Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:52, реферат

Описание работы

В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания - специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, имевшие место, как свидетельствуют данные фольклористики, и у предков восточных славян.

Работа содержит 1 файл

история педагогики.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

После издания  «Положения» 30 мая 1858 года женские училища  были открыты во многих городах .Инициатива их открытия принадлежала местным обществам. К 1865 году в России насчитывалось уже 176 женских училищ.

В 1858 году по инициативе инспектора Павловского женского института  Н.А. Вышнеградского ведомства учреждений императрицы Марии открыло в  Петербурге первое женское училище  для приходящих учениц, названное  мариинским. В училище принимались девочки от 9 до 13 лет всех сословий, за исключением крепостных. Однако большинство поступивших принадлежало к господствующим классам. Из 162 принятых в 1858 году 97 были дочерьми дворян и чиновников (около 70%), 20 из купеческих семей (14%), 12 - дети духовенства (8%), 10 - из мещан (7%) и только одна крестьянка (менее 1%). Примерно такое же процентное соотношение состава учащихся в учебных заведениях этого ведомства сохранялось и позже.

В том же 1858 году открылось еще 3 мариинских женских  училища в Петербурге, одно - в Твери, а через год - в Вышнем Волочке и Саратове. Всего до конца века было открыто 31 училище, из них 6 - в Москве, 11 - в Петербурге, остальные - в западных губерниях.

Передовые педагоги во главе с Вышнеградским стремились не только дать воспитанницам училищ общее образование, но подготовить их к участию в общественной деятельности. В связи с тем, что по окончанию училищ воспитанницы получали звание домашней наставницы, по инициативе Вышнеградского в 1860 году при Петербургском мариинском училище был открыт педагогический одногодичный класс, через три года преобразованный в двухгодичные педагогические курсы для подготовки учительниц и воспитательниц. Курсы имели два отделения: естественно-математическое и гуманитарное. К обучению допускались не только выпускницы женских училищ, но и окончившие институты благородных девиц и т.п. Эти курсы положили начало женскому педагогическому образованию в России.

Период общественного  подъема 60-х годов, вынудивший царское  правительство пойти на известные  уступки общественной инициативе в  области образования вообще и  женского в частности, сменился эпохой реакции. Еще в 1864 году специальным  циркуляром было предписано преподавать естественные науки «не иначе, как с всегдашним указанием на премудрость божию как естественный источник блага». На педагогических курсах при мариинских гимназиях анатомия и физиология были исключены из преподавания.

В 1870 году было утверждено «Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения», по которому женские училища первого разряда переименовывались в женские гимназии, а второго разряда - в женские прогимназии. Те и другие содержались в основном на средства земств и городских обществ. Государственные субсидии не превышали 1/10 всего их бюджета.

Новое «Положение»  было шагом назад по сравнению  с «Положением» 1858 года. Оно резко  ограничивало инициативу общественности. Компетенция попечительского совета теперь сводилась лишь к изысканию материальных средств и наблюдению за хозяйственной стороной деятельности женских учебных заведений. Педагогический совет был лишен права определять объем преподавания каждого предмета и утверждать учебные пособия и учебники. Все это перешло в ведение министерства.

Сохраняя в  учебном плане деление предметов  на обязательные и необязательные, новое «Положение» стремилось придать  преподаванию «более практичный характер, применяясь к будущему предназначению женщины - хозяйке, матери». Так в четвертом классе необходимо было усвоить «приложение арифметики к счетоводству», в курсе естественной истории - необходимые сведения по домашнему хозяйству и гигиене.

Чтобы придать  единое направление учебной работе и оградить учащихся от «опасных влияний», министерство подготовило и утвердило в 1874 году учебные планы и программы. Это были первые общегосударственные программы для женских гимназий и прогимназий. По новому учебному плану в курс обучения включалась алгебра, а в число необязательных предметов - педагогика, не предусмотренная ранее «Положением». В качестве необязательных предметов вводились также древние языки. Однако они преподавались лишь в 9 женских гимназиях.

Присвоение женским  училищам названия гимназий и прогимназий, якобы на том основании, что они соответствуют мужским, создало лишь видимость такого равенства. На самом деле женские гимназии (и министерские, и мариинские) давали меньший объем знаний, чем мужские, хотя количество часов, отведенных на общеобразовательные предметы было примерно одинаково (за исключением математики).

