Воспитание мальчика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 13:41, доклад

Описание работы

Семейное воспитание мальчиков обладает своими специфическими чертами, которые непосредственно обусловлены физическими и психологическими особенностями представителей мужского пола. Правда, на практике эти особенности в силу разных причин и обстоятельств и в семье, и в школе часто не учитываются. Но такая практика, разумеется, отнюдь не служит интересам повышения эффективности усилий воспитателей по формированию личности будущих мужчин. Поэтому родителям, действительно и всерьез заинтересованным в правильном воспитании своих сыновей, целесообразно знать и учитывать их половые особенности.

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии зима 2010.doc

— 67.00 Кб (Скачать)


                                                                                Остерегайтесь, гнусным поведением,

                                                                    а паче неуместным снисхожденьем

                                                                    детей своих губить.

                                                                                                        Чосер Д.

                                                                                                                                                                              

Воспитание в современном обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения. Эти изменения отрицательно сказались на жизни нынешнего поколения, но первой их отрицательное воздействие почувствовала на себе семья.

Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Это основная причина дезорганизации жизни большинства семей, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между родителями, родителями и детьми. Но важно отметить, что в последнее время наше государство, наука, образование стали уделять огромное внимание к семье как к важнейшему фактору развития личности. Теперь в развитии личности отмечен бесспорный приоритет семейного воспитания.

Семья - здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья - и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море.

Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально - личностно значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Огромное значение в воспитании наших детей имеет семейный климат!

Семейный климат - это жизнь родителей, их отношения, дух семьи. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи.

Ни для кого не секрет, что  жизнь сегодня тяжела и сурова. Все больше напряженных и тяжелых ситуаций, которые порождают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность. На этом фоне все чаще приходится сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием. Во многих семьях исчезает теплота, сердечность, возрастает дефицит общения родителей с детьми, что само собой не служит основой успехов школьников в учебной деятельности, увеличивается число "трудновоспитуемых".

И, тем не менее, семья - главный фактор развития и воспитания личности. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества.

И так, как же воспитать не мальчика, но мужа?

В одной из книг я прочитала, что воспитание мальчиков — не женское дело. Так считали в Древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мужского пола ухаживала не только нянька, но и крепостной «дядька», а к шести - семилетним мальчикам приглашали не гувернанток, а гувернеров. Трудовое воспитание мальчиков исстари считалось обязанностью отца или других взрослых мужчин семьи. Однако в современном мире все изменилось, и воспитание детей чем дальше, тем больше становится сугубо женским занятием. Без всякого преувеличения можно сказать, что миллионы современных мальчиков лишены серьезного мужского влияния в важнейший период своего развития, когда у них закладываются стереотипы полоролевого поведения. Всё больше мы встречаем неполные семьи, неблагополучные семьи, в которых папам просто «некогда» заниматься воспитанием сына. И в результате они усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь. Достоинствами мужчин становятся умеренность и аккуратность. И еще умение вышивать гладью! Как это смешно не казалось бы. А вот смелость, героизм, как правило, отходят на последнее место. И как часто сейчас мы слышим от матерей, которые сами же культивируют в сыновьях такие представления о жизни, жалобы на их безынициативность, неумение дать отпор обидчику, нежелание преодолевать трудности. Греша гиперопекой, мамы и бабушки воспитывают ребенка для себя, воспитывают таким, какой им удобен. И не задумываются серьезно о последствиях. Хотя задуматься, наверное,  следовало бы. Заглушая в ребенке мужественность, женщины искажают мужскую природу, а столь грубое насилие не может пройти безнаказанно. И, как говориться, ни что в мире не проходит бесследно, это обязательно ударит по родным.

Исходя из вышесказанного следует сказать, что не следует оберегать каждый шаг своего чада. Хотя, конечно, меру риска каждый родитель определяет сам, исходя из своего опыта и из характера ребенка. Даже если проследить за тем, как общаются отец с сыном наедине, можно обратить внимание, насколько спокойней относятся отцы к падениям своих малышей. Они не отваживают сыновей от опасного места, не расцеловывают и не приговаривают, всем нам известную с детства присказку: «У собачки заболи, у киски заболи, а у Ванечки пройди…», а помогают им преодолевать трудности. И подбадривают вместо того, чтобы остановить, одернуть. Это и есть мужской тип реагирования, которого не хватает в воспитании нынешних мальчишек. Как не прискорбно это осознать (мне, как представительнице женского пола), но так и должно быть в воспитании мальчиков. Ведь мужчины нередко оказываются правы, обвиняя женщин в том, что они разбаловали сыновей, а потом сами от этого плачут. И конечно же, я ни в коем случае не считаю, что любовью можно что то испортить! Разумеется, в разном возрасте воспитание мужественности должно проходить по-разному. В совсем еще маленьком, двухлетнем ребенке можно и нужно поощрять выносливость. Но только не так, как пытаются сделать взрослые, выговаривая упавшему малышу: «Что ты ревешь? Тебе ведь не больно! Будь мужчиной!» Подобное «воспитание» приводит к тому, что лет в 5-6 малец, которому надоели унижения, заявляет: «А я не мужчина! Отстаньте от меня». Лучше исходить из «презумпции невиновности»: раз он плачет, значит ему надо, чтобы его пожалели. Ударился он или испугался — неважно. Главное, что малышу нужна психологическая поддержка родителей, и отказывать в ней жестоко. А вот когда он ударится и не заплачет, это стоит отметить и похвалить сына, сделав упор именно на его мужественность: «Молодец! Вот что значит настоящий парень. Другой бы заплакал, а ты стерпел». Вообще почаще произносите слово «мальчик» с эпитетами «смелый» и «выносливый». Ведь малыши, как правило, слышат в этом возрасте, что «хороший» — это послушный. Трех-четырех годовалому ребенку стоит покупать побольше «мужских» игрушек. Не только пистолеты и машинки, как зачастую это и происходит. На примере собственного сына, я поняла и то, что нужно почаще знакомить их с мужскими профессиями, занятиями. Особенно поощрительным будет то, если малыш почаще будет плотничать с папой, мастерить что-то из дерева, картона, наблюдать за тем, как папа ремонтирует сломанную вещь. Даже, если вспомнить те же самые сломанные машинки, пистолетики…Дорогие папы, возьмите все Вам необходимые в этом инструменты, усадите рядом с собой своего сынишку, и занимайтесь ремонтом вместе! Не бойтесь давать им в руки отвёртку, молоток или перочинный ножик. Чем раньше мальчик начнет помогать кому-нибудь из взрослых мужчин, тем лучше. Даже если помощь его чисто символическая. Скажем, вовремя протянуть папе отвертку тоже очень важно. Это возвышает мальчишку в собственных глазах, позволяет ему почувствовать свою причастность к «настоящему делу». Ну и, конечно же, не следует забывать о том, что это должно всё происходить под Вашим чутким присмотром! А уже в старшем дошкольном возрасте мальчиков следует ориентировать и на рыцарское отношение к девочкам! И конечно же на героизм!

Из поколения в поколение передавалась память о героизме наших предков. И каждое поколение оставляло в истории свой героический след. Менялись времена, какие-то страницы прошлого переписывались заново, но общая установка на героизм оставалась неизменной. Ярчайший тому пример — усиленная «ковка» новых героев после революции. Сколько стихов было о них сложено, сколько фильмов снято! Герои и героические культы создавались, насаждались, поддерживались.

        Для чего это было нужно? Во-первых, знакомство детей с подвигами предков вызывало у них невольное уважение к старшим. А это существенно облегчало задачу воспитателей, ведь основа педагогики — авторитет взрослых. Можно оборудовать классы новейшими компьютерами, можно разработать высоконаучные, эффективные методики. Но если ученики ни в грош не ставят учителей, толку все равно не будет. В чем за последние годы, увы, смогли убедиться многие родители.

        А во-вторых, невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на малышей лет пяти-шести. Как у них загораются глаза при слове «подвиг»! Как они счастливы, если их назовут смельчаками. Казалось бы, откуда в них это? Ведь сейчас героизм не в почете. Сегодня гораздо чаще можно услышать, что рисковать собой во имя высоких идеалов по меньшей мере неразумно. Но в том-то и дело, что в подобные мгновения включаются механизмы бессознательного. В душе каждого мальчика живет смутный образ настоящего мужчины. Это заложено самой природой, и для нормального развития мальчишкам необходимо, чтобы этот образ постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легкоузнаваемыми, близкими. А ведь, так или иначе, герои живут с нами рядом: у кого-то это старенький дедушка, прошедший Великую Отечественную войну, сосед по лестничной площадке, спасший детей из полыхающего огнём дома…  Почему бы не напомнить о них?! Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

Одним из основных источников передачи традиций в Рос-сии до сих пор остаются книги. Даже сейчас, когда дети стали меньше читать. Поэтому любое воспитание, в том числе и воспитание мужества, очень важно производить на основе интересных, талантливо написанных книг. Героической литературы море, всю не перечесть.

        И вот, пожалуй, впервые в русской истории подрастает поколение, которое почти не знает героев прошлого и совершенно не имеет понятия о героях современности. Не потому, что их нет в природе. Просто взрослые вдруг решили, что героика устарела. И попробовали было обойтись без нее.

        Теперь мы пожинаем первые плоды, и хотя урожай еще не совсем поспел, нам уже есть над чем призадуматься.

А что же за особенности в воспитании мальчиков? Семейное воспитание мальчиков обладает своими специфическими чертами, которые непосредственно обусловлены физическими и психологическими особенностями представителей мужского пола. Правда, на практике эти особенности в силу разных причин и обстоятельств и в семье, и в школе часто не учитываются. Но такая практика, разумеется, отнюдь не служит интересам повышения эффективности усилий воспитателей по формированию личности будущих мужчин. Поэтому родителям, действительно и всерьез заинтересованным в правильном воспитании своих сыновей, целесообразно знать и учитывать их половые особенности.

Представители мужского пола обладают  большей  физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие.

Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются   самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы.

В силу половых особенностей мальчиков воспитывать их несколько сложнее. Успеваемость в школе у них ниже по сравнению с успеваемостью девочек, они менее самокритичны; в среднем школьном возрасте среди них в результате упущений в воспитании чаще появляются «трудные» подростки, которым свойственны вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсикомания, сквернословие и др.), а также правонарушения (хулиганство, воровство). Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а также в дальнейшем и на супружеской жизни.

И нам, родителям, в первую очередь нужно помнить, что ОТЕЦ И МАТЬ — ПРИМЕР ДЛЯ СЫНА.

Как вообще любому ребенку, мальчику для его нормального развития необходимо широкое и содержательное общение как с матерью, так и с отцом, доброе влияние обоих родителей. Хотя мать всегда ближе всем своим детям, для мальчика отец близок по половому признаку, и этим в большой мере определяется характер их взаимоотношений, восприимчивость мальчика к отцовскому влиянию.

Информация о работе Воспитание мальчика