Возможности психолого-педагогической помощи семье в обучении, воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:32, статья

Описание работы

Известно, что рождение ребенка с недостатками в развитии коренным образом изменяет жизненные перспективы семьи и оказывает на ее членов (в наибольшей степени на мать ребенка) длительное психопатогенное воздействие.
В связи с тем, что в задачи школьного психолога входит не только определение проблемы, но и способы ее разрешения, встают задачи, которые требуют поиска новых путей. Спектр проблем, с которыми обращаются родители детей с ограниченными возможностями разнообразен. Обычно родителей интересуют следующие вопросы: развитие их ребенка в процессе обучения, воспитания и лечения; норм

Работа содержит 1 файл

конференция.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

    Тема: Возможности психолого-педагогической помощи семье в обучении, воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

    Известно, что рождение ребенка с недостатками в развитии коренным образом изменяет жизненные перспективы семьи и оказывает на ее членов (в наибольшей степени на мать ребенка) длительное психопатогенное воздействие.

    В связи с тем, что в задачи школьного психолога входит не только определение проблемы, но и способы ее разрешения, встают  задачи, которые требуют поиска новых путей. Спектр проблем, с которыми обращаются родители детей с ограниченными возможностями разнообразен. Обычно родителей интересуют следующие вопросы: развитие их ребенка в процессе обучения, воспитания и лечения; нормализация взаимоотношений между аномальным ребенком и его матерью, между аномальным ребенком и другими детьми в семье или другими членами семьи; гармонизация отношения отца к аномальному ребенку; сохранение и поддерживание гармоничного климата в семье, формирование позитивного отношения к процессу обучения, к одноклассникам, учителям и воспитателям школы и др.

    Реализация этих задач предполагает психологическое изучение особенностей личностных нарушений, проявляющихся у родителей больных детей, и их воздействия на последних.

    Выявленная  при обследовании родителей специфика личностных нарушений и определяет систему мер, направленных на их коррекцию. С целью осуществления этих мер была разработана методика психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с недостатками в развитии. В методике выделяется два направления работы: педагогическое (воздействие средствами педагогики) и психокоррекционное, которое, в свою очередь, представлено индивидуальной и групповой формами.

    Педагогическое  направление ставит своей целью переструктурирование иерархии жизненных ценностей матери имеющей ребенка с дефектом развития путем приобщения ее к работе с ребенком через возможность личного участия в его развитии. Мать обучается с помощью специалиста определенному набору специальных методических приемов, используемых в практике коррекционной педагогики. Достижение психотерапевтического эффекта осуществляется вследствие личного участия матери больного ребенка в его образовательно-воспитательном процессе, т.е. психологическое воздействие осуществляется средствами педагогики. Этот процесс проводится под руководством психолога с помощью педагогических и психологических средств. Реализация этой задачи предполагает проведение психологом индивидуальных занятий с ребенком, в которых участвует и его мать.

    В процессе ведения занятий с ребенком с ОВЗ и его матерью психолог ставит перед собой следующие цели:

    1)обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

  1. обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности аномального ребенка;
  2. коррекция внутреннего психологического состояния матери;
  3. коррекция взаимоотношений между матерью и ее ребенком.

    Формы работы:

    1. Демонстрация матери приемов работы с ребенком

    2. Конспектирование матерью уроков, проводимых психологом

    3. Выполнение домашних заданий со своим ребенком

    4. Чтение матерью специальной литературы, рекомендованной психологом

    5. Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком

    Этапы психолого-педагогической помощи ребенку:

    В работе психолога с матерями можно  выделить три этапа:

    Первый  этап направлен на привлечение матери к учебно-образовательному процессу ребенка. Психолог должен убедить мать ребенка с ограниченными возможностями в том, что именно в ней очень нуждается малыш что, кроме нее, этим заняться некому.

    Второй  этап направлен на формирование увлечения матери процессом развития ребенка. Психолог показывает матери возможность существования маленьких, но очень важных для ее ребенка достижений.

    Третий этап характеризуется раскрытием перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и личного участия в исследовании его возможностей.

    Динамика  проведения занятий (обучение):

    Психолог  проводит индивидуальные занятия с ребенком, приглашая них также и его мать. Приобщение матери ребенка с ограниченными возможностями здоровья к такой форме деятельности направлено на нейтрализацию неконструктивных форм ее поведения. Любые взаимоотношения с аномальным ребенком следует начать с установления с ним эмоционального контакта. Порой это бывает очень сложно. Тем не менее на начальном этапе психолог должен показать матери наиболее продуктивные формы взаимодействия с ее ребенком, включающие способы привлечения его внимания и управления им.

    Посадив ребенка рядом с собой, психологу  следует расположить мать ребенка так, чтобы ей было удобно видеть все, что делают и ребенок, и психолог.

    Особенности работы с невротичными матерями:

    По  некоторым данным, матери, которые относятся к невротичному типу, обычно приходят на урок, испытывая страх, что их ребенок не сможет выполнить задание психолога.

    Некоторые матери после первой же неудачной попытки ребенка бросаются на его защиту: «Это все он дома делает с закрытыми глазами. Он все это знает и умеет». Подобное поведение обнаруживает некритичность матерей в оценке своего ребенка, подсознательное стремление скрыть дефект и выдать желаемое за действительное.

