Воспитательная деятельность в вузе как условие самореализации студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:57, реферат

Описание работы

Одним из таких понятий на сегодняшний день стало понятие самореализации личности. Идея самореализации за короткий срок прошла в нашем обществе путь от неприятия ее как плода буржуазной идеологии до укоренения в повседневном языке людей самых различных социальных групп. Само же понятие стало в массовом сознании либо синонимом узкоэгоистического индивидуализма, либо эстетически привлекательной «заплатой» на месте низвергнутых идеалов «строительства коммунизма», «служения общественному прогрессу» и т.д. подобно тому, как прилагательное «гуманистический» механически заменило прилагательное «коммунистический» в многочисленных трудах по философии и педагогике

Работа содержит 1 файл

Воспитательная деятельность в вузе как условие самореализации студентов.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Социально-психологический  факультет 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

     «Воспитательная деятельность в вузе как условие самореализации студентов» 
 
 
 
 

Выполнила: Тубчинова А.,

гр.15180.

Проверила: Доржиева М.О. 
 
 
 
 
 
 
 

Улан-Удэ, 2010

     Сегодня, как отмечает С.В.Кузнецов, для российской молодежи характерно состояние духовной неопределенности - «смыслового вакуума» (В.Франкл). При этом невозможно ссылаться на недостаток идей воспитания. Следует отметить даже их своеобразное «перепроизводство». Вместе с тем, очень многие идеи существуют в массовом сознании в качестве широко употребляемых, но неосмысленных, «непрочувствованных» понятий.

     Одним из таких понятий на сегодняшний  день стало понятие самореализации личности. Идея самореализации за короткий срок прошла в нашем обществе путь от неприятия ее как плода буржуазной идеологии до укоренения в повседневном языке людей самых различных социальных групп. Само же понятие стало в массовом сознании либо синонимом узкоэгоистического индивидуализма, либо эстетически привлекательной «заплатой» на месте низвергнутых идеалов «строительства коммунизма», «служения общественному прогрессу» и т.д. подобно тому, как прилагательное «гуманистический» механически заменило прилагательное «коммунистический» в многочисленных трудах по философии и педагогике [3]. 

     В общих чертах представление о  самореализации предполагает наличие  у человека некоторой «глубинной» самости, заблокированных сил («истинных желаний, устремлений, склонностей), которые необходимо непременно реализовать для достижения душевного равновесия, здоровья, счастливой и успешной жизни, что, в свою очередь, формирует особый образ себя, «этику долга по отношению к себе». Идеал самореализации – винтэссенция новой «культуры себя».

     На  основании анализа работ Ф.Бредли, А.Маслоу, А.М.Каримского, С.Я.Подопригоры предлагаем следующую формулировку понятия: самореализация (самоосуществление) – процесс и одновременно результат осуществления, использования человеком своих способностей и возможностей, достижение личностных смыслов, своего предназначения в жизни. 

     Современная образовательная ситуация убеждает в справедливости мысли К. Ясперса о том, что воспитание приходит упадок, если исторически воспринятая субстанция распадается в людях, которые в своей зрелости несут за нее ответственность. И тогда единственным выходом из создавшегося положения становится поиск таких целей, средств и методов воспитания, которые соответствуют изменившимся общественным условиям.

     Чтобы воспитание было действенным, оно должно быть направлено на достижение конкретных целей. «Школа может создать в проекте такой тип общества, который хотелось бы осуществить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепенно изменили бы и характер взрослого общества», - писал американский философ, создатель педоцентрической теории и методики обучения Дж.Дьюи (1859-1952).

     Поскольку понятие воспитательной деятельности, необходимое для рассмотрения нашей проблемы, составляют два обширных понятия: воспитание и деятельность, определимся с общей формулировкой.

     Воспитание  считают основной категорией педагогики. Однако этим термином в педагогической литературе обозначается пять разных понятий [5]:

     1. воздействие на человека социального  строя и окружающей действительности;

     2. передача новым поколениям накопленного общественно-исторического опыта;

     3. весь учебно-воспитательный процесс  в образовательном учреждении;

     4. специальная воспитательная работа  для формирования системы определенных убеждений и взглядов;

     5. формирование отдельных качеств.

     Такое положение, неопределенно обозначая  границы предмета педагогики, является одной из причин развившегося в ней кризиса. Фактически первое из перечисленных значений термина воспитания является объектом исследований социологии, второе носит философский характер, третье является синонимом термина «образовательный процесс» (на основе которого педагогика оказывается наукой об образовании, в которое входит и воспитание, и обучение). Наконец, именно четвертое значение с добавлением ограничения «в образовательном учреждении» соответствует тому, что вкладывается в понятие «воспитание школьника», «воспитание студента» как в специфическую деятельность школьных педагогов-воспитателей или руководящего и преподавательского состава высшего учебного заведения, направленных на становление у воспитываемого желаемых нравственных качеств. Чаще всего в педагогической литературе не указывается, о каком из значений термина «воспитание» идет речь: считают, что это значение легко определяется из контекста. Это, конечно, допустимо, но только не в случае, когда речь идет о предмете научного исследования.

     По  своей сущности воспитание является одним из процессов, обеспечивающих социализацию. Его специфика состоит в том, что этот процесс не активируется самим индивидом, а навязывается воспитываемому извне.

     Воспитание, как внешнее воздействие на личность взрослого, большинством студентов рассматривается как неприемлемое, унижающее их действие. Новые моральные нормы, ценности возникают у взрослого лишь в процессе убеждения.

     Явное воспитание (точнее, перевоспитание) взрослых возможно лишь в условиях исправительных (пенитенциарных) учреждений.

     Таким образом, воспитание - один из процессов социализации индивида, происходящих при жизни индивида в любом обществе. В этих процессах индивид осознает целесообразность определенных нравственных норм и отвергает их или включает их в свою систему ценностей. В образовательном учреждении социализация должна стать направляемой, однако ее результаты не поддаются контролю и оцениванию на экзаменах и зачетах: студент может знать нравственные нормы, но не признавать их частью своих убеждений. 

     Нравственность  индивида проявляется в его поступках, осуществляемых чаше всего вне вуза. Поэтому в вузе необходимо создать условия для направления социализации студента.

     Воспитание  в высшей школе понимается нами как  специальная работа сотрудников вуза, направленная на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств, предусмотренных получаемым образованием.

     Определим вторую составляющую понятия, рассматриваемого в нашей работе в качестве условия самореализации личности студента.

     Важнейшим основанием онтологии и антропологии является признание человека существом имманентно способным к деятельности, при этом деятельность рассматривается как форма бытия и способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.

     Выступая, как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

     - обеспечивает создание материальных  условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;

     - становится фактором развития  духовного мира человека, формой  и условием реализации его культурных потребностей;

     - является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;

     - создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов;

     - является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития;

     - обеспечивает познание и преобразование  окружающего мира;

     - является универсалией культуры  субъект - объектного ряда.

     В своем понимании воспитательной деятельности мы опираемся также на трактовку Д.И.Фельдштейном роли деятельности в развитии и воспитании: «В отечественной психологии установлено, что постоянным основанием развития человека как личности выступает деятельность. Только овладевая системой деятельностей, задаваемых обществом в процессе воспитания, ребенок развивается как личность» [7].

     Отсюда  следует, что воспитательная деятельность является необходимым условием самореализации личности (причем как воспитателя, так и воспитанника). 

     Сегодня в России происходят изменения условий формирования личности, что обусловлено действием следующих тенденций: 1) усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, что ведет к становлению нового типа общества с «префигуралыной культурой» (ориентирующегося на будущее), что требует организации новых моделей воспитания, построенных на сотрудничестве взрослых и воспитанников; 2) идет преодоление тоталитаризма в педагогике, переосмысление идей и практики коммунистического воспитания; 3) дает о себе знать акцентирование значимости индивидуально-личностного начала в формировании личности. Как отмечает Н. Ф. Голованова, «действие этих тенденций требует смены парадигмы педагогики, где продолжает господствовать концепция, абсолютизирующая воспитание» [5].

     К очевидным и наиболее нетерпимым рецидивам тоталитаризма в воспитании можно отнести, прежде всего, то, что воспитаннику в воспитательном процессе изначально приписывается, каким быть; он не принимается воспитателями (не только преподавателями, но и родителями) таким, каков он есть, ибо тоталитарное общество открыто декларирует презрение к индивидуальности. Поскольку тоталитарное сознание всегда стремится избегать неудач, педагогические действия воспитателя направлены, в первую очередь, на борьбу с недостатками в личности воспитанника, на «выкорчевывание» пороков вместо взращивания добродетелей и достоинств. Для партнерства места не остается, т. к. только подавление воспитуемых своей властью, наблюдение их послушания дает взрослым чувство собственной значимости; двойственная тоталитарному сознанию недостаточная рефлексия приводит к тому, что в воспитательной деятельности в качестве самого надежного средства избирается слово.

     Частью  глобального кризиса, переживаемого  человечеством на рубеже веков, можно считать кризис в области теории и практики воспитания. Он проявляется на всех уровнях: ценностно-смысловом, целевом, содержательном, технологическом, результативном (О. С. Газман). Фактически все проблемы, обозначенные десять лет тому назад К. Н. Шварцман в книге «Философия и воспитание» применительно к западному обществу, в полной мере встали перед нашей педагогикой 90-х годов XX в. Вместе с тем современная отечественная ситуация воспитания в историкокультурном отношении беспрецедентна. Как справедливо полагает И. А. Колесникова, «впервые за тысячелетия развития общества характеристики и качества, привить которые стремятся воспитаннику образовательные институты, ориентируясь на философию гуманизма, на религиозные принципы, оказываются ненужными, невостребованными, т. к. мешают действовать эффективно, быть социально успешными в условиях выживаемости».

     В теории и практике воспитательной деятельности существует ряд стереотипов, которые следует по возможности скорее преодолеть, в т. ч. ограничение функциональной роли воспитания как дополнительной по отношению к учебному процессу; наличие представлений о множественности» воспитании - нравственном, эстетическом, трудовом, патриотическом и др.; иллюзия того, что возможно задать универсальную цель и содержание воспитания для всех; вера во всесилие педагогического влияния на человека форм воспитательной деятельности.

     Отметим, что теория практической (воспитательной) деятельности – это «система знаний высокой степени обобщенности, ориентированных на объяснение тех или иных сторон действительности и составляющих основу практических действий» [5]. Сама по себе теория (в данном случае воспитательной деятельности) не является самоцелью: она лишь основа для практической деятельности воспитателя, реализующего воспитательную

 функцию.

     Помочь  преодолеть охарактеризованное нами выше положение в теории и практике воспитательной деятельности, которая более всего ориентировалась на индивидный способ развития человека может, прежде всего, то, что основой идеологии воспитания может и должна стать его реальная гуманизация.

     Настоятельность задачи гуманизировать воспитание, утвердить  особые гуманистические принципы воспитательной деятельности сегодня ясно осознается на всех уровнях. Ее успешное решение зависит и от состояния теоретической разработки проблемы. Сегодня известны два типа представлений о судьбе воспитания: а) консервативные (стремление упростить задачу, свести дело к косметическому ремонту на основе теории коммунистического воспитания); б) ультрареволюционные (воспитание не может быть гуманистическим и его позволительно ликвидировать), каждое из которых заслуживает критики.

Информация о работе Воспитательная деятельность в вузе как условие самореализации студентов