Министерство
Образования и Науки РФ
СевКавГТУ
Кафедра
Психологии и педагогики
РЕФЕРЕТ
По дисциплине
психология
На тему
«Восприятие человека человеком.
Имидж и
его формирование»
Выполнила:
Студентка
1 курса
Группы
СБ-091
Писцова
Ксения
Проверила:
Бондаренко
О.В.
Ставрополь
2009.
Содержание.
Введение.
1.1.Содержание
межличностного общения.
1.2.Формирование
первого впечатления.
2.1.Механизмы
межличностного восприятия.
2.2.Эффекты межличностного
восприятия.
3.1.Понятие об
имидже человека.
3.2.Формирование
имиджа.
4.Заключение.
Введение.
В настоящий
момент в мире очень большое количество
учёных занимаются разработкой решения
проблемы, состоящей в восприятии
между людьми.
Накапливаемые
факты, проясняющие все новые взаимозависимости
характеристик человека, когда он выступает
одновременно как объект и субъект познания
других людей и как объект и субъект общения
и воздействия на других и со стороны других,
дают все больше оснований для выделения
психологии познания людьми друг друга
в относительно самостоятельную область
научного исследования. Бесспорно, формирование
образов людей и формирование понятий
о личностных качествах их подчиняются
тем же законам, по которым развертывается
формирование у человека образа предмета
или обобщенного о нем знания. Но поскольку
в этом случае в качестве объекта познания
выступает человек, а не предмет, не вещь,
познание его приобретает новые черты.
Он отражается в образах и понятиях, которые
возникают у познающих его людей, не только
своими пространственно-временными характеристиками
и даже не только как лицо определенного
физического склада, пола, возраста, но
и непременно как личность, т е. как член
социальной общности, как индивид, обладающий
каким-то характером, способностями, конкретно
проявляющимися у него и в том, что он делает,
и в том, что он говорит, и в том, что он
познает.
Говоря о
специфичности познания человеком
человека, необходимо также видеть,
что оно, как правило, связано
с установлением и сохранением
коммуникаций. Будучи проявлением такого
познания, образы других людей и складывающееся
у человека обобщенное знание о них постоянно
зависят от целей и характера его коммуникаций
с другими людьми, а на эти коммуникации
в свою очередь всегда влияет та деятельность,
которая объединяет людей, ее содержание,
ход и результаты.
Образы и понятия, которые формируются
у людей друг о друге, неся людям информацию
об объективных характеристиках каждого
участника деятельности и о его возможностях,
позволяют им вести себя в соответствии
с отмечаемыми ими у другого человека
свойствами и целесообразно планировать
свое поведение. Таким образом, названные
формы отражения выполняют важнейшую
функцию при объединении людей — они являются
регулятором общения.
С точки зрения
взаимодействия человека и организационного
окружения, одним из самых важных процессов
восприятия является восприятие человека.
То, каким мы видим человека, какие черты
характера мы ему приписываем, как расцениваем
его поведение, принципиально определяет
то, как мы строим отношения и как мы взаимодействуем
с этим человеком. Восприятие человека
сильно влияет на многие важные организационные
процессы, такие, как отбор и назначение
людей на должности на основе интервью,
проведение переговоров, оценка предложений
по результатам устного сообщения, формирование
рабочих групп и т.п.
Исходя из всего
этого, можно сделать вывод о
том, что знание основ восприятия
между людьми, а также формирования
у человека собственного индивидуального
имиджа, является необходимым опытом для
каждого современного человека.
1.1.Содержание
межличностного общения.
Восприятие
человека состоит из двух стадий.
Первая стадия - это первое впечатление
о человеке. Обычно оно базируется
на очень небольшом количестве
информации о человеке и находится
под сильным влиянием привычек и представлений
воспринимающего. Например, если воспринимающий
сам любит шутить и улыбаться, то первое
восприятие человека, обладающего такими
же качествами, обычно бывает завышено
в положительную сторону. Первое впечатление
оказывает сильное воздействие на дальнейшее
восприятие человека, однако тем не менее
оно не является на сто процентов определяющим.
На второй стадии восприятия человека
происходит более глубокое и широкое знакомство
с его личностными характеристиками, стилем
поведения, квалификацией и подходом к
выполнению обязанностей. Восприятие
человека в различных ситуациях и при
различных обстоятельствах позволяет
выяснить его устойчивые черты и характеристики.
Это может привести к корректировке или
даже отказу от первого впечатления.
Восприятие человека
складывается под влиянием трех составляющих:
- воспринимаемый
человек;
- воспринимающий
человек;
- ситуация,
в которой происходит восприятие.
