Воображение как психический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:55, реферат

Описание работы

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Работа содержит 1 файл

Воображение как психический процесс.docx

— 31.70 Кб (Скачать)

Воображение как  психический процесс

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая  отдельно от остальных психических  процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между  восприятием, мышлением и памятью.

Воображение —  психический процесс, заключающийся  в создании новых образов (представлений) путем переработки материала  восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте. 

Одной из специфических  особенностей человека, резко отличающей его от животного является способность  действовать соответственно воображаемой ситуации, которая нередко совершенно отличается от ситуации, воспринимаемой в данный момент. Такая особенность  дает возможность человеку, в противоположность  животному, сознательно преодолевать «ситуационную ограниченность», «скованность данной ситуацией», преодолеть детерминирующее  его поведение влияние лишь «здесь»  и «сейчас» данной ситуации.

Воображение - психический  познавательный процесс создания образов  объектов ранее частично или полностью  не воспринимавшихся субъектом. Это  специфическое преобразование прошлого опыта человека.

Наряду с термином «воображение» широко употребляется  в нашей речи термин «фантазия». В обиходном понимании они  чаще всего являются не тождественными. Со словом «воображение» обычно ассоциируется  мысль о чем-то реальном и осуществимом, тогда как за словом «фантазия» закрепилось  значение несбыточного, нереального. Некоторые  ученые также разводят эти понятия, используя термин «фантазия» для  обозначения одного из видов воображения - творческого. Они применяют понятие  фантазия только для описания художественно-творческой деятельности. Обычно в психологической  литературе понятия «воображение»  и «фантазия» считаются равнозначными.

Воображение является важнейшим элементом процесса познания и деятельности человека. Воображение  способствует предвосхищению будущего в форме образов, содержанием  которых является возможное и/или  необходимое будущее. Одновременно оно участвует в оживлении  и реконструкции образов того, что уже было. Этот процесс был  назван Л.Н. Толстым как «воображение о прошедшем». Если обратиться к  истории человечества, то можно обнаружить в каждой эпохе предпочтительный тип воображения. Например, фантастические чудовища, мифологические существа - все  это порождение фантазии людей той  эпох, когда человек иначе не мог  объяснить законы существования  мира.

Тесно связанное  с потребностями и интересами личности, воображение создает образы желаемого будущего в форме мечты  и других идеальных представлений  с их конкретной интеллектуальной и  нравственной направленностью.

Для воображения  свойственен трехфазовый характер: образы воображения возникают на основе восприятия, представлений памяти, на основе знаний и предшествующего  жизненного опыта; затем в процессе преобразования образов осуществляется «отлет» от исходного материала; в последней фазе создание новых  образов приводит к углублению познания действительности и прогнозированию  последующих действий.

Связь воображения  с практической деятельностью

Воображение связано  с практической деятельность человека двояко: с одной стороны, практическое отншение человека к миру является поставщиком того «строительного материала», который кладется в основу воображения; с другой стороны, источник фантазии коренится в тех потребностях и желаниях, которые предшествуют их реальному удовлетворению. Взаимодействие субъекта с объективной действительностью обуславливает возникновение воображение в процессе поиска нового, ему неизвестного.

Функции воображения

Воображение, в  той или иной форме, «пронизывает»  всю деятельность человека. Оно сопровождает нас, когда мы читаем книгу, слушаем  музыку, работаем в мастерской, беседуем с соседом или безмятежно спим. Ученые утверждают, что именно воображению  мы обязаны всем, что составляет научно-технический прогресс. Поэтому  так многочисленны функции воображения.

Познавательная  функция заключается в том, что  воображение способствует расширению и углублению знания. В качестве разновидностей познавательной функции  можно назвать, с одной стороны, генерализационную функцию, проявляющуюся в генерации многообразных элементов, ситуаций, возможностей, и, с другой, синтетическую функцию, заключающуюся в создании целостного новообразования (нового сочетания образов через их частичную трансформацию). Через создание новых образов происходят многие открытия и изобретения, поэтому воображение - непременный психологический фактор поисковой творческой деятельности.

Функция предвосхищения (антиципирующая) - образы воображения  являются основой психического состояния, направленного на то, что может  или должно произойти, а также  предварительной настройки в  восприятии и действии. Благодаря  образам воображения облегчается  процесс предвосхищения результата обсуждаемого положения, последующего образа действия, поступка, а в речевом  плане - облегчается мысленное построения фразы.

Регулирующая  функция предполагает, что образы воображения приобретают побудительное  значение, способствуют активности человека в определенном направлении. Образы воображения, будучи связанными с потребностями, интересами и другими компонентами направленности личности, становятся одним из психологических факторов творческого вдохновения.

Контрольно-корректирующая функция образов воображения  заключается в том, что они  позволяют исправлять ошибки и недочеты, а также совершенствовать методы и приемы выполняемой работы.

Функция эмоционального воздействия также может осуществляться образами воображения. Яркие, отличающиеся чувственной живостью образы воображения  влияют на эмоциональный фон деятельности, стимулируют повышение или понижение  настроения в ее процессе. Они могут, как способствовать увлеченности работой, так и сдерживать трудовой или  учебный процесс.

Связь воображения  с реальностью

Между образами воображения и отражаемыми в  них явлениями действительности нет однозначного соответствия, поскольку  воображение не является копией настоящего. Воображение представляет собой модель предполагаемого, основанную на опыте субъекта, который исходит из знания прошлого и настоящего состояния воссоздаваемой системы. Однако любые образы фантазии детерминированы. Нет, и не может быть бессодержательной фантазии, в которой бы так или иначе не отразился объективный мир: природный или социальный. Тем не менее, степень адекватности отражения действительности в фантазии может быть разной. На этом основании даже была предпринята попытка расклассифицировать фантазию (воображение) на следующие виды: 1) рациональная фантазия, отражающая существенные стороны объекта, 2) иллюзия, в которой видимость принимается за сущность, и 3) мистификация, в которой сознательно искажается объективная реальность.

