Воспитательно – коррекционная работа с подростками во внеурочное время

Автор: 7*****@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3 стр.
Понятие формы……………………………………………………… 5 стр.
Актуальные цели и задачи воспитания учащихся………………... 6 стр.
Разнообразие форм воспитательной работы……………………… 8 стр.
Упорядочение внеурочного времени……………………………… 17 стр.
Коррекционное внеурочное воспитание………………………….. 19 стр.
Система внеурочной работы и организация……………………... 20 стр.
Практическое применение форм внеурочного воспитания……... 22 стр.
Заключение…………………………………………………………... 24 стр.
Список используемой литературы………………………………… 25 стр.

Работа содержит 1 файл

Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в школе..doc

— 120.00 Кб (Скачать)

     Немного о методике занятия. Ведет такое  собрание учитель, он ставит вопросы (как  правило, только по одной теме) и  дает возможность высказаться всем. Трудность состоит именно в постановке вопросов, их надо формулировать так, чтобы они разбудили активность каждого и делали невозможными бессодержательные, формальные ответы, отговорки. Общий вопрос должен быть проблемным, спорным, а частные должны требовать приведения примера, конкретного случая, который можно проанализировать.

     К основным методическим условиям проведения занятий надо отнести также следующее. Учитель должен проявлять искреннюю  заинтересованность в ответах учеников, выслушивать, не перебивая, каждого, обеспечивать право ребенка на самостоятельное суждение, не спешить с выводами и назиданиями, с «правильными» ответами, что характерно для наших отечественных педагогов. Для успеха таких занятий завоевать если не авторитет, то поначалу хотя бы симпатию детей, чтобы они хотели с вами общаться, обсуждать эти темы. Затем научиться вызывать интерес к теме какими-нибудь предварительными сообщениями, замечаниями, вопросами. Далее — обеспечить психологическую безопасность детей, свободу, исключающую преследование за не одобряемые вами ответы. Наконец, важно обеспечить элементарный порядок, чтобы можно было всем услышать каждого, установив правила: говорить с разрешения ведущего, не кричать, не перебивать; не заниматься посторонними разговорами и делами; не оскорблять товарища, даже если с ним не согласен, и т. п. [ 5 c.39] 

     Упорядочивание  внеурочного времени. 

     Видовое разнообразие творческих объединений  велико: это кружки, секции, клубы, студии, лаборатории, мастерские, научные общества учащихся, экспедиции. Многогранна  и профильная направленность. Связано это прежде всего с тем, что в отличие от факультативов творческие объединения предназначены выполнять другие, более широкие, не только обучающие в контексте конкретной предметной области функции. Поэтому их эффективность в максимальной степени зависит от полноты удовлетворения существующих интересов и потребностей ребенка. Предоставление всевозможного по направленности и видовому разнообразию набора творческих объединений создает условия для развития учащихся в рамках целенаправленного, упорядоченного проведения внеурочного времени. Таким образом, у школы имеется реальный путь к минимизации педагогически неорганизованной среды. Однако, основываясь на данных исследования, следует констатировать, что в реальности школы далеко не полно концентрируют усилия по снижению дезорганизованного пространства через творческие объединения.

     Организационным фактором являются материально-технические  условия школы: пропускная способность  помещений, достаточность необходимых  материалов и оборудования, экономическая и материальная емкость творческих объединений и т.д.

     Играет  немаловажную роль - кадровый потенциал. Для работы в творческих объединениях учитель-предметник не может строить  свою деятельность аналогично урочной. От него требуется кардинальная смена  «почерка» в работе, применяемых технологий, профессиональных знаний и умений, способов взаимодействия с детьми. Четвертым фактором является слабая заинтересованность прежде всего непосредственно руководителей, занимающихся организацией внеурочной воспитательной деятельности, в определении интересов и потребностей учащихся, а также их родителей. Данные проведенных опросов убеждают: форма, структура и содержание внеурочной деятельности редко опираются на изучение социально ориентированных потребностей и интересов учащихся и на оценку родительского мнения.

     Парадокс  состоит в том, что учащиеся выражают желание заниматься в творческих объединениях именно в школе, а не в учреждениях дополнительного  образования. Потому не случайно многие руководители на основе договоров о сотрудничестве привлекают педагогов учреждений дополнительного образования для организации творческих объединений на базе своих школ.

