Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:28, контрольная работа
Когда мы говорили об ощущениях, то видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы.
Введение…………………………………………………………………….……..3
Общее понятие о восприятии…………………………………………….…...5
2. Основные свойства восприятия………………………………………….……7
3. Физиологические основы восприятия…………………………………….…10
4. Классификация восприятий……………………………………………….….12
4.1. Восприятие пространства…………………………………………….…….12
4.2. Восприятие времени………………………………………………….….….16
4.3. Восприятие движения……………………………………………….….…..19
5. Наблюдение и условия эффективности восприятия…………………….….21
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
2. Основные свойства восприятия………………………………………….……7
3. Физиологические
основы восприятия…………………………………
4. Классификация
восприятий……………………………………………….…
4.1. Восприятие
пространства…………………………………………….
4.2. Восприятие
времени………………………………………………….….…
4.3. Восприятие
движения……………………………………………….….…
5. Наблюдение
и условия эффективности
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………..
Введение
Когда мы говорили об ощущениях, то видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.
Существуют теории, посвященные процессу распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные впечатления? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Опыт инженеров показывает, что такое представление весьма далеко от истины. Нет машин, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.
Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.
В
данной работе будет рассмотрено
понятие восприятия, основные свойства
восприятия, освещены физиологические
основы восприятия, условия его эффективности
и дана классификация восприятия.
Восприятием
называют психический процесс отражения
предметов или явлений
Восприятие — это всегда более или менее сложный образ предмета. При восприятии, например, разрезанного свежего огурца мы получаем не отдельные, изолированные друг от друга зрительные, обонятельные и тактильные ощущения, а их сложное сочетание друг с другом в едином образе огурца с присущим ему цветом, запахом и поверхностью.
Восприятие (или перцепция) — это совокупность процессов, с помощью которых у человека формируется его собственная модель объективно существующего внешнего мира. Знание об окружающем предмете человек начинает получать при первом контакте с ним, при этом сил чала формируются образы ощущений, а на их базе — образы восприятия. Ощущение и восприятие — это два звена в целой цепочке познания мира, другими звеньями являются память, мышление и т.д. Все эти процессы неразрывно связаны, но каждый имеет свои особенности. Если в результате ощущения человек получает знание об отдельных свойствах предмета (острое укололо, горячее обожгло, яркое ослепило), то восприятие дает целый образ предмета или явления. Например, при восприятии груши человек получает не отдельные изолированные зрительные, вкусовые, обонятельные и другие ощущения, а единый образ груши, с присущими ей формой, цветом, запахом, вкусом и т.д.
Восприятие
тесно связано с той
Действия человека по опознанию предметов или явлений называют перцептивными действиями. Выделяют четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. С обнаружения начинается развитие любого сенсорного процесса. Это реакция на стимул. В результате следующей операции — различения — формируется перцептивный образ эталона. Параллельно с формированием перцептивного образа начинается осуществление опознания. Для этого с помощью идентификации происходит сравнение непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти. Опознание предполагает отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее. Восприятие представляет собой целую систему перцептивный действий, овладение многими из которых требует специального обучения и развития.
При восприятии из всего набора свойств, которыми обладает объект, выделяются наиболее существенные и сопоставляются с уже имеющимся прошлым опытом. Процесс восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:
• поиск объекта;
• выделение наиболее характерных признаков объекта;
• опознание объекта, т.е. отнесение его к какому-либо классу (предмет мебели, явление природы и т.д.).
В
результате перцептивных действий у
человека формируется так называемый
перцептивный образ. Этот образ тем
сложнее, чем сложнее воспринимаемый
объект, при этом перцептивные образы
одних и тех же явлений у разных
людей могут существенно отличаться. Это
зависит как от индивидуальных особенностей
людей, их опыта, так и от закономерностей
самого процесса восприятия, обстановки,
в которой оно происходит.
2. Основные свойства восприятия
В качестве ведущих свойств восприятия выделяют следующие: целостность, предметность, осмысленность, обобщенность, константность, избирательность.
Предметность восприятия предполагает осмысленность и целостность образов. Предметы имеют не только цвет, форму, величину и т.д., но и определенное функциональное значение (ложка имеет не только цвет, размер и величину, но и назначение — столовый прибор). Даже беспорядочные и бесформенные пятна человек воспринимает как предметы на что-то похожие (так, одну и ту же кляксу биолог воспринимает как бабочку, ювелир — как причудливый кристалл, инженер — как сложную конструкцию и т.д.). Результат восприятия зависит от того смысла, который вкладывается в этот образ восприятия данной конкретной личностью. Одна и та же музыкальная композиция по-разному будет воспринята музыкальным критиком, фанатом этой музыкальной группы и случайным слушателем.
Целостность восприятия является одной из важнейших его особенностей. Благодаря этому свойству мы воспринимаем предмет целиком, несмотря на отсутствующие элементы. Поэтому, если на картинке у домика будет отсутствовать часть крыши, окна и трубы, то мы все равно опознаем его как домик (недостроенный, разрушенный и проч.). Отдельные компоненты целого могут действовать одновременно или последовательно, но при этом объект или явление воспринимается как единое целое. Так, слушая оркестр, мы воспринимаем не отдельные инструменты, не отдельные звуки, а мелодию в целом. Целостность образа складывается на основе обобщения знания об отдельных свойствах предмета.
Константностью восприятия называют относительное постоянство воспринимаемой формы, цвета, величины предмета, независимо от значительных изменений объективных условий перцепции. Так, кошка на дереве, на земле, в темноте все равно будет опознаваться нами как кошка. Два человека, находящиеся от наблюдателя на расстоянии 1 и 100 метров, будут восприняты им не как великан и карлик, а в привычных человеческих размерах. Константность проявляется и в восприятии цвета: белое остается белым и при ярком солнечном свете, и I сумерках, хотя физические характеристики отражаемого предметом светп меняются очень существенно. Благодаря свойству константности мы можем узнавать предметы в различной обстановке (при различной освг щенности, удаленности, неожиданных ракурсах и т.д.).
Обобщенностью восприятия называют отнесение единичных объек тов к определенному классу объектов, однородных с ним по какому либо признаку.
Осмысленность восприятия обеспечивает осознание того, что имен но воспринимается человеком, как воспринимаемое соотносится с его знаниями и прошлым опытом. Перцептивные образы всегда имеют для человека определенный смысл, даже при виде незнакомого пред мета он пытается уловить в нем сходство со знакомыми объектами. Например, человек, далекий от техники, увидев конструкцию с лампочками, проводами и деталями различной формы, предположит, что это может быть научным прибором, частью механизма, сигнального устройства.
Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, связанное с активностью и личным опытом человека. Так, два бывших спортсмена, один из которых был вратарем, а другой — нападающим, наблюдая спортивную игру, будут воспринимать ее по-разному, обращать внимание на разные ситуации, детали, события.
Наряду с рассмотренными выше характеристиками у восприятия есть свойства, которые определяют его продуктивность (эффективность) и характеризуют качество и надежность перцептивной деятельности:
• объем восприятия — определяется количеством объектов, которые человек может воспринять одновременно (или последовательно в единицу времени);
• быстрота (или скорость) восприятия — определяется временем, необходимым для выполнения тех или иных перцептивных действий: обнаружение, различение и опознание. Она определяется сложностью воспринимаемого объекта, опытом его восприятия, быстротой возникновения ощущений, психофизиологическим состоянием человека;
• точность восприятия — это соответствие возникшего перцептивного образа, особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком;
• полнота восприятия — степень такого соответствия;
• надежность восприятия — это возможная длительность восприятия с требуемой точностью и вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени.
По этим показателям судят об уровне развития перцептивных способностей человека.
При рассмотрении особенностей восприятия следует упоминуть о еще одном явлении — апперцепции. Апперцепцией называют зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности. Именно поэтому одни и те же предметы и явления воспринимаются разными людьми различно, в соответствии с их задачами, установками, психическим состоянием, опытом, знаниями, потребностями, интересами, устремлениями, желаниями, индивидуальными особенностями и проч. Отсюда понятно, почему рассказы свидетелей происшествия так различны или почему наряженная елка в детстве и во взрослости вызывает у одного и того же человека различные чувства.
Апперцепция
обусловливает направленность восприятия
в зависимости от жизненного опыта и профессиональной
деятельности человека. Так, например,
футболист, кожевенник и коммерсант будут
по-разному воспринимать футбольный мяч.
Спортсмен в первую очередь сосредоточится
на форме, размере, упругости мяча, его
пригодности к игре; кожевенник обратит
внимание на материал, из которого изготовлен
мяч, качество выделки и отделки, окраску;
коммерсант оценит то, насколько мяч удобен
при транспортировке, каковы его потребительские
свойства, товарный вид. Из-за своего опыта
люди Севера (алеуты), живущие в домах круглой
формы, попадая в европейское жилище, с
трудом ориентируются там из-за обилия
вертикальных и горизонтальных прямых
линий.