Автор: 7*****@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 20:57, контрольная работа
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.
Введение……………………………………………………………… 3 стр.
Понятие формы……………………………………………………… 5 стр.
Актуальные цели и задачи воспитания учащихся………………... 6 стр.
Разнообразие форм воспитательной работы……………………… 8 стр.
Упорядочение внеурочного времени……………………………… 17 стр.
Коррекционное внеурочное воспитание………………………….. 19 стр.
Система внеурочной работы и организация……………………... 20 стр.
Практическое применение форм внеурочного воспитания……... 22 стр.
Заключение…………………………………………………………... 24 стр.
Список используемой литературы………………………………… 25 стр.
Немного о методике занятия. Ведет такое собрание учитель, он ставит вопросы (как правило, только по одной теме) и дает возможность высказаться всем. Трудность состоит именно в постановке вопросов, их надо формулировать так, чтобы они разбудили активность каждого и делали невозможными бессодержательные, формальные ответы, отговорки. Общий вопрос должен быть проблемным, спорным, а частные должны требовать приведения примера, конкретного случая, который можно проанализировать.
К
основным методическим условиям проведения
занятий надо отнести также следующее.
Учитель должен проявлять искреннюю
заинтересованность в ответах учеников,
выслушивать, не перебивая, каждого, обеспечивать
право ребенка на самостоятельное суждение,
не спешить с выводами и назиданиями, с
«правильными» ответами, что характерно
для наших отечественных педагогов. Для
успеха таких занятий завоевать если не
авторитет, то поначалу хотя бы симпатию
детей, чтобы они хотели с вами общаться,
обсуждать эти темы. Затем научиться вызывать
интерес к теме какими-нибудь предварительными
сообщениями, замечаниями, вопросами.
Далее — обеспечить психологическую безопасность
детей, свободу, исключающую преследование
за не одобряемые вами ответы. Наконец,
важно обеспечить элементарный порядок,
чтобы можно было всем услышать каждого,
установив правила: говорить с разрешения
ведущего, не кричать, не перебивать; не
заниматься посторонними разговорами
и делами; не оскорблять товарища, даже
если с ним не согласен, и т. п. [ 5 c.39]
Упорядочивание
внеурочного времени.
Видовое разнообразие творческих объединений велико: это кружки, секции, клубы, студии, лаборатории, мастерские, научные общества учащихся, экспедиции. Многогранна и профильная направленность. Связано это прежде всего с тем, что в отличие от факультативов творческие объединения предназначены выполнять другие, более широкие, не только обучающие в контексте конкретной предметной области функции. Поэтому их эффективность в максимальной степени зависит от полноты удовлетворения существующих интересов и потребностей ребенка. Предоставление всевозможного по направленности и видовому разнообразию набора творческих объединений создает условия для развития учащихся в рамках целенаправленного, упорядоченного проведения внеурочного времени. Таким образом, у школы имеется реальный путь к минимизации педагогически неорганизованной среды. Однако, основываясь на данных исследования, следует констатировать, что в реальности школы далеко не полно концентрируют усилия по снижению дезорганизованного пространства через творческие объединения.
Организационным фактором являются материально-технические условия школы: пропускная способность помещений, достаточность необходимых материалов и оборудования, экономическая и материальная емкость творческих объединений и т.д.
Играет немаловажную роль - кадровый потенциал. Для работы в творческих объединениях учитель-предметник не может строить свою деятельность аналогично урочной. От него требуется кардинальная смена «почерка» в работе, применяемых технологий, профессиональных знаний и умений, способов взаимодействия с детьми. Четвертым фактором является слабая заинтересованность прежде всего непосредственно руководителей, занимающихся организацией внеурочной воспитательной деятельности, в определении интересов и потребностей учащихся, а также их родителей. Данные проведенных опросов убеждают: форма, структура и содержание внеурочной деятельности редко опираются на изучение социально ориентированных потребностей и интересов учащихся и на оценку родительского мнения.
