Воображение: классификация, основная характеристика видов воображений, особенности формирования воображения у детей и взрослых

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:53, доклад

Описание работы

В докладе рассказывается о воображение, как познавательном процессе. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться. Описывается развитие воображения у детей.

Работа содержит 1 файл

Доклад по предмету управленческая психология на тему.docx

— 26.42 Кб (Скачать)

Доклад по предмету Управленческая психология на тему : «Воображение: классификация, основная характеристика видов воображений, особенности формирования воображения у детей и взрослых». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 3 курса

Группы 3гс

Каширина  Юлия.

 

Как субъект действия человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает  предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого  совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы  преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении. Такое умение в  мыслях строить новые образы называется воображением.

Воображение - психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Это часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться.

 Воображение выражается в:

- построении образа  средств и конечного результата  предметной деятельности субъекта;

- создании программы  поведения, когда проблемная ситуация  неопределенна; 

- продуцировании образов,  которые не программируют, а  заменяют деятельность;

- создании образов,  соответствующих описанию объекта. 

Воображение присуще  только человеку. Оно порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.

Классификация воображения.

Классификация воображения  основывается на степени его активности, т.е. возможности сознательно и  произвольно направлять его ход  и содержание. Исходя из этого выделяют пассивное и активное воображение.

В пассивном выделяют сон, грезы и мечты, в активном -- репродуктивное и творческое воображение. В этой последовательности каждый следующий вид воображения подразумевает все большую степень осознанности и управляемости.

Видения, которые являются человеку во сне или в бреду, совершенно не зависят от его желания (или  нежелания) видеть именно этот образ. Точно  так же мы не можем направлять содержание сна, а его содержание часто расплывается в памяти, оставляя лишь смутные  воспоминания о приснившемся.

Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.

Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.

Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.

Мечта - создание образа желаемого будущего, необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления.

Активное  воображение - это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. По оригинальности активное воображение разделяется на репродуктивное и творческое.

Репродуктивное  воображение, как и репродуктивное мышление, связано с воссозданием образов, сотворенных другими. Это может быть описание природы или героев литературного произведения, музыкальные образы, чертежи машин и зданий

Творческое  воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

Роль творческого  воображения огромна. Создаются  новые оригинальные произведения, которых  никогда не было.

Классификация процессов воображения

По  результатам:

  • Репродуктивное воображение.(воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По  степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение.
  • пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По  виду образов:

  • конкретное
  • абстрактное

По  приёмам воображения:

  • агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов; (классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица).
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;(Карлик Нос, Гулливер, Мальчик-С-Пальчик).
  • схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;( любой схематический рисунок).
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях. (Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.)

По  степени волевых  усилий:

  • преднамеренное
  • непреднамеренное

Развитие  воображения у  детей

Через творчество у  ребенка развивается мышление. Этому  способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения  способствуют

  • ситуации незавершенности
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок
  • билингвистический опыт
  • позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Развитию воображения  препятствуют:

  • конформность
  • неодобрение воображения
  • жесткие полоролевые стереотипы
  • разделение игры и обучения
  • готовность к изменению точки зрения
  • преклонение перед авторитетами
 
 

  Первые  проявления воображения можно наблюдать у детей на третьем году жизни. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения.

  Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все более богатый  опыт — основу развития воображения. Однако в течение продолжительного времени оно все еще отличается у него от воображения взрослых.

  С первого  взгляда может казаться, что  воображение в дошкольном возрасте развито лучше, чем в более поздние периоды жизни. Легкость и своеобразие комбинаций, которые возникают у детей этого возраста, привели некоторых исследователей к мысли о богатстве воображения. Однако в действительности эта легкость комбинирования образов указывает лишь на слабость воображения. Еще Ушинский говорил о том, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно и чего не может быть. Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто смешивают воображаемое с действительным.

 
 
 

В воображении детей младшего дошкольного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от действительности. Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность. Например, ребенок четырех лет говорит: «Мой братик болел, не мог ходить, доктор вставил ему пружинку, теперь он бегает». Ребенок этого возраста еще не умеет критически относиться к воображаемому и еще недостаточно соотносит его с жизненной практикой.

  Образы  воображения у детей младшего дошкольного возраста еще очень  неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя  ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в самолет или дом, а вскоре же после этого в паровоз. Оперирование вещами и быстрая смена  одних объектов другими легко  направляют воображение детей в  разные стороны.

  Подчинение  воображения восприятию обнаруживается и в том, что в младшем дошкольном возрасте дети еще не умеют планировать  деятельность, не могут сказать, что  будут рисовать, лепить, строить, что  будут делать дальше. Приступая, например, к рисованию, они часто еще не имеют ясного замысла рисунка и лишь в самом процессе рисования, воспринимая линии рисунка, уточняют, а нередко и коренным образом меняют его. Ребенок начал рисовать домик, но тут же дом легко превращается в башню, башня — в большой пароход и т. д. Экспериментально установлено, что нанесение нескольких посторонних для данного изображения линий на рисунке в процессе создания его ребенком заставляет детей перестраивать и менять весь рисунок. Новые линии в связи с уже нанесенными ранее вызывают у юного рисовальщика новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу воображения.

  Воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности появляются начатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом.

  В старшем  дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о соответствии своих  замыслов действительности. Это ясно обнаруживается в игре, где старший  дошкольник не довольствуется уже любой  вещью для любой игры, а выбирает только то, что действительно подходит для данной игры. Действия, выполняемые  в игре, должны удовлетворять определенным требованиям и в определенных отношениях согласоваться с действительностью. Нельзя, например, «прививать оспу»  другому ребенку в игре (хотя бы и простой палочкой), если не протереть  сначала руку ватой со спиртом, хотя бы и воображаемым.

  Исключительно важную роль в развитии воображения  у детей дошкольного возраста выполняет игра, в особенности же игры детей, в которых они принимают на себя определенную роль, осуществляют действия, требуемые ролью, что побуждает их стремиться к сходству изображаемого с действительностью.

  Видное  место в развитии воображения занимает также строительно-конструктивная и изобразительная деятельность (рисование, лепка). Дошкольники охотно и много рисуют, давая в рисунке простор воображению, хотя и не могут полностью реализовать все, что создается в их воображении. Ребенок поэтому редко рисует молча, а чаще всего дополняет рисунок рассказом, в котором выражает то, что не может выразить в рисунке.

Информация о работе Воображение: классификация, основная характеристика видов воображений, особенности формирования воображения у детей и взрослых