     Очевидно, что степень проблемности в организации  деятельности этих объединений тесным образом связана с эффективностью использования возможных условий и ресурсов учреждений, образующих со школой единое социокультурное пространство конкретной территории. [ 13 с. 54-55] 

     Коррекционное внеурочное воспитание. 

     Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.

     Внеурочная  воспитательная деятельность (в отличие  от учебно-познавательной) предоставляет  возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

     Целесообразно отметить, что участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры поведения, а также является профилактикой ранних правонарушений и девиантного поведения подростков. [ 11, с 112. ] 

     Система внеурочной работы и организация. 

     Задачи  формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода  к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.

     Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей гимназистов к различным видам деятельности;
  • оказание помощи в поисках «себя»;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

     Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

     Содержание  системы внеурочной воспитательной работы включает в себя единство умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания учащихся, разнообразные  виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов.

     Система внеклассной и внешкольной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Вместе с тем ей присущи динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются содержание, структура, методы. Наконец, системе внеурочной работы свойственно сочетание управления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности учеников. [8 с.17]

     Существуют  типичные недостатки в массовой практике организаторов по созданию системы  внеурочной работы.

     Существует  недостаток – неполнота работы, «провал» любого звена в цепи «цель – содержание – форма» или «планирование – организация – анализ», а также отсутствие связей между этими звеньями. Чаще всего это является следствием того, что некоторые педагоги отождествляют содержание и формы работы, а планирование сводят к распределению мероприятий по времени и месту.

     Не  менее опасен и другой недостаток – интенсивное развитие одних  направлений работы в ущерб другим. В школах, где, например развито только нравственное просвещение, ученики  нередко ленивы в практических делах; если организатор занят только эстетическим воспитанием, оно в конечном счете может выродиться в эстетство, когда внешне, форма преобладает над содержанием и принижает его роль.

     Еще один существенный недостаток – формализм, слабая идейная и нравственная целенаправленность многих воспитательных мероприятий.

     Именно  обеспечению целенаправленной взаимосвязи  и полноценного развития различных  элементов системы внеурочной работы служит и система деятельности самого организатора. [10 с 19.]

 

      Практическое применение форм внеурочного  воспитания. 

     Внеурочная  воспитательная работа в классных коллективах  проводится в традиционных для школы  формах по следующим направлениям:

     1) учебно-познавательное:

     -предметная  неделя русского языка;

     -библиотечные  часы;

     -конкурсы, олимпиады, игры и другие учебно-познавательные  мероприятия.

     2) культурно-просветительное:

     -посещение  городской картинной галереи;

     -театральные  представления;

     -проведение  школьного фестиваля искусств, приуроченного  ко Дню культуры.

     3) общественно-патриотическое:

     -встречи  с ветеранами ВОВ, «уроки мужества»;

     -работа  школьного музея;

     -работа  по сбору и реставрации музейных  экспонатов;

     -экскурсионная  работа;

     -организация  и проведение субботника по благоустройству школы.

     4) физкультурно-оздоровительное и спортивное:

     -работа  спортивных секций по футболу  и хоккею;

     -общеоздоровительная  работа;

     -проведение  подвижных игр и «весёлых стартов»;

     -проведение  внутришкольных спортивных соревнований;

     -проведение  бесед по охране здоровья;

     -заполнение  «карточки здоровья».

     5) нравственно-правовое:

     -беседа  о правилах безопасности дорожного  движения;

     -экологическая  работа;

     -беседы  о правилах поведения в общественном  месте;

     -работа  с социально неадаптированными  подростками и их семьями.

     6) эстетическое и игровое:

     -организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

     -проведение  тематических классных часов  по эстетике внешнего вида  ученика, культуре поведения и  речи;

     -участие  в конкурсах, выставках детского  творчества эстетического цикла  на уровне района;

     7) лекционно-образовательное:

     -проведение  родительских собраний;

     -лектории;

     -индивидуальная  работа с родителями.

     Педагог должен многое знать и уметь для  правильной методической организации  всех этих форм работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы классного руководителя преобладает то или иное основное средство воздействия. В беседе, конференции по нравственным и другим социальным проблемам главным будет воздействие словом, информацией (вспомним метод убеждения). В театральной постановке осуществляется воздействие образом, зрелищем, совместным эстетическим переживанием. В соревновании, в трудовой акции на воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, в большинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но педагог должен понимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости от этого организовывать какое-либо дело с детьми.

Информация о работе Воспитательно – коррекционная работа с подростками во внеурочное время