Воображение в учебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно от 6 до 10 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Младший школьный возраст - период впитывания, накопления, период усвоения. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются, так характеризует этот возраст Н. С. Лейтес.

Содержание

Введение
I. Теоретическая часть
1. Сущность учебной деятельности младшего школьника
Воображение, как особая форма человеческой психики
Особенности развития воображения младших школьников
Заключение
Список литературы
II. Практическая работа

Работа содержит 1 файл

Контр - воображение (оля).docx

— 35.05 Кб (Скачать)

При развитии у ребенка способности  управлять своей умственной  деятельностью   воображение  становится все более управляемым  процессом , и его образы возникают в русле задач, которые ставит перед ним содержание  учебной   деятельности . Все указанные выше  особенности  создают почву для развития  процесса  творческого  воображения , в котором большую роль играют специальные знания учащихся. Эти знания составляют основу для развития творческого  воображения  и  процесса  творчества и в последующие их возрастные периоды жизни.

Вывод

В процессе обучения воображение имеет  очень большое значение, так как  без него невозможно воспринимать и  понимать учебный материал. Учебная деятельность способствует развитию воображения, обогащает его. Кроме того, у младшего школьника воображение все теснее связывается с его жизненным опытом, причем не остается пассивным процессом (бесплодным фантазированием), а постепенно становится побудителем к деятельности.

 

II. Практическая работа. Диагностические методики

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

Цель: определить уровень школьной мотивации, учебной активности.

В эксперименте приняли участие 5 учащихся 2-го класса, в возрасте 8-9 лет.

Ход эксперимента: Ребятам были заданы вопросы:

          1. Тебе нравится в школе?
            • не очень
            • нравится
            • не нравится
  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
            • чаще хочется остаться дома
            • бывает по-разному
            • иду с радостью
  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
            • не знаю
            • остался бы дома
            • пошел бы в школу
          1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
            • не нравится
            • бывает по-разному
            • нравится
          1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
            • хотел бы
            • не хотел бы
            • не знаю
          1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
            • не знаю
            • не хотел бы
            • хотел бы
          1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
            • часто
            • редко
            • не рассказываю
          1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
            • точно не знаю
            • хотел бы
            • не хотел бы
          1. У тебя в классе много друзей?
            • мало
            • много
            • нет друзей
          1. Тебе нравятся твои одноклассники?
            • нравятся
            • не очень
            • не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно  получить за каждый из трех ответов  на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0


Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно  выполнять все предъявляемые  школой требования. Ученики четко  следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство  учащихся начальных классов, успешно  справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они  также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный  процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные  ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения  в учебной деятельности. Находятся  в состоянии неустойчивой адаптации  к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Результат эксперимента:

Ф.И. уч-ся

Набранные баллы

Уровень

Аистова Екатерина

25

 

Волобуев Константин

27

 

Житнович Наталья

25

 

Кириллов Николай

30

 

Отнинова Анна

29

 

Вывод: Все учащиеся имеют высокий  уровень  школьной мотивации, учебной активности.

2. Методика  «Нарисуй что-нибудь»

В эксперименте приняла участие  Отинова Анна учащаяся 2-го класса, в  возрасте 9 лет.

Цель данной методики:  определение  уровня развития воображения.

Испытуемой я дала лист бумаги, набор фломастеров с геометрическими  фигурами (круг, квадрат, треугольник) и предложила придумать и дорисовать к этим фигурам, что-то необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки я сделала вывод об особенностях воображения подростка.

Оценка рисунка ребенка производилась  в баллах по следующим критериям:

10 баллов (очень высокий уровень) — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунки оказывают большое впечатление на зрителя, их образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов (высокий) — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картин проработаны неплохо.

5-7 баллов (средний) — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и не оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунков проработаны средне.

3-4 балла (низкий)  — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунках слабо просматривается фантазия и не очень, хорошо проработаны детали.

0-2 балла (очень низкий) — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии к фигурам.

Результаты диагностики:

Наташа Ш. набрала 8 баллов  она  достаточно оригинально дорисовала:   круг - летающая тарелка; квадрат – окно с множеством ярких цветов; треугольник – гриб. Рисунки эмоциональны и красочны, хотя изображения не являются совершенно новыми. Детали картин проработаны неплохо.

Вывод: у девочки высокий уровень  воображения.

 


Информация о работе Воображение в учебной деятельности младших школьников