Воспитательная деятельность в вузе как условие самореализации студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:57, реферат

Описание работы

Одним из таких понятий на сегодняшний день стало понятие самореализации личности. Идея самореализации за короткий срок прошла в нашем обществе путь от неприятия ее как плода буржуазной идеологии до укоренения в повседневном языке людей самых различных социальных групп. Само же понятие стало в массовом сознании либо синонимом узкоэгоистического индивидуализма, либо эстетически привлекательной «заплатой» на месте низвергнутых идеалов «строительства коммунизма», «служения общественному прогрессу» и т.д. подобно тому, как прилагательное «гуманистический» механически заменило прилагательное «коммунистический» в многочисленных трудах по философии и педагогике

Работа содержит 1 файл

Воспитательная деятельность в вузе как условие самореализации студентов.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

     Широко  распространено мнение: критерии гуманизма  применимы к целям воспитания и только к ним. Отсюда гуманизация воспитания предстает лишь гуманизацией его целей. Но негуманные принципы и средства несовместимы с гуманными целями и наоборот. Поэтому в воспитании нет ничего, что было бы нейтральным по отношению к критериям гуманистичности-негуманистичности.

     Кроме того, в самих гуманистических  принципах, на которых мы пытаемся строить сегодня воспитательную практику, содержатся противоречия. Одно из них состоит в том, что уважение студента преподавателем ни в коем случае не гарантирует формирование уважения к преподавателю со стороны студента, более того, создает опасность возникновения потребительского отношения к педагогам как к обслуживающему персоналу.

     На  сегодняшний день одной из особенностей осуществления воспитательной деятельности в вузе является такое явление современного образования, как коммерциализация, благодаря которой одно из важнейших гуманистических требований – реальная доступность образования зачастую нарушается, что может превратить образовательную и воспитательную деятельности во второстепенные, угрожая стать главным направлением в учебных заведениях. Однако, рынок диктует свои требования и по отношению к вузам, и по отношению к современным студентам. Исходя из этого, особенно остро встает вопрос о необходимости пересмотра принципов воспитательной деятельности в вузе, чтобы воскресить студенчество как сообщество людей, имеющих собственное мнение, активную жизненную позицию.

     Актуальность  своевременного включения в перечень требований к аккредитации вузов критерия воспитательной деятельности подчеркивается реформированием системы высшего образования, позволяя проанализировать формы и методы организации воспитательной деятельности в вузе. Это позволяет скорректировать последнюю в свете вступления России в зону европейского высшего образования.

     Как считают исследователи, одним из принципов гуманистического воспитания может быть следующий: «умей сделать самостоятельно правильный выбор, самостоятельно правильно решить проблемы жизни, иными словами, действуй не как тень другого (пусть и безмерно достойного человека), но как суверенная автономная личность, не как объект, марионетка в чужих руках, а как субъект - творец себя и своих обстоятельств»[5].

     В этом аспекте реформы высшего  образования, ведущие к достижению «единства в многообразии» и возвращению вузу статуса интегратора Европы содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей значительно расширяют возможности организации воспитательной деятельности в вузе как условия самореализации студентов. Совместное использование знаний, международное сотрудничество способны открыть новые возможности для изменения парадигмы воспитания высшей школы, исключив ее формальный характер (базирование большинства мероприятий на так называемых коллективных творческих мероприятиях).

     На  наш взгляд, в процессе вступления России в зону европейского высшего образования может возникнуть опасность стирания особенности российского высшего образования – ориентированности на то, чтобы выпускаемые специалисты досконально, а не по «среднеевропейским стандартам», анализ условия жизни своего народа.

     Так необходимо, на наш взгляд, учитывать популярность американской системы образования, которая является свидетельством торжества специфических отношений между образовательными институтами и рынками рабочий силы.

     Модель  построения высших учебных заведений  США постепенно перемещается в Европу. Ориентация на рынки во многом диктует и специфическое структурное построение образовательных институтов, и высокую коммерциализацию самой образовательной системы.

     Коммерциализация  высшего образования, о присутствии  которой в системе высшего образования России говорилось ранее, является важнейшим феноменом сегодняшнего дня, и успех англосаксонской модели подготовки специалистов - наиболее очевидное тому подтверждение. Именно в Соединенных Штатах и Великобритании, где влияние на высшую школу корпоративных отношений наиболее сильно, сложилась самая привлекательная для иностранных студентов модель высшего образования, которая сегодня является эталонной для Европы.

     Однако  коммерциализация образования, означающая постоянную ориентацию образовательных институтов на рынки труда, приводит к коренным изменениям самого университетского образования, привнесению в него рыночных элементов и рыночных отношений. Но образование перестает быть таковым, если оно не решает вопросы становления личности, лишается ценностных коннотаций в отношении культуры и значимости общественного блага.

     Поэтому, говоря о воспитательной деятельности в вузе как условии самореализации российских студентов, необходимо учитывать существовавшее десятилетия в России коммунистическое воспитание, целью которого было формирование борца за дело класса, что свидетельствует о его крайне низком гуманистическом воспитании. Тогда как западные специалисты в области воспитания полагали его основной целью развитие свободы, достоинства личности; формирование иерархии интеллектуальных способностей, максимальное развитие рациональной автономной личности (П. Херст, Р. Питере, К. Харрис); подготовка людей к хорошей жизни (М. Уорнок); научение человека творить себя как личность (Ж.-П. Сартр).

     Обращение же российского общества к принципам гуманизма в организации воспитательной деятельности, по нашему мнению, еще не в полной мере принесло свои результаты, что может затруднить самореализацию российских студентов в процессе вхождения России в зону европейского высшего образования.

     Именно  поэтому, тема организации воспитательной деятельности в вузе как условия самореализации студентов становится особенно актуальной. На наш взгляд, в поиске ориентиров современной воспитательной деятельности возрастает миссия таких областей знания, как философия и философия воспитания. Основными задачами последней являются:

     - исследование, обоснование и формирование  моральных ценностей, поиск

     способа их усвоения и присвоения в процессе воспитательной деятельности;

     - внесение ясности в вопрос  о методах и формах приобщения личности студента к системе моральных ценностей, необходимых для его самореализации.

     Решение этих задач невозможно без учета  культурных универсалий, формирующих человека как представителя мирового культурного сообщества, что под силу только философии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература.

     1. Болонский процесс: взгляд на  проблему. Сборник материалов для участников IX Всероссийской конференции заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных дисциплин. – М.: МГУ, 2005.

     2. Краевский В. В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград: Перемена, 1996.

     3. Кузнецов С.В. Самореализация  российской молодежи: новая социальная утопия? Россия: прошлое, настоящее будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.: Издательство БГТУ, 1996.

     4. Подопригора С.Я. Индивидуальная  стратегия как способ культурной идентификации. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2003.

     5. Сафронова Е.М. Воспитательная  деятельность в современной школе: ориентация на личность: Учеб. пособие. – Волгоград: Перемена, 2003.

     6. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. тр. М.: Моск. Психол.-соц. Ин-т; Флинта, 1999.

     7. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Информация о работе Воспитательная деятельность в вузе как условие самореализации студентов