Восприятие человека человеком. Имидж и его формирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:45, реферат

Описание работы

В настоящий момент в мире очень большое количество учёных занимаются разработкой решения проблемы, состоящей в восприятии между людьми.
Накапливаемые факты, проясняющие все новые взаимозависимости характеристик человека, когда он выступает одновременно как объект и субъект познания других людей и как объект и субъект общения и воздействия на других и со стороны других, дают все больше оснований для выделения психологии познания людьми друг друга в относительно самостоятельную область научного исследования.

Содержание

Введение.
1.1.Содержание межличностного общения.
1.2.Формирование первого впечатления.
2.1.Механизмы межличностного восприятия.
2.2.Эффекты межличностного восприятия.
3.1.Понятие об имидже человека.
3.2.Формирование имиджа.
4.Заключение.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

2.1.Эффекты межличностного  восприятия.

 Среди эффектов межличностного восприятия наиболее исследованы три : эффект ореола ( галоэффект), эффект новизны и первичности а также эффект, или явление, стереотипизации. Сущность эффекта ореола заключается в формировании специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно - накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль “ореола”, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола проявляется при формировании первого  впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление  приводит к позитивным оценкам и  неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок (когда речь идет о положительной переоценке качеств этот эффект называют еще “эффектом Полианны”, а когда речь идет об отрицательной оценке - “дьявольским” эффектом). В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветлить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

Тесно связаны  с этим эффектом и эффекты “первичности” (или “порядка”) и “новизны”. Оба  они касаются значимости определенного  порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях, когда воспринимается незнакомый человек преобладает эффект первичности. Он состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Противоположный эффекту первичности - эффект новизны, который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Известен также  эффект проекции - когда приятному  для нас собеседнику мы склонны  приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других именно те черты, которые ярко представлены у нас. Еще один эффект- эффект средней ошибки - это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

В более широком  плане все эти эффекты можно  рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации.

Явление стереотипизации  в межличностном восприятии. Наше восприятие других людей зависит  от того, как мы их “классифицируем”, - подростки, женщины, преподаватели, негры, гомосексуалисты, политические деятели и т. д. Подобно тому, как восприятие отдельных предметов или событий со сходными особенностями позволяет нам формировать понятия, так и люди обычно классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их физическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и т. д.). Однако эти два типа категоризации существенно различаются, поскольку в последнем речь идет о социальной реальности и о бесконечном разнообразии типов людей, составляющих общество. Создающиеся таким образом стереотипы часто порождают у нас слишком условное и упрощенное представление о других людях. Впервые термин “социальный стереотип” был введен У. Липпманом в 1922 году, и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным “сокращением” при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие в частности при, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления делать какие-то выводы в условиях ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии распространяются на всех представителей данной профессии. Здесь проявляется тенденция “извлекать смысл” из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, невзирая на его ограниченность.

3.1.Понятие об  имидже человека.

Термин «имидж»  в российском лексиконе начал  активно  использоваться примерно с середины 90-х годов прошедшего века; в начале в основном в политологической области в контексте «имидж политика» («у него имидж мудрого политика», «у этого политика хороший имидж», «имидж этого политика оставляет желать лучшего», «необходимо, пока не началась предвыборная компания,  поработать над его имиджем»). Сегодня термин «имидж» используется не только применимо к политикам, не только

применимо к  человеку вообще, но и к иным объектам («имидж данного продукта», «имидж банка») и явлениям («имидж образовательной системы в России.»), хотя некоторые авторы полагают: «Правомерно утверждать, что «имидж» соотносим только с личностью, поэтому некорректно говорить об имидже каких-то неодушевленных предметов»).  Надо полагать, что это – все еще отзвук того времени, когда у нас об имидже говорили только в связи с политиками, с людьми.

Имидж человека – это мнение об этом человеке у группы людей в результате

сформированного в их психике образа этого человека, возникшего в следствии

прямого их контакта с этим человеком или вследствие полученной об этом человеке информации от других людей; по сути, имидж человека – это как он выглядит в глазах других людей, или – что одно и тоже – каково о нем мнение других людей.

3.2.Формирование  имиджа.