    Некоторые матери этой подгруппы не до конца  осознают недостаточность собственных усилий, направленных на преодоление проблемы, стоящей перед их ребенком.

    Есть  матери, относящиеся к той же категории, чрезвычайно болезненно переживающие затруднения своего ребенка. Они всеми силами пытаются ему помочь, проявляя при этом себя иногда неадекватно.

    Обучать маму специальным методическим приемам следует прямо на уроке, когда она имеет возможность наблюдать работу педагога, а также может стать свидетельницей проявления не предполагаемых ею ранее возможностей ребенка.

    Особенности работы с авторитарными матерями

    У части родительниц с авторитарным типом поведения, демонстрирующих психологу свою независимость и своеобразное знание основ педагогики, проявляются типичные нарушения во взаимоотношениях со своим ребенком: окрик матери заставляет ребенка вздрагивать, ее властный голос, а иногда и физическое наказание заставляют его жмуриться, вырываться из рук, убегать.

    По  наблюдениям, именно эта категория матерей оказывается наиболее благодатной в плане обучения своего ребенка. Если психолог сумеет объяснить матери ее задачи по воспитанию и обучению ребенка, он обретает в ее лице послушную и очень исполнительную «ученицу».

    Особенности матерей, имеющих личностные нарушения по психосоматичному типу (третья группа), включают характеристики как невротичных, так и авторитарных родительниц, в связи с чем это не потребовало выделения отдельного подхода в коррекционной работе.

    Очень важно также, чтобы мама обучилась  использовать гак называемые рычаги управления ребенком (поощрение и порицание). Психолог должен объяснить матери, что всю свою деятельность с ребенком ей следует строить на воспитании в нем чувства добра и любви к себе. Ей самой необходимо научиться любить его таким, каков он есть.

    Степень глубины чувств в эмоционально-личностном общении между ребенком с ограниченными возможностями здоровья и его матерью определяет все дальнейшее его развитие. Если ребенок научится любить мать, то он будет также добр и к другим людям. Обучаясь любви к матери, умственно отсталые дети вообще учатся проявлять это чувство, учатся любить.

    С самого начала обучения следует вносить в сознание таких детей понятие о хорошем и о плохом поведении. Особенно это касается детей с тяжелой степенью умственной отсталости, которым нужно постоянно напоминать о том, что поведение ребенка должно быть хорошим и не должно быть плохим.

    Привлекая мать к работе с ребенком, психолог дает ей возможность испытать радость успеха, что можно рассматривать как психокоррекционный эффект. Самое главное для специалиста — показать матери возможность ее личной педагогической деятельности, направленной на развитие ребенка.

    Роль  психолога в данной работе является первостепенной. Психолог учит мать не только определенному минимуму педагогических знаний, но и внушает ей уверенность

    Для практического решения проблем, воспитывающего ребенка необходима разработка основных стратегий, направленных на реализацию реабилитационной помощи семьям данной категории. С целью решения этой проблемы разработаны следующие направления в работе:

    -проведение  психологического диагностического обследования членов семьи

    -разработка  основных направлений психокоррекционной  работы с родителями

    -проведение  психотерапевтических занятий на  основе данных, полученных в результате  диагностического обследования.

    Специалистам  необходимо создать благоприятные условия для реабилитации всех семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Что касается взаимодействия школы и  семьи, то педагогическое взаимодействие позволяет реально влиять на качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его недостатки. Однако до сих пор проблема тесного сотрудничества семьи и школы остается нерешенной. Причин здесь много. Они кроются как в действиях педагогов, так и в позиции родителей.

    Так, факторами, тормозящими развитие сотрудничества со стороны педагогов, являются:

    -авторитарный характер действий;

    -неумение трансформировать современные социальные требования и установки, направленные на решение педагогических задач;

    -низкая педагогическая культура учителей;

    -статичность педагогической позиции;

    -неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи;

    -нежелание работать с родителями, предвзятое отношение к ним.

    С позиции родителей продуктивность сотрудничества сдерживается следующими факторами:

    -низкая общая и педагогическая культура;

    -недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе;

    -отсутствие должного внимания к воспитанию детей;

    -субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка;

    -переоценка своих  воспитательных возможностей.

    Одним из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей может стать оптимизация различных форм их обучения: лекций, бесед (коллективных, групповых, индивидуальных), посвященных обсуждению разнообразных, острых вопросов воспитания и развития детей. Учителям необходимо усовершенствовать способы передачи информации и приемы изложения материала, сделав его понятным и доступным для родителей.

    Рассмотрим некоторые формы и методы работы с родителями, направленные на повышение их педагогической культуры: родительский семинар, деловая игра, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, день открытых дверей.

    Помимо родительских семинаров в формировании педагогической культуры родителей большое значение имеет групповое и индивидуальное консультирование.

    Основной  задачей этого способа взаимодействия является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности в воспитании детей,

    Групповое консультирование назначается учителем для родителей, чьи дети имеют общие особенности в успеваемости, поведении, состоянии здоровья, условиях воспитания и т.д. Консультация состоит из небольшого сообщения учителя и ответов на вопросы родителей.

Информация о работе Возможности психолого-педагогической помощи семье в обучении, воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья