Воспитание и обучение детей дошкольного возрастс с нарушениями интеллекта (умственно отсталых)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов

Содержание

1. Характеристика нарушений при умственной отсталости.

2.Психо - педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

3.Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести.

4. Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушением интеллекта.

5. Основные направления коррекционно-педагогического процесса осуществляемого в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта.

Работа содержит 1 файл

ТЕМА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ).docx

— 32.18 Кб (Скачать)
 
 

ТЕМА: ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ  ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО  ОТСТАЛЫХ). 
 

                              Содержание

1. Характеристика  нарушений при умственной отсталости. 

2.Психо - педагогическая  характеристика детей дошкольного  возраста с нарушением интеллекта. 

3.Причины умственной  отсталости. Классификация по степени  тяжести. 

4. Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушением интеллекта. 

5. Основные направления коррекционно-педагогического процесса осуществляемого в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта. 

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ. 

Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного  мозга наблюдается нарушение  нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

Для умственно  отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов  и социальной мотивации деятельности.

У многих умственно  отсталых детей наблюдаются нарушения  в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной  моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.  Понятие «умственная  отсталость» включает в себя такие  формы нарушений, как «олигофрения»  и «деменция».

Олигофрения (от греч. olygos — малый, phren — ум) — особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio — искажение, ломка), природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.

При олигофрении  органическая недостаточность мозга  носит непрогрессирующий характер. Действия вредоносного фактора в большой мере уже остановилось, и ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями (Термин «олигофрения» был введен в XIX в. немецким психиатром  Э. Крепелином).

Деменция (от лат. dementia — безумие, слабоумие) — стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Деменция носит прогредиентный характер, т. е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса.

В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга  при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов).

В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени умственной отсталости:

1. дебильность  — относительно легкая, неглубокая  умственная отсталость;

2. имбецильность — глубокая умственная отсталость;

3. идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.

По современной  международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: легкую (IQ в пределах 40—69), умеренную (IQ в пределах 35—49), тяжелую (IQ в пределах 20— 34), глубокую (IQ ниже 20).

Психопатологическая структура нарушения при олигофрении  характеризуется тотальностью и  иерархичностью недоразвития психики  и интеллекта. По структуре клинической  картины выделяют неосложненные и осложненные формы олигофрении. Осложненные формы олигофрении обусловлены сочетанием недоразвития мозга с его повреждением. В этих случаях интеллектуальный дефект сопровождается рядом нейродинамических и энцефалопатических расстройств. Может иметь место также более выраженная степень недоразвития или повреждения локальных корковых функций, например, речи, гнозиса, праксиса, пространственных представлений, счетных навыков, чтения, письма.

Подобная форма  нередко имеет место у детей  с церебральным параличом, а также  у детей с гидроцефалией.

В отечественной  психиатрии выделяют 3 группы этиологических (указывающих причину) факторов умственной отсталости (по Г.Е.Сухаревой, 1956).

Первая группа — неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания  родителей, патология эмбриогенеза.

Вторая группа — патология внутриутробного  развития (воздействия инфекций, интоксикаций, травм).

Третья группа — родовая травма и постнатальные  поражения центральной нервной  системы. 

Для установления правильного диагноза необходимо учитывать  соотношение трех групп симптомов: дизонтогенетических синдромов (связанных  с дисфункцией созревания ЦНС), энцефалопатических синдромов (связанных с повреждением ЦНС) той или иной локализации, включая и минимальные дисфункции, и синдромов, отражающих вторичные защитные механизмы организма.

Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга); психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности); педагогический (низкая обучаемость). 

2 .ПСИХО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.  

При нарушении  умственного развития главными и  ведущими неблагоприятными факторами  оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость  ребенка, т. е. его плохая восприимчивость  к новому.

Эти первичные  нарушения оказывают влияние  на развитие умственно отсталого  ребенка с первых дней жизни. У  многих детей задерживаются сроки  развития статики и локомоций, причем часто задержка бывает, весьма существенной, захватывающей не, только весь первый, но и второй год жизни. Наблюдается отсутствие интереса к окружающему и реакций на внешние раздражители, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства и т. п.). У детей не возникает эмоционального общения со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления». В дальнейшем у них не возникает интереса ни к игрушкам, подвешенным над кроваткой, ни к действиям с игрушками, находящимися в руках взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению на основе совместных действий взрослого и ребенка с предметами, не возникает новой формы общения — жестового общения. Дети на первом году жизни не дифференцируют своих и чужих взрослых. Не развиваются действия с предметами, отсутствует хватание, что сказывается на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием. Производя это действие, ребенок познает направление от своего тела к предмету, расстояние между собой и предметом, свойства предметов — величину, массу, форму. С отсутствием хватания связано также то, что у детей не формируется зрительно- двигательная координация.

Таким образом, развитие восприятия на первом году жизни  у умственно отсталых детей чрезвычайно  задерживается. Эта задержка не является первичным нарушением, она возникает  как его следствие, однако настолько существенна, что отрицательно сказывается на последующем развитии всех психических процессов. В начале дошкольного периода происходят некоторые сдвиги в овладении неспецифическими манипуляциями, которые проявляются, например, в том, что ребенок тянет игрушку в рот, но он не пытается ее рассматривать, не выполняет с ней практических действий (не стучит ею по ладошке и др.).

Предметные действия и предметная деятельность спонтанна, в должной мере у умственно отсталого ребенка не формируется, интерес к предметному миру остается весьма низким, кратковременным. Ориентировка типа «Что это?» у детей долго не возникает. Без целенаправленного коррекционного воздействия дети 3—4 лет не овладевают ни специфическими видами детской деятельности, ни социальными формами поведения.

Восприятие, мышление и речь у детей этой категории  оказываются при спонтанном развитии на очень низком уровне.

Таким образом, можно говорить о том, что в  дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок без специальной коррекционной  работы минует два важных этапа в  психическом развитии: развитие предметных действий и развитие общения с  другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, он не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций — мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли.

Однако тенденции  развития ребенка с нарушениями  интеллекта те же, что и нормально  развивающегося. Некоторые нарушения  — отставание в овладении предметными  действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов — в значительной мере носят вторичный характер.

При своевременной  правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно-педагогического  воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорректированы и даже предупреждены. 

3. ПРИЧИНЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ. 

 Причины умственной отсталости заключаются в неправильном формировании или в поражении головного мозга на ранних этапах его развития. Поэтому отличительной чертой умственной отсталости от приобретенного слабоумия является то, что умственная отсталость представляет собой не снижение функций психики вследствие психического заболевания, а их первоначальное недоразвитие. В случаях приобретенного слабоумия болезненное расстройство психической деятельности возникает у полноценного до этого человека, причем во время обследования удается выявить остатки прежних навыков и знаний. У лиц с приобретенным слабоумием речь более развита, уровень абстрактного мышления более высок, имеется резкое несоответствие между интересами и устремлениями больного до развития слабоумия и после этого.

При умственной отсталости страдают те функции психики, которые обеспечивают нормальное развитие человека. Привести к повреждению  головного мозга, обусловливающему умственную отсталость, могут различные  факторы, действующие на зародыш  и плод в периоде внутриутробного  развития, во время родов или в  послеродовом развитии. Различного рода интоксикации, заболевания матери во время беременности, травмы, полученные плодом в период внутриутробного развития и родов могут быть причиной умственной отсталости. Наиболее частыми причинами умственной отсталости являются тяжелые нейроинфекции, черепно-мозговые травмы.

Клиническая картина  умственной отсталости проявляется  не только в общей психической  неполноценности, но и в различных  неврологических и соматических симптомах, что является показателем  недоразвития и неправильного развития не только головного мозга, но и всего  организма. Особенно это положение  касается тех случаев, когда имеет  место биологическое повреждение  зародыша.

По глубине  и тяжести психических нарушений  независимо от формы умственную отсталость делят на идиотию, имбецильность и дебильность. Умственно отсталые лица с идиотией судебно-психиатрическую экспертизу не проходят. Лица с имбецильностью в судебно-психиатрической клинике встречаются крайне редко. 

Идиотия (греч. - невежество) является наиболее тяжелой степенью умственной отсталости. У больных с идиотией практически не может быть полностью сформирована какая-либо речь, они плохо понимают обращения к ним. Нередко их единственной речевой реакцией на приятные или неприятные для них раздражители являются протяжные или отрывистые крики, мычание. У них настолько выражены нарушения двигательной сферы, что они не могут самостоятельно передвигаться, сидят в одной и той же позе, раскачиваются из стороны в сторону, совершают однообразные движения. Эти больные совершенно необучаемы, они не могут усвоить навыки опрятности, их невозможно приучить к самообслуживанию. У страдающих идиотией преобладает пассивно-равнодушное настроение, иногда сменяющееся кратковременными вспышками ярости, безмотивного и хаотического возбуждения, обусловленными, как правило, чувством голода.

Примерно 10 % умственно  отсталых лиц страдают имбецильностью (лат. - слабый, незначительный). Нарушения психической деятельности здесь менее выражены, чем при идиотии, больные могут произносить короткие фразы, они понимают несложную, обращенную к ним чужую речь. Они обнаруживают элементарные, но все, же разнообразные и дифференцированные реакции на внешние раздражители, способны ориентироваться в привычной обстановке, но не воспринимают новое. Путем настойчивой работы их можно приучить к уходу за собой, к выполнению несложной, простой работы, не требующей какой-либо активности и квалификации. Словарный запас, при всей дефектности речи, нарушении артикуляции, составляет 200 слов. Некоторые из таких лиц могут обучаться во вспомогательной школе, усваивая лишь простейший счет, начертание отдельных букв и цифр, чтение по складам отдельных слов. Они узнают своих близких, иногда более дальних родственников. Ориентируясь в знакомой обстановке, совершенно теряются в новой ситуации. Эмоциональные реакции их малодифференцированы, обусловлены удовлетворением или неудовлетворением актуальных низших влечений (чувство голода и насыщения, холода и тепла). Поведенческие акты непоследовательны, импульсивны, нет какого-либо плана и прогноза своих действий, совершенно отсутствует инициатива и самостоятельность.

Информация о работе Воспитание и обучение детей дошкольного возрастс с нарушениями интеллекта (умственно отсталых)