Возникновение психологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:08, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является раскрытие сущности психологии как естественной и гуманитарной дисциплины.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие психологии как науки.
2. Описать характерные особенности современной психологии как дисциплины посредством раскрытия её естественнонаучной основы и гуманитарных оставляющих.
3. Описать основные периоды развития психологического знания.

Работа содержит 1 файл

курсов.docx

— 42.53 Кб (Скачать)

Введение

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые - общество, культуру и историю, третьи связаны" с изучением и созданием средств  производства и орудий труда. Человек - существо социальное, и все его  психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому  психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам. Научная психология изучает  факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.

Человек - это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические  законы. Так, каждый из нас уже с  детства умеет "читать" по внешним  проявлениям - мимике, жестам, интонации, особенностям поведения - эмоциональное  состояние другого человека. Таким  образом, каждый человек - своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений  о психике людей. Житейские психологические  знания очень приблизительны, расплывчаты  и во многом отличаются от научных  знаний.

Во-первых, житейские психологические  знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная  же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие  понятия.

Во-вторых, житейские психологические  знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное  познание основано на эксперименте, а  полученные знания вполне рациональны  и осознаваемы.

В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с  большим трудом, а часто эта  передача просто невозможна. Как пишет  Ю. Б. Гиппенрейтер, "вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов". В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

В-четвертых, научная психология располагает  обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические  явления как одного конкретного  человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, задачей психологии является исследование психических  явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: "Психологическое  познание - это опосредованное познание психического через раскрытие его  существенных, объективных связей"

Актуальность выбранной темы моей работы обусловлена широтой охватываемых психологией вопросов и проблем.

Объектом исследования является психология как наука.

Предмет исследования - психология как  гуманитарная и естественная дисциплина.

Целью данной контрольной работы является раскрытие сущности психологии как  естественной и гуманитарной дисциплины.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие психологии  как науки.

2. Описать характерные особенности  современной психологии как дисциплины  посредством раскрытия её естественнонаучной  основы и гуманитарных оставляющих.

3. Описать основные периоды развития  психологического знания.

 

 

 

 

1 Возникновение психологии как науки

 

Термин «психология» древнегреческого происхождения. Он составлен из двух слов: «психе» - душа и «логос» - знание. Предложен он был не в Древней Греции, а в Европе в 19 веке. Историки психологической науки расходятся во мнениях по поводу того, кто изобрел слово «психология». Одни считают его автором Филиппа Меланхтона, другие - профессора Марбургского университета Гоклениуса, который применил слово «психология» в 1590 г. Этот термин получил всеобщее признание после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались «Социальная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734). Учитель Вольфа, выдающийся философ и математик Лейбниц, пользовался еще термином «пневматология». До 19 века это слово не употреблялось ни в английской, ни во французской литературе.

Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты  сначала лаборатория, а затем  институт психологии в Лейпциге, основателем  которого был В.Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно, состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин - физики, химии, биологии.

Особое место среди прочих отраслей психологии занимает так называемая общая психология. Она не является такой ветвью психологической науки, которая могла бы быть поставлена в один ряд с педагогической, юридической, медицинской, военной, сравнительной психологией и так далее. Общая психология - это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией, методов изучения, которыми пользуется эта наука, теоретических принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в ее обиход. Лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в отраслях психологии, перечисленных выше, можно обнаружить и описать эти общие принципы, методы, закономерности и понятия. Общая психология иногда именуется теоретической и экспериментальной психологией. В ее задачи входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность; общие закономерности ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, психическую саморегуляцию; дифференциально-психологические особенности личности человека; характер и темперамент, преобладающие мотивы поведения и так далее. Результаты исследований в области общей психологии - фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.  

2 Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина

2.1 Естественнонаучная основа психологии

 

Превращению психологии в самостоятельную  науку способствовал крепнущий  союз ее с естествознанием, начало которому было положено еще во второй половине XIX века. Сюда относится внедрение  в психологию экспериментального метода (Г. Фехнер), особенно после выхода в свет книги И. М. Сеченова “Рефлексы головного мозга”, в которой было показано, что психические явления такие же естественные явления, как все другие функции человеческого организма, что они не могут быть беспричинными, а суть результат рефлекторной отражательной деятельности нервной системы. Рефлекторная теория И. М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И. П. Павлова об условных рефлексах, в трудах учеников Павлова -- Л. А. Орбели, П. К. Анохина, К. М. Быкова, Н. И. Красногорского, а также в работах А. А. Ухтомского, Н. А. Бернштейна, И. С. Бериташвили и др., составила естественнонаучную основу психологических знаний. В настоящее время это естественнонаучное обоснование психологической науки усиливается за счет углубленного изучения нейрофизиологических механизмов мозговой деятельности, осуществляемого советскими и зарубежными учеными. Таким образом, успехи в исследовании сложной системы физиологических механизмов психической деятельности явились конкретным результатом связи психологии с передовым естествознанием.

Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии оказали эволюционные идеи великого естествоиспытателя Ч. Дарвина, изложенные в книге “Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь” (1859). Они позволили выяснить роль психики в процессе приспособления живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших, более примитивных. Дарвину удалось приложить идею эволюции всего живого к объяснению происхождения инстинктов животных, показав, что те же самые основные факторы, от которых зависит в процессе биологического развития изменение строения тела и отдельных его органов (а именно действие естественного отбора), являются движущими силами психического развития в филогенезе.

Идеи Дарвина об эволюции психики  животных получили развитие в трудах многих ученых, и прежде всего А. Н. Северцова и В. А. Вагнера. Это дало возможность рассмотреть различные формы психической деятельности животных со стороны их происхождения. Как показал А. Н. Северцов, эволюция приспособлений посредством изменения поведения животных без изменения их организации пошла в расходящихся направлениях по двум главным путям и в двух типах животного царства достигла своего высшего развития. В типе членистоногих прогрессивно эволюционизировали наследственные изменения поведения (инстинкты), и у высших представителей их - у насекомых образовались необыкновенно сложные и совершенные, приспособленные ко всем деталям образа жизни инстинктивные действия. Но этот сложный и совершенный аппарат инстинктивной деятельности является вместе с тем крайне косным: к быстрым изменениям среды животное приспособиться не может. В типе хордовых эволюция пошла по другому пути: инстинктивная деятельность не достигла очень большой высоты, но зато приспособление посредством индивидуального изменения поведения стало развиваться прогрессивно и в высокой степени усилило пластичность организма. Над наследственной приспособляемостью появилась надстройка индивидуальной изменчивости поведения.

Эволюционное учение дает, таким  образом, возможность объяснить  происхождение как инстинктивных  форм поведения, программируемых наследственно, так и приобретаемых прижизненно, в результате образования сложных  систем условных рефлексов.

Подход к психике животных и  человека с позиции эволюционного  учения позволяет понять, что психика  не является простым бездействующим придатком (эпифеноменом) физиологических  процессов, как это утверждают некоторые  физиологи и психологи, стоящие  на противоположных диалектическому  материализму позициях. Существование  сложного мира психических явлений  в качестве эпифеномена физиологических  процессов никакой роли не играющего  в жизни и деятельности человека, явно противоречило бы принципам  и законам эволюции (естественный отбор, как известно, устраняет все  ненужное живому существу, бездействующее, бесполезное).

Предметом психологии является психика  живых существ во всем великом  многообразии ее внешних и внутренних проявлений; корреляции между этими  проявлениями и процессами в центральной  нервной системе; обусловленность  психики социальными отношениями  субъекта, роль его личностных качеств - все эти и другие психические  феномены подчинены определенным закономерностям, открыть которые призвана научная  психология. Это отграничивает её от физиологии, социологии и других дисциплин.

Таким образом, современная психология в своем развитии как самостоятельная  наука обретает прочную естественнонаучную основу. Серьезное изучение психологии предполагает познание законов естествознания (общей биологии, физиологии, неврологии, эволюционного учения и т. д.). Ряд  отраслей психологии, и прежде всего  сравнительная психология, зоопсихология, этология, медицинская психология, патопсихология и некоторые другие, являются вместе с тем разделами  естествознания и медицины. 

2.2 Гуманитарные составляющие психологии

 

Психология изучает психику  как на уровне животных, так и  на уровне человека. Однако важнейший  предмет психологии - изучение психики  человека и её высшей, специфически человеческой формы - сознания. Развитие трудовой деятельности и основанных на труде общения людей и языка  необходимо породило новую форму  психического отражения - сознание. Особенность  сознания состоит в том, что отражаемое содержание словесно означается и открывается  перед субъектом как являющаяся ему картина мира, включающая в  себя его собственные действия.

Сознание - высшая, хотя и не единственная форма психического отражения у  человека. Одна из фундаментальных  проблем психологии заключается  в изучении условий и "механизмов" осознания, связи между несознаваемыми формами психического отражения  и сознанием. Недоступная для  самонаблюдения, эта связь, как показывают современные исследования восприятия, памяти, словесных обобщений и  др., успешно решается с помощью  объективных методов. Другую фундаментальную  проблему психологии составляет раскрытие  природы тех процессов, которые  субъективно переживаются как происходящие во внутреннем мире. Изучение сложной (интеллектуальной) деятельности высших животных, т. н. наглядно-действенного мышления у человека и особенно онтогенетического  формирования умственных процессов  привело к необходимости устранения в психологии противопоставления внутренней деятельности (как якобы единственно  входящей в её предмет) и деятельности внешней и практической, анализ которой  прежде изымался из психологического исследования. Были показаны генетическая связь между этими формами  деятельности, общность их принципиального  строения, а также существование  взаимопереходов между ними; особо  исследовался самый процесс преобразования внешних действий и операций во внутренние, умственные; вместе с тем перед психологией открылся и противоположно направленный процесс - развёртывание внутренней деятельности во внешних формах. 

 Введение в психологию категории деятельности создало возможность и для адекватного подхода к проблеме биологического и социального в развитии психики человека. Решение этой проблемы сводилось к утверждению того, что психика имеет у человека двойную детерминацию - биологическую и социальную, что вопрос заключается лишь в относит, значении каждой из этих детерминант; при этом упускалось то, что в процессе усвоения человеческим индивидом опыта общественно-исторической практики человечества необходимо преобразуются его исходные биологические потребности и влечения, врождённые способы поведения и познания. Поэтому проблема биологического и социального в психологии не сводится к соотношению двух разных сил или факторов, движущих развитием психики, - наследственности и социальной среды, а выступает как проблема снятия законов биологического развития психики законами её общественно-исторического формирования.

Наиболее изученными в психологии являются познавательные процессы - ощущение, восприятие, память и мышление, которые  всё более рассматриваются как  различные моменты, виды и формы  предметной деятельности субъекта, функционально  или генетически связанные с  внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии исследований мышечных движений, входящих в состав процессов непосредственно чувственного отражения, в подходе к процессам  восприятия, запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям  и в понимании мыслит, деятельности как происходящей из деятельности практической. Благодаря этому психологические  исследования распространились также  на внешнедвигательную активность, которая  в субъективно-эмпирической психологии выступала главным образом в  качестве выражающей внутренние психические  явления. Вместе с тем преодолевался взгляд на психику как на совокупность отдельных "психических функций"; было обнаружено их сложное системное строение. Изменилось и понимание соотношения мышления и восприятия; сохранив идею относит, самостоятельности мышления, которое способно далеко выходить за пределы чувственного познания, современная психология раскрыла важную роль образов как в протекании мыслит, процессов, так и в отнесении мысли к познаваемой реальности.

Гораздо более сложными являются проблемы внутренней регуляции деятельности - проблемы потребностей, мотивов, аффективно-волевых  процессов. Хотя их изучению посвящено  большое число исследований, однако понимание их у разных авторов  остаётся далеко не однозначным. Главная  причина этого лежит в смешении разных уровней анализа - физиологического и психологического, требующего рассматривать  эти проблемы в общей системе  психической регуляции предметной деятельности, и прежде всего со стороны тех специфических особенностей, которые приобретают потребности, мотивы и чувства человека в зависимости  от общественных отношений, в которые  он вступает, и от того места, которое  он в них занимает.

Информация о работе Возникновение психологии как науки