Теоретические концепции воображения

Создание адекватной теории воображения во многом зависит  от выбора основных фактов, от рациональной организации экспериментальных  исследований. Представители разных психологических школ сделали попытку  ответить на вопрос о причине возникновения  нового, о создании образов воображения.

Гипотеза узнавания  творческих идей строилась на том, что  художник, композитор или ученый «узнают» свое будущее произведение.

Некоторые концепции  строились на данных интуиции ученых, другие - на экспериментальных результатах. Наконец в проблематике воображения  выработались два основных теоретических  подхода:

· Крайний идеалистический  взгляд. Воображение представляет собой  изначально спонтанную творческую силу.

· Крайне механистический взгляд. Для него было характерно стремление вывести все черты его продуктов из образов восприятия, из данных, сохраняемых памятью.

Особе место  в раскрытии природы воображения  принадлежит психоанализу, который  начался именно с изучения одной  из форм фантазии - со сновидений. Зигмунд  Фрейд проводил подробный анализ сновидений своих пациентов. Он показал, что все элементы сновидения, считавшиеся  пациентами бессвязными, бессмысленными и нелепыми, находятся в тесной связи со всей внутренней жизнью человека и имеют глубинный психологический смысл. Сновидение имеет реальные источники двух видов: внешнюю реальность и внутреннюю психологическую жизнь. Фантазия, по Фрейду, проявляется не только в образах сновидений, но и в произведениях искусства. Она подчинена определенным законам, которыми руководствуется вообще вся бессознательная сфера: при формировании образов воображения работают механизмы сдвига и сгущения, используются символы, замещающие лица, органы тела и т.п. Эти механизмы, по Фрейду, проявляются во всех формах фантазии - в ненормальных желаниях, в бредовых идеях психопата, в мечтах и пр.

Ученик Фрейда Карл Юнг вводит в науку понятие  «архетипа», которое он трактует как  основу коллективного бессознательного, которое определяет жизненную и  творческую деятельность личности (популяции). Архетипы передаются человеку по наследству. Они представляют собой «технические формы постижения» реальности, поэтому  символы и образы фантазии человека обуславливаются этими архетипами. Юнг утверждал, что нечто новое в творчестве человека основано на уже известном человечеству, т.е. на архетипе. Фантазии он отводил чисто репродуктивную роль, считал, что для нее не характерно создание нового.

Серьезную попытку  введения проблематики фантазии в более  обширный психологический контекст внесла гештальтпсихология. Она выдвинула  идею целостности саморегулирующейся системы, что привело ее авторов  к вопросу о возможности появления  ошибочных решений, вариантов, которые  не связаны с полученными знаниями и уже выработанными навыками. Эта идея связывались ими с  воображением и его особенностями.

Воображение в  структуре психических процессов

Воображение, основываясь  на образах восприятия, одновременно является его объективной опорой, особенно в том случае, когда воспринимается предмет или его изображение  с неясными очертаниями. Углубление восприятия объекта с помощью  воображения в свою очередь зависит  от четкости поставленной познавательной задачи.

Между образами памяти и воображения также имеются  различные внутренние взаимосвязи  и сложные соотношения. Образы памяти - одна из существенных основ воображения. Чем богаче содержание памяти и чем  более активно человек может  оперировать ее образами, тем более  всего это представляет благоприятную  психологическую предпосылку развития воображения. Тесно связаны образы воображения и эмоциональной  памяти. Вспоминание пережитого активизирует образы воссоздающего воображения; обилие и динамизм этих образов в  свою очередь повышают эмоциональность  человека.

Внимание является условием регулирования деятельности воображения и повышения его  познавательного уровня.

Связь между  воображением и мышлением имеет  свои особенности. В них много  сходного, но было бы ошибочным отождествлять  эти психические процессы.

Первое различие касается задач, которые решают эти  процессы. Основная задача воображения - преобразование прошлых впечатлений  в новые. Задача мышления - познание истины. Мышление для решения своих задач использует мыслительные операции. Воображение имеет свой набор «техник» создания образов воображения, таких как гиперболизация, схематизация и др. В воображении есть ограничения, связанные с объемом образов, которыми мы оперируем. С этой точки зрения возможности мышления (особенно словесно-логического) безграничны.

Однако эти  два процесса в реальности находятся  в неразрывном единстве. Их взаимосвязь  проявляется в том, что в самом  безудержном фантазировании неизбежно  будут наличествовать элементы мыслительной деятельности, равно как и в  самом строгом рассуждении неизбежны  элементы фантазии.

Некоторые психологи  считают, что если мышление «лишить» воображения, то оно будет творчески  бесплодным.

Достаточно часто  определенное умственное построение человека заранее планируется им как результат  синтетической деятельности мышления и воображения. К их числу относятся  гипотезы. Чтобы из гипотез получить истину надо избавиться от всего фантастического, но при этом нельзя забывать, началом  создания гипотезы, как и всего  научного поиска, является фантазия ученого. Поэтому можно сказать, что воображение, в определенном смысле, - начало мыслительной деятельности.

Рассматривая  процесс создания образов воображения, исследователи говорят двух механизмах, лежащих в его основе. Один был  определен как «механизм обесценивания», иногда его еще называют «аксиоматизацией»  В процессе творческого воображения  человек устраняет побочные подробности, выбрасывает балласт. О необходимости  «исчезновения» некоторой части  знания как важном условии творчества говорил Спирмен, отмечая, что путем изъятия неподходящих черт можно только увеличить выразительность художественного произведения.

Информация о работе Воображение как психический процесс