Имидж – это целостный образ, слагаемый из многих факторов. Над его созданием работают психологи, специалисты PR, рекламисты, протоколисты, социологи, хореографы, стилисты, визажисты, продюсеры. Когда говорят об имидже человека, то имеют в виду:

  • имидж среды (как выглядит его офис, кабинет, автомобиль);
  • овеществленный имидж (предметы, которые он создал и которыми пользуется: написанное письмо, визитная карточка, подарки и цветы, которые вручает);
  • вербальный имидж (от лат. verbalis — «словесный»; это его манера говорить и писать);
  • кинетический имидж (невербальные средства общения: жесты, мимика и телодвижения);
  • габитарный имидж (от лат. habitus — «внешний»; включает костюм, прическу, аксессуары, и др.);
  • ментальный (мировоззренческие и морально-этические установки, социальные стереотипы);
  • фоновый имидж.

      Фоновый имидж может быть дистантно-опосредованным и контактно-непосредственным. Дистантно-опосредованный фоновый имидж — это те сведения, которые получают люди не от нас самих, а извне: из mass media (СМИ), по «сарафанному радио» и другим источникам. Эта информация не только дополняет содержанием ваш образ, но и оказывает несомненное влияние на то, в каком свете вы будете восприняты окружающими. Образ, отраженный в сознании людей, или впечатление, которое вы производите, также называют словом «имидж».

     Факты,  послужившие для создания дистантно-опосредованного  фонового имиджа, могут быть не  обязательно правдивыми: вымыслы, заведомая ложь, сплетни. Однако преувеличения ваших достоинств бывают не менее опасны, чем клевета. Иногда трудно соответствовать тем ожиданиям, которые сложились у людей на основании излишне восторженных отзывов. Вступая в контакт, вы должны быть готовы то ли нейтрализовать, то ли утвердить создавшееся о вас мнение. 
     
    К контактно-непосредственному фоновому имиджу можно отнести тех людей, в обществе кого вы находитесь. Они также несут о вас определенную информацию. Можно даже вспомнить фразы: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Окружение делает короля», «Птицы с одинаковым опереньем летают вместе», «С кем поведешься, от того и наберешься».

     Таким  образом, свой персональный имидж  формируете не только вы сами, но и ваши родственники, домочадцы, сотрудники, партнеры по бизнесу.

4. Заключение.

Общение - сложный  процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании  партнерами друг друга. Субъектами общения  являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом. Вне общения невозможно понять и проанализировать процесс личностного становления отдельного человека, нельзя проследить закономерности всего общественного развития.

Восприятие  человека человеком — это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Понятие, складывающееся у индивида о конкретной личности,— это форма его мышления о ней, в которой обобщенно фиксируются признаки данного человека, характеризующие его как субъекта труда, познания и общения.  
Занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая на требования каждой из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие люди по отношению друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, начальник, партнер по команде, артист, зритель, учитель, учащийся и пр.). В связи со всем этим значение сигнализирующих чувственных признаков партнеров по деятельности не остается для воспринимающего их человека постоянным: на первый план выступают те из них, которые в данных условиях особенно важны для успешного решения конкретной задачи.  
Деятельность, в которой взаимодействуют люди, определяет и формирование у них понятий о личности каждого из участников деятельности. В формирующееся у индивида понятие о личности другого человека, сотоварища по деятельности, всегда включаются, прежде всего, те его качества, наибольшему проявлению (а значит, и познанию) которых данная деятельность больше всего благоприятствует.  
Любой вид непосредственного взаимодействия людей друг с другом, будь это совместный труд рабочих на производстве, работа учителя и учеников на уроке, встреча спортсменов на стадионе, неторопливая беседа пенсионеров на скамейке парка, всегда предполагает опору общающихся на многокомпонентную систему знаний и умений, формирующуюся в течение всей жизни человека. При общении человека с другими людьми у него так или иначе актуализируются и функционируют представления и понятия, в которых аккумулированы его знания о моральном и аморальном, прекрасном и безобразном и т. п., т. е. нормы и ценности, характерные для общества, сформировавшего личность этого человека. У него также проявляется в большей или меньшей степени выработанное обществом умение «читать» экспрессию, психологически истолковывать поведение людей и давать им оценку.
 
Итак, мы рассмотрели одну из составляющих частей общения - его перцептивную сторону. И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о роли самого общения в человеческой жизни.  

Сент-Экзюпери сказал об общении, что это “единственная  роскошь, которая есть у человека”. В общении открываются реализуются все стороны отношений человека - и межличностные, и общественные. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем и как способ развития самих этих индивидов.

 

 

Информация о работе Восприятие человека человеком. Имидж и его формирование