Воображение и его роль в формировании способностей детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:35, контрольная работа

Описание работы

Воображение - это способность человека к построению новых образов путем переработки представлений, приобретенных в прошлом опыте. При этом новые образы не просто воссоздают уже имеющиеся, но конструируют их, соединяя в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Преобразуя образы и представления, воображение направлено на создание продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и заменяющих ее.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Воображение и его роль в формировании способностей детей.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

    Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им.Д.И.Менделеева

 

 

 

Кафедра ТиМДО

 

 

Контрольная работа по психологии

 

«Воображение и его роль в формировании способностей детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 (5,5) курс отделения заочного обучения

педагогического факультета

(специальность дошкольного     образования)

Бутусова Екатерина Борисовна

Зачетная книжка: № 11333_05

Домашний адрес: г. Тобольск

Преподаватель: Тришкина И.А.                                                                                                                                                                           




 

 

 

 

 

Тобольск, 2013

План

 

 

  1. Понятие воображение

Воображение - это  способность человека к построению новых образов путем переработки  представлений, приобретенных в  прошлом опыте. При этом новые  образы не просто воссоздают уже имеющиеся, но конструируют их, соединяя в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Преобразуя образы и представления, воображение направлено на создание продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и заменяющих ее.

Воображение, так  же как и восприятие, память, мышление, является процессом познания. Оно  расширяет границы нашего опыта, продуцируя новые, еще не существующие в действительности факты и ситуации, часто помогая предугадать последствия  наших действий и соответственно выстроить адекватную схему поведения. В процессе реализации разных видов деятельности (художественной, научной, трудовой, учебной) воображение стимулирует ее творческие аспекты, предвосхищая конечный результат и помогая ориентироваться в этапах и средствах его осуществления. Не менее важной является роль воображения в любой ситуации неопределенности, так как оно помогает создать и постоянно модифицировать схему поведения, замещающую и (или) создающую недостающие в реальности элементы. Воображение может предсказать и тенденции развития реальности, иногда задавая направление и ориентиры для этого пути. Так, научная фантастика предсказала появление многих технических открытий, а художественные произведения послужили стимулом для становления новых этических норм и идеалов. [10].

Видения, которые  являются человеку во сне или в  бреду, совершенно не зависят от его  желания (или нежелания) видеть именно этот образ. Точно так же мы не можем  направлять содержание сна, а его  содержание часто расплывается в  памяти, оставляя лишь смутные воспоминания о приснившемся.

Грезы подразумевают  возможность вызвать их содержание по собственному усмотрению, как правило, человек воображает в этом случае желаемые, приятные для него картины. Аутистическое мышление помогает воображению, строя различные, наиболее желаемые и благоприятные варианты развития событий, хотя и весьма далеких от реальности (воздушные замки).

Более активный вариант грез - мечты как образ  желаемого будущего, но уже гораздо  более реального и связанного с действительностью, чем грезы. Мечты обычно человек старается воплотить в жизнь, здесь возможна сознательная регуляция вызываемых образов, создание достаточно жесткой схемы их реализации.

Активное воображение, как упоминалось выше, может быть репродуктивным (воссоздающим) и творческим. Репродуктивное воображение, как и репродуктивное мышление, связано с воссозданием образов, сотворенных другими. Это может быть описание природы или героев литературного произведения, музыкальные образы, чертежи машин и зданий. При таком воспроизведении произвольно регулируется не только само содержание, достаточно индивидуальное в каждом случае, но и яркость и живость этих образов, в зависимости от мотивации зрителя или слушателя, а также от таланта автора. Чем больше субъективного вносит читатель в образы, создаваемые воображением по имеющимся описаниям, тем более активным становится сам процесс воображения, превращаясь в своеобразное сотворчество.

Творческое  воображение, часто отождествляемое  с творческим мышлением, креативностью, то есть с творчеством как таковым, предполагает наибольшую активность и субъективность автора, так как содержание продукта полностью зависит от него, его мыслей, переживаний, опыта. Однако такая всецелая зависимость от субъекта творчества не приводит к абсолютной оторванности от действительности, как в грезах. Именно поэтому результаты творчества значимы и интересны не только автору, но и окружающим.

Это сложная  аналитико-синтетическая деятельность, в процессе которой актуализируются  и перегруппируются нервные связи в новые системы.

Связан с  подкоркой и гипатоламо-лимбической  системой. Огромную роль в процессе воображения играет речь.

Сущность воображения – образы воображения не возникают из ничего, это всегда использование того, что уже было в опыте человека.

Представление того, что в прошлом мы не воспринимали, создание образов предметов и явлений, с которыми раньше не встречались, возникновение идеи того, что еще только будет создано, составляет особую форму психической деятельности — воображение. Воображение это создание нового в форме образа, представления или идеи. Мальчик читает интересную книгу: он никого и ничего не видит и не слышит, он живет жизнью своих героев, сочувствует их радостям и горю, борется с врагами, побеждает их и т. д. Интересная, увлекательная книга вызывает у мальчика яркие образы воображения — он фантазирует. Инженер склонился над сложным чертежом новой для него машины. В чертеже он все больше и больше «видит» работающую машину, хорошо представляет себе ее внешний вид, ему даже иногда слышится шум ее мотора — это тоже воображение.

Процесс воображения мы находим в любой человеческой деятельности. Воображение — очень ценное психическое свойство человека. В. И. Ленин, говоря о фантазии (а это одна из разновидностей воображения), указывал: «Фантазия есть качество величайшей ценности». [1].

Воображение свойственно только человеку. Возникло и развивалось воображение у человека в процессе труда. Прежде чем сделать какую-либо вещь, человек представляет, что именно надо сделать, как он будет делать, как будет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате этих действий, составляет одну из характерных особенностей труда, отличающую человеческую деятельность от поведения животных.

Этапы воображения – анализ, синтез.

Факторы, влияющие на воображение:

1.Богатство  опыта.

2.Особенности  нервной деятельности.

К чертам личности, связанными с воображением относятся:

1.Прозаичность  – отсутствие высокой мечты,  прикованность к повседневным  мелочам.

2.Романтичность – богатое воображение, идеи, гипотезы,  свойственна деятельным и волевым натурам.

3. Фантазерство  – незаметное для себя искажение  фактов, выдача желаемого за действительное. Часто проявляется у детей.

Фантазерство  некоторые осознают, некоторые нет.  Данную черту используют, чтоб быть интересным, чтоб повысить самооценку и как способ реализации.

По степени  активности: пассивное, активное

По степени  волевых усилий – преднамеренное и непреднамеренное

Активное преднамеренное воображение:

1.Воссоздающее воображение – когда человек воссоздает представления объекта , которое соответствовало бы описанию.

2.Творческое  – при воссоздании добавляется  собственное видение.

3.Мечта –  самостоятельное создание новых  образов.

Отличие мечты:

1.В мечте  создается образ желаемого.

2.Процесс, который  не включается в творческую  деятельность, так как не дает  конечный результат.

3.Мечта направлена  на будущее. Если человек постоянно  мечтает, он находится в будущем.  Не здесь и сейчас.

4.Мечты иногда  реализуются.

Пассивное преднамеренное воображение или грезы. [2].

Грезы не связаны  с волевыми усилиями. Они похожи на мечту. Если человек все время  в грезах – он не живет настоящим. Грезы не реализуются. Возможны психические  нарушения.

Творческое воображение ярко проявляется в деятельности конструктора, изобретателя, где его идея и замысел воплощаются в реальном образе и направлены на преобразование действительности. Например, инженер долгое время думал о создании нового самозатачивающегося резца, читал много литературы по этому вопросу. По аналогии он вспомнил о прекрасных, всегда острых зубах тигра. Он стал изучать строение зубов этого хищника и выяснил, что зуб тигра состоит из двух слоев органического материала: первого жесткого (внешнего) и второго более мягкого (внутреннего).

