Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:55, реферат
Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Второй механизм воображения - гипераксиоматизация, представляет собой стабилизацию, выделение определенных качеств. Его можно объяснит, используя понятие доминанты, введенное А.А.Ухтомским, который отмечал, что в высшей психической жизни источником «предубеждения», «галлюцинаций», а также «руководящей идеи» ученого может служить инертность господствующего возбуждения (доминанта переживаемого компонента). Эта доминанта содействует сцеплению фактов в единый опыт. Мысль Ухтомского продолжил Н.Винер, создатель кибернетики. Он также отмечал, что механизм, ограничивающий обратные связи, выполняет определенную стабилизирующую в разных сферах, в том числе и в явлениях фантазии. Эта функция осуществляется механизмом гипераксиоматизации.
Обе эти закономерности воображения могут быть причинами как позитивных, так и негативных явлений при создании образов воображения.
Способы воображения
Воображение создает новые образы путем преобразования известных образов предметов и явлений. Существует целый ряд способов такого преобразования:
1. Создание образа
о какой-либо части предмета, его
свойстве или отдельном
2. Гиперболизация
представляет собой способ
3. Миниатюризация
(преуменьшение) - способ создания
образа воображения путем
4. Акцентирования
(заострение) является приемом создание
образов воображения путем
5. Агглютинация
- способ создания образа
6. Схематизация
заключается в исключении
7. Реконструкция
объекта по известным
Виды воображения
Как и всякий
другой, психический познавательный
процесс, воображение может быть
рассмотрено с разных сторон. Если
учитывать доминирующее значение отельных
психологических компонентов в
образах воображения, тогда мы должны
говорить, например, об эмоциональном
и интеллектуальном воображении. Если
за основу классификации взять связь
образов воображения с
По степени
активности субъекта воображения можно
выделить два вида: активное воображение,
при котором человек
Пассивное воображение у человека представлено двумя подвидами в зависимости от наличия или отсутствия осознанности его возникновения.
Так, пассивное преднамеренное воображение (или грезы) представляют собой создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные. Однако пассивное преднамеренное воображение осознается человеком как его собственное и формируется при его осознанном воздействии. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания, чаще в полудремотном состоянии. Контроль при этом проявляется в отборе фантастических картин, причем только таких, которые вызвали бы у человека желанные чувства, сопровождались своеобразными эмоциональными состояниями, образно называемыми «сладкой грустью». Это картины приятного, но заведомо несбыточного. Внешним выражением грез чаще всего является продолжительная неподвижность человека с подчеркнутой апатичностью позы. Причины возникновения грез: под влиянием умиротворения, благодушия и довольства; в результате утомительной работы, длительных переходов, когда сознание человека притупляется; под влиянием специальных раздражителей (любимой музыки и пр.). Какой бы ни была реалистичной греза, человек всегда отличает ее от действительности, чем она и отличается как от галлюцинаций, так и от иллюзий. Грезы возникают без какой-либо опоры на восприятие, поэтому легко исчезают при воздействии на человека любым раздражителем.
Часто в житейской психологии грезы считаются синонимом либо сновидения («грезить наяву»), либо мечте, но тогда ее определяют как «пассивную» мечту, подчеркивая этим изначально нереалистичность созданного образа.
Пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов. Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являются сновидения и галлюцинации. Под сновидением многие ученые понимают образы воображения, которые возникают у человека во время быстрого сна, и представляют собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня.
По мнению З.Фрейда
и его последователей сновидения
- это символическое выражение
бессознательного для сознания. Галлюцинации
это психологический феномен, при
котором кажущийся образ
Активное воображение также имеет два подвида: воссоздающее воображение и творческое воображение. Особенностью активного воображения является тот факт, что в основе своей оно является сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчинено прямо или косвенно осознаваемой задаче - научной, художественной, учебной или практической.
Воссоздающее
воображение такой вид
Творческое воображение
представляет собой такой вид
воображения, в ходе которого человек
самостоятельно создает новые образы,
имеющие личную или общественную
ценность. Основным в процессе творческого
воображения выступают
Творческое воображение может создавать образы субъективно новые («изобретение велосипеда») и объективно новые (как результат научной или художественной деятельности).
Активное воображение у конкретного человека может достигать разного уровня. Об уровне развития воображения можно судить по: содержательности образов; их жизненному значению для теоретической и практической деятельности; перспективной целеустремленности образов; их новизне; оригинальности и др.
Особое место
в системе видов воображения
занимает мечта. Мечта - это деятельность
воображения, проявляющаяся в создании
оптимистических замыслов, осуществление
которых человек ожидает в
будущем. Из всех проявлений активного,
произвольного воображения
1) представляет
собой создание образов
Между воображением и личностными особенностями человека чувств существует взаимная связь разных людей. В зависимости от склада их личности образы воображения отличаются яркостью, степенью соотнесенности с реальностью, жизненностью и правдивостью этих образов. Умение подчинять воображение поставленной задаче определяет организованность или неорганизованность процесса воображения.
Одновременно
из особенностей воображения вытекают,
на их основе формируются различные
черты характера человека. Отсутствие
возвышенной мечты связано с
прозаичностью. Недостаточное соотнесение
образов воображения с
Творческое воображение неразрывно с одухотворенностью, которая, в свою очередь, проявляется либо в поэтичности человеческой натуры, либо в романтичности.
Предполагается,
что воображение принимает