В программах женских  гимназий отсутствовал такой предмет, как «краткое основание логики», зато много времени отводилось рукоделию. Женские гимназии, по словам известного педагога П.Ф.Каптерева, являлись «сколком с мужских», но курс женских гимназий был значительно облегчен и «разжижен».

В период правительственной  реакции 80-х годов началось наступление  и на женскую школу. И.Д.Делянов  неоднократно пытался лишить женские  гимназии права присваивать выпускницам  звание домашних учительниц, дабы не привлекать в гимназии тех, кому «свойственно было бы искать элементарного образования».

Охранительная политика царского правительства привела  к тому, что женские гимназии превратились в привилегированные учебные  заведения, в которых могли учиться в основном дети имущих классов. Ведомство учреждений императрицы Марии также, вопреки своим декларациям о всесословности гимназий, принимало все меры к тому, чтобы уменьшить в них число «лиц низшего и беднейшего слоев общества». С этой целью постоянно повышалась плата за обучение. К 1879 году в столичных мариинских гимназиях она возросла с 25 до 65-70 рублей, в провинциальных - до 40 рублей в год. К 1887 году плата за обучение уже доходила до 100 рублей в год.

Во второй половине 19 века появляются частные женские гимназии, по своему курсу обучения соответствующие мужской средней школе. Так в 1872 году в Москве была открыта женская гимназия Фишер с полным курсом мужской классической гимназии. Общеобразовательное женское училище Спешневой, открытое в 1868, давало окончившим свидетельство, позволявшее поступать на медицинские и другие высшие курсы. Учебный план гимназии Оболенской (открыта в 1870 году) совпадал с учебным планом мужских реальных гимназий.

Наряду с женскими гимназиями существовали закрытые женские учебные заведения - институты. По уставы 1855 года они подразделялись на три разряда: первый - высший - предназначался для детей потомственных дворян и тех, кто приобрел гражданские и военные чины не ниже штаб-офицерского; второй - средний - «для дочерей личных дворян, военных и гражданских обер-офицеров, почетных граждан и купцов». В учебные заведения третьего - низшего - разряда могли поступать дочери лиц прочих неподатных сословий. По окончании институтов первых двух разрядов воспитанницы (как и окончившие женскую гимназию) получали звание домашних наставниц и учительниц. В этих институтах большое место отводилось обучению рисованию, пению, музыке, танцам; в институтах третьего разряда главными предметами обучения были рукоделия и различные хозяйственные работы.

Наряду с гимназиями и женскими закрытыми учебными заведениями  во второй половине 19 века продолжался  рост женских средних учебных  заведений учебного ведомства - епархиальных училищ, открывавшихся с разрешения синода. В 1868 году был утвержден единый устав для епархиальных училищ, который требовал «внушить и воспитать в детях преданность престолу и отечеству».

Епархиальные  женские училища были полузакрытыми  учебными заведениями, где наряду с  интернатными воспитанницами обучались и приходящие. С конца 60-х годов в епархиальные училища принимались не только дети духовенства. Для них была установлена двойная плата. В 1889 году в 41 епархиальном училище обучалось 8478 девочек из семей духовенства и 1387 детей из других семей.

Учебный план епархиальных училищ, предусматривавший шестилетний курс обучения, включал: закон божий, русский язык, теорию словесности, историю, русскую литературу, арифметику, общие основания геометрии, общие сведения из физики, географию, практическое ознакомление со славянским языком, педагогика, чистописание и церковное пение, которому придавалось большое значение. Обязательными предметами было также ведение домашнего хозяйства и рукоделие. К необязательным предметам, преподававшимся за особую плату, относились новые языки, музыка, рисование. Приложенная к уставу программа отличалась необычайной краткостью. Составление подробных программ возлагалось на училища. Программы утверждались епархиальными властями.

Окончившие епархиальные училища получали право преподавания в начальных народных и церковноприходских школах. Для педагогической практики воспитанниц при епархиальных училищах открывались начальные школы разных типов (церковноприходские, воскресные и т.п.). К 1889 году такие школы были учреждены при 23 епархиальных училищах.

Женские епархиальные училища были немаловажным звеном в  сословно-классовой системе женского образования в дореволюционной  России. Большое значение в борьбе с католическим духовенством придавалось  учреждению епархиальных училищ в западных губерниях.

В целом женское  среднее образование в 60-90-х годах 19 века по своему содержанию и по тем  правам, которое оно давало окончившим среднюю школу, все еще не соответствовало  ни потребностям в женском образовании, ни общему уровню среднего образования в России.

Женское профессиональное образование во второй половине 19 века развивалось слабо, что объяснялось  в первую очередь неравноправным положением женщины во всех областях жизни. Не только царское правительство, но и либеральные деятели в  области народного образования, вопреки тенденции развивающегося капитализма, все шире включавшей женщину в производство, не видели необходимости давать женщине глубокую общеобразовательную и профессиональную подготовку. «Назначение жизни женщины - это семья, - говорилось в докладе по вопросу о содержании профессионального образования женщин на I съезде по техническому и профессиональному образованию, - всякого рода познания, и общеобразовательные, и ремесленные, нужны ей в семье и для семьи». Однако жизнь все настойчивее требовала создания женских профессиональных учебных заведений, и потому сеть их медленно, но неуклонно расширялась.

Женские профессиональные школы подразделялись на несколько  типов:

1. школы с  общеобразовательным курсом в  объеме начального училища и  с обучение рукоделию. Принимались в них девочки с семи лет. Продолжительность обучения была четырех - пятигодичной. Задача школ - обучение различным видам женского домашнего труда;

2. школы с  повышенным курсом начального  образования, куда поступали выпускницы одноклассных городских училищ. После небольшого теоретического введения ученицы получали практическую подготовку по специальности белошвеек, модисток, портних и т.п.;

3. школы, дававшие  одновременно общеобразовательную  и профессиональную подготовку  с двумя отделениями - общим и ремесленным. В ремесленном отделении на 42-45 недельных часов занятий 30-35 отводилось на профессиональную подготовку;

4. чисто ремесленные  школы, где учились взрослые  женщины, имевшие подготовку в  объеме начального училища. Эти  школы готовили в основном портних, вышивальщиц и т.д.

Бухгалтерских, акушерских, фельдшерских школ и классов  было крайне мало, существовали они  главным образом при общеобразовательных  учебных заведениях. В 1870 году Общество распространения технических знаний открыло в Москве пятилетнюю женскую ремесленную школу с «целью образовать грамотных мастериц по различным женским мастерствам». Обучение в этой школе было платным. Ученицам давалось общее образование в объеме начальной школы и специальная подготовка по кройке, шитью, вышивке. Профессиональное обучение осуществлялось практически, в процессе выполнения заказов, которые принимались руководством училища.

К концу 19 века женское  профессиональное образование в  России было развито еще слабо, правительство  не только не брало на себя инициативы в деле его организации, но и часто противодействовало инициативе частных лиц и общественных организаций. В 1898 году женских профессиональных школ было только 48, специальных ремесленных школ и классов, учебных мастерских - 30, кулинарных школ и школ домоводства - 3. кроме того, при 165 общеобразовательных школах были классы с преподаванием рукоделия.

Общественно-педагогическим движением конца 19 - начала 20 века с  новой силой был поднят вопрос о развитии в стране женского образования. Несмотря на то, что в пореформенные десятилетия женское образование, особенно низшее и среднее, развивалось относительно быстрыми темпами (с 1856 по 1896 годы количество учащихся девочек в начальной школе увеличилось в 22 раза, контингент женской средней школы с 1856 по 1893 годы увеличился в 12 раз), многие острейшие проблемы женского образования не были решены.

Требуя формального  равенства женщин с мужчинами, либеральная  буржуазия не ставила вопрос о  равноправии женщин-работниц, терпимо  относилась к дискриминационным мерам самодержавия по сохранению феодальной закрепощенности женщин. Выпускницы женских гимназий не были приравнены к выпускникам мужских гимназий. Им был закрыт доступ в университеты. На содержание женских гимназий и прогимназий правительство выделяло втрое меньше средств, чем на содержание мужских. Женщины могли получить высшее образование лишь в немногих высших учебных заведениях, открытых в России по частной инициативе, или за границей. Количество девочек в низших народных училищах было в 5 раз меньше, чем мальчиков. При этом официальная педагогика стремилась обеднить содержание женского образования.

Информация о работе Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя