гуманитарных оставляющих.
3. Описать основные периоды развития психологического знания.
Введение
При делении наук на группы по признаку
предмета изучения выделяют естественные,
гуманитарные и технические науки.
Первые изучают природу, вторые - общество,
культуру и историю, третьи связаны"
с изучением и созданием
Человек - это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет "читать" по внешним проявлениям - мимике, жестам, интонации, особенностям поведения - эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек - своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей. Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.
Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.
Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.
В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, "вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов". В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.
В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.
Таким образом, предметом психологии
являются психика и психические
явления как одного конкретного
человека, так и психические явления,
наблюдаемые в группах и
Актуальность выбранной темы моей
работы обусловлена широтой
Объектом исследования является психология как наука.
Предмет исследования - психология как гуманитарная и естественная дисциплина.
Целью данной контрольной работы является раскрытие сущности психологии как естественной и гуманитарной дисциплины.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие психологии как науки.
2. Описать характерные
3. Описать основные периоды
1 Возникновение психологии как науки
Термин «психология» древнегреческого происхождения. Он составлен из двух слов: «психе» - душа и «логос» - знание. Предложен он был не в Древней Греции, а в Европе в 19 веке. Историки психологической науки расходятся во мнениях по поводу того, кто изобрел слово «психология». Одни считают его автором Филиппа Меланхтона, другие - профессора Марбургского университета Гоклениуса, который применил слово «психология» в 1590 г. Этот термин получил всеобщее признание после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались «Социальная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734). Учитель Вольфа, выдающийся философ и математик Лейбниц, пользовался еще термином «пневматология». До 19 века это слово не употреблялось ни в английской, ни во французской литературе.
Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем институт психологии в Лейпциге, основателем которого был В.Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно, состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин - физики, химии, биологии.
Особое место среди прочих отраслей
психологии занимает так называемая общая
психология. Она не является такой ветвью
психологической науки, которая могла
бы быть поставлена в один ряд с педагогической,
юридической, медицинской, военной, сравнительной
психологией и так далее. Общая психология
- это особое наименование, употребляемое
для характеристики наиболее общих закономерностей,
выявляемых психологией, методов изучения,
которыми пользуется эта наука, теоретических
принципов, которых она придерживается,
основных научных понятий, вошедших в
ее обиход. Лишь абстрагируясь от конкретных
исследований, осуществляемых в отраслях
психологии, перечисленных выше, можно
обнаружить и описать эти общие принципы,
методы, закономерности и понятия. Общая
психология иногда именуется теоретической
и экспериментальной психологией. В ее
задачи входит разработка проблем методологии
и истории психологии, теории и методов
исследования наиболее общих законов
возникновения, развития и бытия психических
явлений. Общая психология изучает познавательную
и практическую деятельность; общие закономерности
ощущений, восприятий, памяти, воображения,
мышления, психическую саморегуляцию;
дифференциально-
2 Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина
2.1 Естественнонаучная основа психологии
Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал крепнущий союз ее с естествознанием, начало которому было положено еще во второй половине XIX века. Сюда относится внедрение в психологию экспериментального метода (Г. Фехнер), особенно после выхода в свет книги И. М. Сеченова “Рефлексы головного мозга”, в которой было показано, что психические явления такие же естественные явления, как все другие функции человеческого организма, что они не могут быть беспричинными, а суть результат рефлекторной отражательной деятельности нервной системы. Рефлекторная теория И. М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И. П. Павлова об условных рефлексах, в трудах учеников Павлова -- Л. А. Орбели, П. К. Анохина, К. М. Быкова, Н. И. Красногорского, а также в работах А. А. Ухтомского, Н. А. Бернштейна, И. С. Бериташвили и др., составила естественнонаучную основу психологических знаний. В настоящее время это естественнонаучное обоснование психологической науки усиливается за счет углубленного изучения нейрофизиологических механизмов мозговой деятельности, осуществляемого советскими и зарубежными учеными. Таким образом, успехи в исследовании сложной системы физиологических механизмов психической деятельности явились конкретным результатом связи психологии с передовым естествознанием.
Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии оказали эволюционные идеи великого естествоиспытателя Ч. Дарвина, изложенные в книге “Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь” (1859). Они позволили выяснить роль психики в процессе приспособления живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших, более примитивных. Дарвину удалось приложить идею эволюции всего живого к объяснению происхождения инстинктов животных, показав, что те же самые основные факторы, от которых зависит в процессе биологического развития изменение строения тела и отдельных его органов (а именно действие естественного отбора), являются движущими силами психического развития в филогенезе.
Идеи Дарвина об эволюции психики животных получили развитие в трудах многих ученых, и прежде всего А. Н. Северцова и В. А. Вагнера. Это дало возможность рассмотреть различные формы психической деятельности животных со стороны их происхождения. Как показал А. Н. Северцов, эволюция приспособлений посредством изменения поведения животных без изменения их организации пошла в расходящихся направлениях по двум главным путям и в двух типах животного царства достигла своего высшего развития. В типе членистоногих прогрессивно эволюционизировали наследственные изменения поведения (инстинкты), и у высших представителей их - у насекомых образовались необыкновенно сложные и совершенные, приспособленные ко всем деталям образа жизни инстинктивные действия. Но этот сложный и совершенный аппарат инстинктивной деятельности является вместе с тем крайне косным: к быстрым изменениям среды животное приспособиться не может. В типе хордовых эволюция пошла по другому пути: инстинктивная деятельность не достигла очень большой высоты, но зато приспособление посредством индивидуального изменения поведения стало развиваться прогрессивно и в высокой степени усилило пластичность организма. Над наследственной приспособляемостью появилась надстройка индивидуальной изменчивости поведения.
Эволюционное учение дает, таким
образом, возможность объяснить
происхождение как
Подход к психике животных и
человека с позиции эволюционного
учения позволяет понять, что психика
не является простым бездействующим
придатком (эпифеноменом) физиологических
процессов, как это утверждают некоторые
физиологи и психологи, стоящие
на противоположных
Предметом психологии является психика
живых существ во всем великом
многообразии ее внешних и внутренних
проявлений; корреляции между этими
проявлениями и процессами в центральной
нервной системе; обусловленность
психики социальными
Таким образом, современная психология
в своем развитии как самостоятельная
наука обретает прочную естественнонаучную
основу. Серьезное изучение психологии
предполагает познание законов естествознания
(общей биологии, физиологии, неврологии,
эволюционного учения и т. д.). Ряд
отраслей психологии, и прежде всего
сравнительная психология, зоопсихология,
этология, медицинская психология,
патопсихология и некоторые другие,
являются вместе с тем разделами
естествознания и медицины.
2.2 Гуманитарные составляющие
Психология изучает психику как на уровне животных, так и на уровне человека. Однако важнейший предмет психологии - изучение психики человека и её высшей, специфически человеческой формы - сознания. Развитие трудовой деятельности и основанных на труде общения людей и языка необходимо породило новую форму психического отражения - сознание. Особенность сознания состоит в том, что отражаемое содержание словесно означается и открывается перед субъектом как являющаяся ему картина мира, включающая в себя его собственные действия.
Сознание - высшая, хотя и не единственная
форма психического отражения у
человека. Одна из фундаментальных
проблем психологии заключается
в изучении условий и "механизмов"
осознания, связи между несознаваемыми
формами психического отражения
и сознанием. Недоступная для
самонаблюдения, эта связь, как показывают
современные исследования восприятия,
памяти, словесных обобщений и
др., успешно решается с помощью
объективных методов. Другую фундаментальную
проблему психологии составляет раскрытие
природы тех процессов, которые
субъективно переживаются как происходящие
во внутреннем мире. Изучение сложной
(интеллектуальной) деятельности высших
животных, т. н. наглядно-действенного
мышления у человека и особенно онтогенетического
формирования умственных процессов
привело к необходимости
Введение в психологию категории деятельности создало возможность и для адекватного подхода к проблеме биологического и социального в развитии психики человека. Решение этой проблемы сводилось к утверждению того, что психика имеет у человека двойную детерминацию - биологическую и социальную, что вопрос заключается лишь в относит, значении каждой из этих детерминант; при этом упускалось то, что в процессе усвоения человеческим индивидом опыта общественно-исторической практики человечества необходимо преобразуются его исходные биологические потребности и влечения, врождённые способы поведения и познания. Поэтому проблема биологического и социального в психологии не сводится к соотношению двух разных сил или факторов, движущих развитием психики, - наследственности и социальной среды, а выступает как проблема снятия законов биологического развития психики законами её общественно-исторического формирования.
Наиболее изученными в психологии
являются познавательные процессы - ощущение,
восприятие, память и мышление, которые
всё более рассматриваются как
различные моменты, виды и формы
предметной деятельности субъекта, функционально
или генетически связанные с
внешней деятельностью, с практикой.
Это выразилось в развитии исследований
мышечных движений, входящих в состав
процессов непосредственно
Гораздо более сложными являются проблемы
внутренней регуляции деятельности
- проблемы потребностей, мотивов, аффективно-волевых
процессов. Хотя их изучению посвящено
большое число исследований, однако
понимание их у разных авторов
остаётся далеко не однозначным. Главная
причина этого лежит в смешении
разных уровней анализа - физиологического
и психологического, требующего рассматривать
эти проблемы в общей системе
психической регуляции