Содержание
межличностного восприятия зависит
от характеристик, как субъекта, так и
объекта восприятия потому, что они включены
в определенное взаимодействие, имеющее
две стороны: оценивание друг друга и изменение
каких-то характеристик друг друга благодаря
самому факту своего присутствия. Интерпретация
поведения другого человека может основываться
на знании причин этого поведения. Но в
обыденной жизни люди не всегда знают
действительные причины поведения другого
человека. Тогда, в условиях дефицита информации,
они начинают приписывать друг другу,
как причины поведения, так и какие-то
общие характеристики. Совокупность теоретических
построений и экспериментальных исследований,
посвящённым этим вопросам, получила название
области каузальной атрибуции. Исследования
каузальной атрибуции в широком смысле
слова рассматриваются как изучение попыток
“рядового человека”, “человека с улицы”
понять причину и следствие тех событий,
свидетелем которых он является.
Иными словами,
акцент делается на так называемой
“наивной психологии”, на её интерпретациях
“своего” и “чужого” поведения, что
и выступает составной частью межличностного
восприятия. Родоначальником исследований
по каузальной атрибуции является Ф. Хайдер,
впервые сформулировавший и саму идею
каузальной атрибуции и давший систематическое
описание различных схем, которыми пользуется
человек при построении причинного объяснения
поведения другого человека. Из других
авторов, работающих в этой области, наиболее
значительные исследования проводили
Э. Джонс и К. Дэвис, а также Г. Келли. По
мере развития идей каузальной атрибуции
изменялось первоначальное содержание
концепции. Если ранее речь шла лишь о
способах приписывания причин поведения,
то теперь исследуют способы приписывания
более широкого класса характеристик:
интенций, чувств, качеств личности. Действительно,
мы часто приходим к выводу, что намерения
и диспозиции других людей соответствуют
их поступкам.
Таким образом,
содержанием процесса познания другого
человека становится процесс приписывания,
т. е. каузальная атрибуция. Сегодня
среди исследователей межличностного
восприятия существует мнение, что открытие
явления каузальной атрибуции означает
важнейший шаг по пути развития знаний
о процессах межличностного восприятия.
Более полное развитие эта идея получила
в работах Гарольда Келли, который предпринял
попытку построения теории каузальной
атрибуции. Основная задача Келли состояла
в том, чтобы показать, как осуществляется
человеком поиск причин для объяснения
поведения другого человека. Согласно
Келли при попытках понять причину поведения
другого человека мы пользуемся тремя
критериями: мы стараемся определить,
является ли данное поведение постоянным
(критерий постоянства), отличающимся(
критерий исключительности) и обычным
(критерий консенсуса) или нет. Если в сходных
условиях поведение наблюдаемого однотипно,
то его считают постоянным. Оно будет отличающимся,
если в других случаях проявляется иначе,
и наконец, поведение считается обычным,
если в сходных обстоятельствах свойственно
большинству людей. Если в похожих обстоятельствах
человек ведет себя всегда одинаково (постоянное
поведение), если он ведет себя так же и
в других ситуациях (не отличающееся поведение)
и если в сходных ситуациях так же ведут
себя лишь немногие люди (необычное поведение),
то мы склонны приписывать поведение внутренним
факторам. Напротив, если человек в похожих
ситуациях ведет себя так же (постоянное
поведение), если в других случаях он ведет
себя иначе (отличающееся поведение) и
если в сходных ситуациях такое же поведение
сходно большинству людей (обычное поведение).
Мы объясняем его действие внешними причинами.
В общем виде ответ звучит так: всякому
человеку присущи некоторые априорные
каузальные представления и каузальные
ожидания.
Иными словами,
каждый человек обладает системой схем
причинности, и всякий раз поиск
причин, объясняющих “чужое” поведение,
так или иначе, вписывается в одну из таких
существующих схем. Репертуар каузальных
схем, которыми владеет каждая личность,
довольно обширен. Вопрос заключается
в том, которая из каузальных схем включается
в каждом конкретном случае.
“Каузальная схема”
- это своеобразная общая концепция данного
человека о возможных взаимодействиях
различных причин, о том, какие действия
в принципе эти причины производят.
1.2.Формирование
первого впечатления.
Важной сферой
исследования межличностной перцепции
является изучение процесса формирования
первого впечатления о другом человеке.
Описаны три наиболее типичные схемы,
в соответствии с которыми протекает этот
процесс. Каждая “схема” запускается
определенным фактором, присутствующим
в ситуации знакомства. Выделяют факторы
превосходства, привлекательности партнера
и отношения к наблюдателю.
Фактор превосходства
- запускает схему социального
восприятия в ситуации неравенства
партнеров (точнее, когда наблюдатель
ощущает превосходство партнера
по какому-то важному для него параметру
- уму, росту, материальному положению
и т. п.). Суть происходящего заключается
в том, что человек, который превосходит
наблюдателя по какому-либо важному параметру,
оценивается им гораздо выше и по остальным
значимым параметрам. Иначе говоря, происходит
его общая личностная переоценка. При
этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель
в данный момент, в данной конкретной ситуации,
тем меньше усилий нужно для запуска этой
схемы. Так, в экстремальной ситуации люди
часто готовы доверять тем, кого не стали
бы слушать в спокойной обстановке.
Фактор привлекательности
- обеспечивает реализацию схемы, связанной
с восприятием партнера по общению
как привлекательного внешне, при
этом ошибка состоит в том, что
внешне привлекательного человека люди
также склонны переоценивать по другим
важным для них социально-психологическим
параметрам. Существует так называемый
стереотип привлекательности: что красиво
- то хорошо. Дети усваивают этот стереотип
очень рано. Золушка и Белоснежка красивые
- и хорошие. Сводные сестры и колдунья
безобразные - и плохие.
Фактор отношения
к наблюдателю - регулирует включение
схемы восприятия партнера, в основе
которой лежит характер отношения
к наблюдателю. Ошибка восприятия в
этом случае состоит в том, что
людей, которые хорошо к нам относятся
или разделяют какие-то важные для нас
идеи, мы склонны позитивно оценивать
и по другим показателям.
Весь смысл
взаимодействия субъекта и объекта
межличностного восприятия состоит
в том, что воспринимающий строит
систему выводов и заключений
относительно воспринимаемого на основе
своеобразного “прочтения” его внешних
данных. “Качество” такого прочтения
обусловлено как способностями читающего,
так и ясностью текста. Именно поэтому
для результата межличностного восприятия
значимыми являются характеристики и
субъекта, и объекта. Однако если продолжать
линию предложенных образов, то можно
предположить, что качество чтения обусловлено
и таким важным фактором, как условия,
в которых осуществляется процесс, в частности
освещённость текста, наличие или отсутствие
помех при чтении и т. д. Переводя понятие
“условия чтения” на язык экспериментальных
исследований межличностного восприятия,
необходимо включить в анализ и такой
компонент, как ситуация межличностного
восприятия.
2.1.Механизмы
межличностного восприятия.
Изучение перцепции
показывает, что можно выделить ряд
универсальных психологических
механизмов, обеспечивающих сам процесс
восприятия другого человека и позволяющих
осуществлять переход от внешне воспринимаемого
к оценке, отношению и прогнозу.
К механизмам межличностной перцепции
относят механизмы:
- познания и понимания
людьми друг друга (идентификация, эмпатия)
- познания самого
себя (рефлексия)
- формирования
эмоционального отношения к человеку
(аттракция)
Идентификация,
эмпатия и рефлексия в процессе
межличностного восприятия. В процессе
общения человек познает себя через понимание
другого человека, осознавая оценку себя
этим другим и сопоставляя себя с ним.
В процесс включены два человека, каждый
из которых является активным субъектом,
и по существу осуществляется одновременно
как бы “двойной” процесс - взаимного
восприятия и познания (поэтому само противопоставление
субъекта и объекта здесь не вполне корректно).
При построении стратегии взаимодействия
двух людей, находящихся в условиях этого
взаимопознания, каждому из партнёров
приходится принимать в расчёт не только
свои собственные потребности, мотивы,
установки но и потребности, мотивы, установки
другого. Всё это приводит к тому, что на
уровне каждого отдельного акта взаимного
познания двумя людьми друг друга могут
быть выделены такие стороны этого процесса,
как идентификация и рефлексия. Существует
большое количество исследований каждой
из этих сторон процесса межличностного
восприятия. Естественно, что идентификация
понимается здесь не в том её значении,
как она первоначально интерпретировалась
в системе психоанализа. В контексте изучения
межличностного восприятия идентификация
обозначает тот простой эмпирический
факт, установленный в ряде экспериментов,
что простейший способ понимания другого
человека есть уподобления себя ему. Это,
разумеется, не единственный способ, но
в реальном общении между собой люди часто
пользуются этим способом: предложение
о внутреннем состоянии партнёра по общению
строится на основе попытки поставить
себя на его место. Установлена тесная
связь между идентификацией и другим близким
по содержанию явлением - эмпатией. Эмпатия
также является особым способом понимания
другого человека. Только здесь имеется
в виду не столько рациональное осмысление
проблем другого человека, сколько стремление
эмоционально откликнуться на его проблемы.
При этом эмоции, чувства субъекта эмпатии
не тождественны тем, которые переживает
человек, являющийся объектом эмпатии.
То есть если я проявляю эмпатию к другому
человеку, я просто понимаю его чувства
и линию поведения, но свою собственную
могу строить совсем по-иному. В этом отличие
эмпатии от идентификации, при которой
человек полностью отождествляет себя
с партнером по общению и, соответственно,
испытывает те же чувства, что и он, и ведет
себя подобно ему. Безотносительно к тому,
какой из этих двух вариантов понимания
исследуется (а каждый из них имеет свою
собственную традицию изучения), требует
своего решения ещё один вопрос: как будет
в каждом случае тот, “другой” воспринимать
меня, понимать линию моего поведения.
От этого будет зависеть наше взаимодействие.
Иными словами процесс взаимодействие
осложняется явлением рефлексии. В социальной
психологии под рефлексией понимается
осознание действующим индивидом того,
как он воспринимается партнером по общению.
Это уже не просто знание и понимание другого,
но и знание того, как этот другой понимает
меня.