Когда тигр грызет, внутренний слой стирается несколько быстрее, чем внешний, и зуб всегда остается острым. Вскоре стали изготовлять самозатачивающиеся резцы, основанные на принципе работы зубов тигра. Так было сделано важное и полезное открытие в технике металлорезания. Чем больше знаний и наблюдений у человека, тем больше у него возможностей творческого воображения. Воображение очень тесно связано с процессом познания реального мира. Специальные исследования процесса узнавания (в ходе замедленного восприятия) всегда указывали на связь узнавания с процессами воображения. Когда мы видим что-либо не ясно и не четко, мы всегда обращаемся к воображению и с помощью догадки пытаемся узнать то, что плохо видим. Здесь воображение служит средством ускорения процесса познания. Аналогичную «догадку» мы иногда применяем и в процессе чтения неясного текста и т. п. [9].

Воображение помогает человеку лучше познавать действительность. Если нам нужно проверить, насколько реальны продукты воображения, мы обращаемся к реальной действительности (за исключением случаев, когда стоит задача создать что-либо заведомо фантастическое).

В своем воображении люди создавали фантастические машины, и они действовали и были реальны в их воображении, но практика, объективная действительность, проверка, расчеты показали всю нереальность данного замысла. [3].

 

  1. Краткая характеристика воображения детей

Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи на основе уже существующего опыта и манипулировать ими. Воображение тесно связано с такими понятиями, как моделирование, творчество, игра, память. Вопреки сложившемуся представлению о том, что развитое воображение необходимо преимущественно представителям творческих профессий, это качество оказывается полезно и людям, связанных с иными сферами деятельности: инженерам, программистам, даже врачам. Именно воображение помогает людям находить решения в сложных ситуациях, предлагать нестандартные ходы и взглянуть на уже привычные вещи с непривычной точки зрения.

Предпосылки развития воображения у детей. Развитие воображения у детей тесно связано с развитием речи и абстрактного мышления;  имеет определенное значение и развитие навыков  сенсорного восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние), поскольку образы создаются не только из обобщенных представлений, но и на основе телесного опыта. Таким образом, развитию воображения у малышей помогут занятия, способствующие формированию речевых навыков (беседы с ребенком, чтение книг, развитие мелкой моторики рук – в коре головного мозга центры, “отвечающие” за речь и мелкую моторику, находятся рядом), а также сенсорному развитию малышей (разглядывание картинок, прослушивание музыки, тактильная стимуляция). [8].
Занятия по развитию воображения у детей. Для того, чтобы ребенок начал “использовать” воображение как обычный для него инструмент, необходимо, чтобы он привык к мысли, что в каждом предмете или явлении заложено больше, чем кажется на первый взгляд. Поэтому важно поощрять у детей любого возраста стремление к новаторству, к эксперименту (разумеется, не в ущерб соображениям безопасности), а также стимулировать их задавать вопросы и придумывать истории.

Развитие воображения у детей до полутора лет:

У малышей в этом возрасте речевые  навыки еще недостаточно развиты. Тем  не менее, детям с 5-6 месяцев (с того момента, когда у них появится интерес к книгам) можно читать, рассказывать стихи и короткие истории, разглядывать картинки (обязательно подробно рассказывайте, что на них изображено, можно проводить аналогии с предметами, которых нет на картинке). Обеспечьте ребенку максимум разнообразных впечатлений (носите его с собой в гости, ездите на пикники, в магазины, не держите ребенка в кроватке и не “втыкайте” за телевизор), поощряйте его интерес к игрушкам и предметной среде. Играйте с ним почаще в прятки (это самый первый способ отработать у ребенка навык действия в нестандартной ситуации); после года купите ему несколько игрушек “с секретом”. [4].

Информация о работе Воображение и его роль в формировании способностей детей