Парадокс состоит в том, что учащиеся выражают желание заниматься в творческих объединениях именно в школе, а не в учреждениях дополнительного образования. Потому не случайно многие руководители на основе договоров о сотрудничестве привлекают педагогов учреждений дополнительного образования для организации творческих объединений на базе своих школ.
Очевидно,
что степень проблемности в организации
деятельности этих объединений тесным
образом связана с
Коррекционное
внеурочное воспитание.
Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.
Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.
Целесообразно
отметить, что участие в нравственно-правовой
деятельности формирует систему знаний
о нравственных нормах и правилах, об эстетических
требованиях к человеку, развивает отношение
к другим людям, к самому себе, моральным
нормам и общечеловеческим ценностям,
формирует основы культуры поведения,
а также является профилактикой ранних
правонарушений и девиантного поведения
подростков. [ 11, с 112. ]
Система
внеурочной работы и
организация.
Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.
Содержание системы внеурочной воспитательной работы включает в себя единство умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов.
Система
внеклассной и внешкольной
Существуют типичные недостатки в массовой практике организаторов по созданию системы внеурочной работы.
Существует недостаток – неполнота работы, «провал» любого звена в цепи «цель – содержание – форма» или «планирование – организация – анализ», а также отсутствие связей между этими звеньями. Чаще всего это является следствием того, что некоторые педагоги отождествляют содержание и формы работы, а планирование сводят к распределению мероприятий по времени и месту.
Не менее опасен и другой недостаток – интенсивное развитие одних направлений работы в ущерб другим. В школах, где, например развито только нравственное просвещение, ученики нередко ленивы в практических делах; если организатор занят только эстетическим воспитанием, оно в конечном счете может выродиться в эстетство, когда внешне, форма преобладает над содержанием и принижает его роль.
Еще один существенный недостаток – формализм, слабая идейная и нравственная целенаправленность многих воспитательных мероприятий.
Именно обеспечению целенаправленной взаимосвязи и полноценного развития различных элементов системы внеурочной работы служит и система деятельности самого организатора. [10 с 19.]
Практическое применение
форм внеурочного
воспитания.
Внеурочная воспитательная работа в классных коллективах проводится в традиционных для школы формах по следующим направлениям:
1) учебно-познавательное:
-предметная неделя русского языка;
-библиотечные часы;
-конкурсы,
олимпиады, игры и другие
2) культурно-просветительное:
-посещение городской картинной галереи;
-театральные представления;
-проведение школьного фестиваля искусств, приуроченного ко Дню культуры.
3) общественно-патриотическое:
-встречи
с ветеранами ВОВ, «уроки
-работа школьного музея;
-работа
по сбору и реставрации
-экскурсионная работа;
-организация и проведение субботника по благоустройству школы.
4) физкультурно-оздоровительное и спортивное:
-работа спортивных секций по футболу и хоккею;
-общеоздоровительная работа;
-проведение
подвижных игр и «весёлых
-проведение
внутришкольных спортивных
-проведение бесед по охране здоровья;
-заполнение «карточки здоровья».
5) нравственно-правовое:
-беседа
о правилах безопасности
-экологическая работа;
-беседы
о правилах поведения в
-работа с социально неадаптированными подростками и их семьями.
6) эстетическое и игровое:
-организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
-проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
-участие
в конкурсах, выставках
7) лекционно-образовательное:
-проведение родительских собраний;
-лектории;
-индивидуальная работа с родителями.
Педагог должен многое знать и уметь для правильной методической организации всех этих форм работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы классного руководителя преобладает то или иное основное средство воздействия. В беседе, конференции по нравственным и другим социальным проблемам главным будет воздействие словом, информацией (вспомним метод убеждения). В театральной постановке осуществляется воздействие образом, зрелищем, совместным эстетическим переживанием. В соревновании, в трудовой акции на воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, в большинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но педагог должен понимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости от этого организовывать какое-либо дело с детьми.
Информация о работе Воспитательно – коррекционная работа с подростками во внеурочное время