Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:52, реферат
В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания - специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, имевшие место, как свидетельствуют данные фольклористики, и у предков восточных славян.
Передовые деятели просвещения добивались устранения препятствий на пути развития женского образования. Большое влияние на общественно-педагогическое движение оказывали идеи о равноправии женщин, выдвинутые русскими революционными демократами. Они считали, что знания не являются для женщины самоцелью, а нужны ей для пользы общества, для служения народу.
Передовые земства вели активную борьбу за увеличение женского контингента начальной народной школы, разработали в 90-е годы новый тип женского начального училища, который был противопоставлен типу церковноприходской школы. Уже к 1896 году в различных типах начальных училищ, подведомственных Министерству народного просвещения, девочек обучалось в 4,6 раза больше, чем, чем в церковноприходских школах.
Женское образование в России в конце XIX начале XX вв
К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на средства частных лиц и общественных просветительских организаций. Особой известностью пользовались Харьковская женская воскресная школа Х.Д.Алчевской, воскресные школы на Шлиссельбургском тракте в Петербурге, Тифлисская воскресная школа О.В. Кайдановой.
В конце 90-х годов 19 века - начале 20 века благодаря усилиям демократической интеллигенции растет число женских гимназий и других типов средних женских учебных заведений. В некоторых из них явочным порядком были пересмотрены учебные программы, расширены курсы математики, истории, литературы. В связи с возросшим спросом на педагогические кадры расширилось количество педагогических классов при гимназиях, окончив которые абитуриентки получали право преподавания в начальной школе и прогимназиях. Под напором общественно-педагогического движения правительство вынуждено дать разрешение на открытие ряда женских средних специальных учебных заведений. В 1897 году, например, в Петербурге был открыт женский медицинский институт, в 1903 году - педагогический институт.
В середине 90-х годов 19 века в России действовало фактически лишь одно высшее женское учебное заведение - Бестужевские курсы, учрежденные в 1878 году в Петербурге как частное учебное заведение и не дававшие воспитанницам никаких прав. Попытки демократической интеллигенции расширить рамки женского высшего образования встречались правительством в штыки.
Правительственная
реакция 80-х годов создала на пути
женского высшего образования в
России непреодолимый барьер, разрушить
который демократическим силам
удалось лишь в условиях общественно-политического
подъема конца 19 - начала 20 века. Новым
типом высшего женского учебного заведения
в России явились открытые в 1896 году в
Петербурге известным ученым и общественным
деятелем П.Ф. Лесгафтом курсы воспитательниц
и руководительниц физического образования.
Видный ученый-гуманист, горячий сторонник
равноправия женщин, П.Ф. Лесгафт сумел
создать уникальную для своего времени
высшую женскую школу, которая по своим
учебным планам и программам, методам
преподавания и всему внутреннему строю
резко отличалась от высшей школы любого
государства, предоставлявшего женщине
высшее образование. Под благотворным
влиянием передовых педагогических и
общественных идей, курсы постоянно расширяли
и совершенствовали программу подготовки
своих слушательниц. В канун революции
1905-1907 годов здесь преподавались все естественные
науки и целый ряд гуманитарных дисциплин,
в том числе история, история литературы,
философия, психология. К работе на курсах
были привлечены многие видные ученые.
Курсы П.Ф. Лесгафта готовили кадры не
только для столичных городов, но и для
российской провинции.
Информация о работе Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя