Воспитательные возможности руководителя ОВД с исполнителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является исследование воспитательных возможностей руководителя с кадрами органов внутренних дел.

В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и значение воспитательных возможностей руководителя с кадрами в органах внутренних дел.

2. Охарактеризовать принципы формирования оптимального социально-психологического климата в коллективе сотрудников органов внутренних дел.

3. Рассмотреть стиль работы руководителя и психологические типы руководителей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность и значение воспитательных возможностей руководителя с кадрами в ОВД……………………………………………………………………4

Глава 2. Формирование оптимального социально-психологического климата в коллективе сотрудников органов внутренних дел……………………………6

2.1. Классификация психологических типов руководителей………………...14

Заключение………………………………………………………………………15

Список использованной литературы…………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

     Профессиональное  мышление руководителя подчеркивает его  способность глубоко и всесторонне  анализировать сложнейшие явления  и в кратчайший срок принимать  научно-обоснованные решения. Например, начальник районного отдела внутренних дел обязан детально знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, иметь достоверную информацию о состоянии преступности и ее тенденциях, о характере и особенностях работы структурных подразделений (отделениях уголовного розыска, отделениях по экономической преступности, ГИБДД и т.д.), систематически изучать состояние и результаты оперативно-служебной деятельности этих подразделений. Руководитель ОВД должен не просто накопить большой объем профессиональных знаний, главное - научиться самому добывать эти знания, не только из литературных источников, но и из динамических изменяющихся социальных явлений.4

     Важна роль инициативы и самостоятельности  руководителей в принятии управленческих решений, поскольку основой руководства  в системе органов внутренних дел является единоначалие, которое исключает обезличивание руководства, обеспечивает организованность и наиболее полное развертывание организаторских способностей руководящего состава. В соответствии со спецификой управления в сфере охраны общественного порядка вся деятельность конкретного органа подчинена одному лицу, несущему полную персональную ответственность за всю его деятельность.

     Значительное  место среди требований, предъявленных  к руководителю, занимает умение использовать властные полномочия, возлагаемые на него служебным положением. Идеальной  формой руководства является сбалансированное сочетание заслуженного авторитета, опыта и властных полномочий. Руководитель органа или подразделения внутренних дел обязан при любых обстоятельствах умело использовать властные полномочия, контролировать свое поведение, владеть своим настроением и чувствами, быть примером для подчиненных. «Особое значение для начальника имеет способность сдерживать себя от приступов гнева. При сильном возбуждении любой человек может наделать много ошибок. Некоторые руководители оправдывают себя, ссылаясь на свойство характера, вспыльчивость. Несдержанность - просто плохая привычка, с которой можно и нужно бороться. Необходимо только не позволять себе распускаться, нужно постоянно сдерживаться, мобилизуя на это всю свою силу воли»5.

     Деятельность  руководителя нельзя рассматривать  в отрыве от работы подчиненных. В  правоохранительных органах отношения между начальником и подчиненными регулируются дисциплинарным уставом, который определяет систему взаимоотношений, основанную на дисциплине, применительно к воинской, т. е. и сознательное соблюдение порядка и правил, установленных законами и уставами. Устав предписывает начальнику своевременно предупреждать проступки подчиненных, выявлять их причины, а также создавать нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины.

     Для решения задач, стоящих перед  органами внутренних дел, требуется исключительная моральная и физическая выдержка, а дисциплинированность, как черта характера, становится особенно необходимой. Отношения между людьми делятся на позитивные и негативные. Позитивные отношения (интерес или любовь к работе) активизируют психические и физические силы человека, повышают трудовую активность; негативные (нелюбовь к профессии, обязанностям) наоборот тормозят способности личности и ведут к резкому снижению интенсивности деятельности. Одним из видов отношений являются отношения подчиненных и руководителя. Люди сознают или чувствуют, что от отношения начальника зависит их социально-психологический статус в коллективе, личный авторитет, служебное продвижение, получение специального звания и т.д. Люди вольно или невольно озабочены тем, чтобы расположить к себе руководителей: одни - подхалимством, другие - путем добросовестного труда, честным отношением к делу. Одно из основных задач руководителя состоит в регулировании взаимоотношений между людьми, в процессе совместной деятельности. Вместе с тем, начальнику следует, прежде всего, оценить собственное отношение к подчиненным, к обязанностям, к себе, и в случае необходимости корректировать их в интересах лучшего исполнения своих функциональных обязанностей.6

     В отношениях с подчиненными руководителю следует быть объективным, справедливым, предъявлять ко всем одинаковую требовательность, оценивая каждого из них, прежде всего, по отношению к делу, по результатам работы. Ни при каких обстоятельствах руководителю нельзя создавать вокруг себя группу «любимчиков». Это всегда восстанавливает против него всех других членов коллектива и отрицательно сказывается на его авторитете. Свои отношения с подчиненными руководитель обязан строить на основе товарищества, доброжелательности и справедливости, видеть в каждом подчиненном человека, считаться с материальными и духовными потребностями подчиненных, в противном случае у подчиненных может возникнуть чувство неудовлетворенности, мешающее им работать, повышать свое мастерство.

     Руководителю  следует систематически анализировать своё поведение, методы и стиль работы, объективно оценивать свои недостатки и стараться от них избавиться. Руководитель должен помнить, что он ни при каких обстоятельства, даже самых трудных, не имеет права теряться и прекращать борьбу за выполнение поставленных перед коллективом задач.

     Психологи разных школ составили множество  классификаций руководителей, но самой  первой и соответственно классической является классификация Курта Левина, американского психолога. Он описал три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

     «Диктатор». Как правило, в кабинетах Диктаторов тихо, двери закрыты, у большинства сотрудников плечи слегка приподняты, голова вытянута вперед и взгляд испуганный, слегка исподлобья. Не все сотрудники осознают это, так как мысли их, так же как и действия, находятся под жестким контролем. У каждого сотрудника есть своя должностная инструкция. И лежит она не где-нибудь в дальней папке в отделе кадров, а в ящике собственного стола. Диктатор пресекает любую инициативу как недопустимое своеволие и дерзкое свободомыслие. Решения Диктатор принимает единолично и обсуждать ничего ни с кем и никогда не собирается. Подчиненные - это инструмент для реализации воли начальника. И как любой другой испорченный инструмент, он легко заменяет одних сотрудников другими. Пословица «Я начальник - ты дурак» сложена про него.

     «Демократ». Демократ часто созывает совещания для выработки и принятия общих решений. Он всячески поощряет коллегиальность и любую инициативу. Он умело делегирует полномочия и разделяет ответственность. Всегда готов принять участие в общем веселье и, как правило, является желанным гостем на любой вечеринке. При этом он любит, когда про него говорят хорошие слова и демонстрируют ему свою симпатию и лояльность. Демократ отличается искренним вниманием к сотрудникам. Знает, у кого, сколько детей, бывает в курсе семейных проблем. Для него каждый сотрудник - интересная личность. При такой кажущейся мягкости дисциплина в коллективе не страдает, народ работает не за страх, а за совесть. После окончания рабочего дня работают из интереса и азарта, зная, что их достижения будут замечены и оценены по достоинству. Для осуществления контроля Демократ обычно находит себе соответствующего заместителя и иногда играет со своими подчиненными в игру «хороший и плохой парень». Как правило, Демократ отличный политик и тонкий дипломат.

     «Либерал». Термин «руководство» не очень ему подходит. Он, скорее, числится руководителем, является формально назначенным начальником. Старается избежать ответственности и принятия решений. Ссылается на авторитет «партии и правительства», президента и прочих вышестоящих. Требовательность, контроль, дисциплина в его организации отсутствуют. Часто Либерал не имеет сильной воли и четкой цели, не обладает глубокими знаниями и стремлением овладеть ими. Но может достаточно долго занимать руководящий пост, если ему нравится размер зарплаты и при этом начисто отсутствует «охота к перемене мест». При особо благоприятных обстоятельствах он может даже гордиться своей миссией. Уважением в коллективе Либерал не пользуется, чаще всего это снисходительное отношение со стороны сотрудников.  

     2.2. Классификация психологических типов руководителей 

     Существует  множество классификаций психологических  типов руководителей. 7

     В психологической структуре личности руководителя выделяют 3 основных блока  профессионально важных качеств:

     1. Профессиональная компетентность, включающая в себя знания, умения, навыки (специальные); административно-правовая, экономическая компетентность, социально-психологическая компетентность, т. е. знания в сфере психологии.

     2. Педагогические способности - способности  влиять на других людей с  целью направленного изменения  свойств и состояний этих людей. 

     3. Организационные способности (ведущий блок) т. е. способен к согласованию и координации совместной деятельности людей, способность ставить задачи, стимулировать, контролировать совместную деятельность исполнителя и добиваться решений поставленных задач.

     4. Нравственно-этические качества (способность человека соблюдать нормы профессиональной этики).

     5. Коммуникативные способности (к  деловому общению).

     В зависимости от доминирования выраженности у конкретного руководителя одного из 3-х ведущих компонентов выделяют типы руководителей:

      1. Руководитель-специалист. Доминирование  профессиональной компетенции перед  организационными, психологическими  и педагогическими способностями. 

     - не любит работать с людьми;

     - дифференцирует специальные профессиональные  и организаторские вопросы - основной его вклад в совместную деятельность коллектива - решение профессиональных вопросов;

     - имеет большой индивидуальный  вклад, личные достижения, но как  организатор и наставник более  низкий вклад. 

     2. Руководитель-организатор. Доминирование  организационных особенностей при относительно слабых педагогических способностях и профессиональной компетенции.

     - коллективная работа, привлекает  к работе специалистов, в том  числе превышающих его по компетентности;

     - профессионально организует совместную  деятельность группы, добивается высоких групповых результатов.

     3. Руководитель-наставник. Доминирование  педагогических способностей, интерес  и потребность к работе с  людьми, особенно молодыми работниками,  к передаче знаний; гордится успехами  учеников.

     Чаще  встречаются промежуточные типы.  

     Заключение 

     Цель  курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме «Воспитательные возможности руководителя ОВД с кадрами» можно сделать ряд выводов:

     При управлении личным составом ОВД важно учитывать, что процесс социализации непосредственно связан с адаптацией сотрудника к социальной и служебной среде подразделения, вхождением его в ту или иную социальную группу, ролевую структуру коллектива подразделения.

     Адаптация - это взаимное приспособление работника и коллектива, основывающиеся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.

     Ролевая структура коллектива определяет состав и распределение творческих, коммуникационных и поведенческих ролей между отдельными работниками и является важным инструментом в системе работы с персоналом.

     В настоящее время особое значение приобретает вопрос о формировании и укреплении ядра руководящих кадров, от профессионализма которых в значительной мере зависит содержание и качество выполняемых возложенных на органы внутренних дел задач. Модель руководителя органов внутренних дел на современном этапе должна формироваться из требований оптимальной организации труда, налаживания социально-психологического климата, повышения общей культуры управленческого труда.

     Искусство управления требует особых свойств  у руководителя: чувствительность к  проблемам, умение их формулировать; мобильность  мышления - способность к переформулированию; способность к анализу, оценке и синтезу; активное осмысление накопленного опыта; восприимчивость к чужим идеям.

     Стиль работы руководителя - это совокупность конкретных (неформализованных) методов  и приемов руководства. Он является формой реализации руководителем организационных, экономических, социальных и психологических отношений в коллективе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Воспитательные возможности руководителя ОВД с исполнителями