Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:35, контрольная работа
Воображение - это способность человека к построению новых образов путем переработки представлений, приобретенных в прошлом опыте. При этом новые образы не просто воссоздают уже имеющиеся, но конструируют их, соединяя в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Преобразуя образы и представления, воображение направлено на создание продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и заменяющих ее.
Министерство образования и науки РФ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
Кафедра ТиМДО
Контрольная работа по психологии
«Воображение и его роль в формировании способностей детей»
|
Выполнила: студентка 2 (5,5) курс отделения заочного обучения педагогического факультета (специальность дошкольного образования) Бутусова Екатерина Борисовна Зачетная книжка: № 11333_05 Домашний адрес: г. Тобольск Преподаватель: Тришкина И.А. |
Тобольск, 2013
План
Воображение - это
способность человека к построению
новых образов путем
Воображение, так
же как и восприятие, память, мышление,
является процессом познания. Оно
расширяет границы нашего опыта,
продуцируя новые, еще не существующие
в действительности факты и ситуации,
часто помогая предугадать
Видения, которые являются человеку во сне или в бреду, совершенно не зависят от его желания (или нежелания) видеть именно этот образ. Точно так же мы не можем направлять содержание сна, а его содержание часто расплывается в памяти, оставляя лишь смутные воспоминания о приснившемся.
Грезы подразумевают возможность вызвать их содержание по собственному усмотрению, как правило, человек воображает в этом случае желаемые, приятные для него картины. Аутистическое мышление помогает воображению, строя различные, наиболее желаемые и благоприятные варианты развития событий, хотя и весьма далеких от реальности (воздушные замки).
Более активный вариант грез - мечты как образ желаемого будущего, но уже гораздо более реального и связанного с действительностью, чем грезы. Мечты обычно человек старается воплотить в жизнь, здесь возможна сознательная регуляция вызываемых образов, создание достаточно жесткой схемы их реализации.
Активное воображение, как упоминалось выше, может быть репродуктивным (воссоздающим) и творческим. Репродуктивное воображение, как и репродуктивное мышление, связано с воссозданием образов, сотворенных другими. Это может быть описание природы или героев литературного произведения, музыкальные образы, чертежи машин и зданий. При таком воспроизведении произвольно регулируется не только само содержание, достаточно индивидуальное в каждом случае, но и яркость и живость этих образов, в зависимости от мотивации зрителя или слушателя, а также от таланта автора. Чем больше субъективного вносит читатель в образы, создаваемые воображением по имеющимся описаниям, тем более активным становится сам процесс воображения, превращаясь в своеобразное сотворчество.
Творческое воображение, часто отождествляемое с творческим мышлением, креативностью, то есть с творчеством как таковым, предполагает наибольшую активность и субъективность автора, так как содержание продукта полностью зависит от него, его мыслей, переживаний, опыта. Однако такая всецелая зависимость от субъекта творчества не приводит к абсолютной оторванности от действительности, как в грезах. Именно поэтому результаты творчества значимы и интересны не только автору, но и окружающим.
Это сложная
аналитико-синтетическая
Связан с
подкоркой и гипатоламо-
Сущность воображения – образы воображения не возникают из ничего, это всегда использование того, что уже было в опыте человека.
Представление того, что в прошлом мы не воспринимали, создание образов предметов и явлений, с которыми раньше не встречались, возникновение идеи того, что еще только будет создано, составляет особую форму психической деятельности — воображение. Воображение это создание нового в форме образа, представления или идеи. Мальчик читает интересную книгу: он никого и ничего не видит и не слышит, он живет жизнью своих героев, сочувствует их радостям и горю, борется с врагами, побеждает их и т. д. Интересная, увлекательная книга вызывает у мальчика яркие образы воображения — он фантазирует. Инженер склонился над сложным чертежом новой для него машины. В чертеже он все больше и больше «видит» работающую машину, хорошо представляет себе ее внешний вид, ему даже иногда слышится шум ее мотора — это тоже воображение.
Процесс воображения мы находим в любой человеческой деятельности. Воображение — очень ценное психическое свойство человека. В. И. Ленин, говоря о фантазии (а это одна из разновидностей воображения), указывал: «Фантазия есть качество величайшей ценности». [1].
Воображение свойственно только человеку. Возникло и развивалось воображение у человека в процессе труда. Прежде чем сделать какую-либо вещь, человек представляет, что именно надо сделать, как он будет делать, как будет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате этих действий, составляет одну из характерных особенностей труда, отличающую человеческую деятельность от поведения животных.
Этапы воображения – анализ, синтез.
Факторы, влияющие на воображение:
1.Богатство опыта.
2.Особенности нервной деятельности.
К чертам личности, связанными с воображением относятся:
1.Прозаичность – отсутствие высокой мечты, прикованность к повседневным мелочам.
2.Романтичность – богатое воображение, идеи, гипотезы, свойственна деятельным и волевым натурам.
3. Фантазерство
– незаметное для себя
Фантазерство некоторые осознают, некоторые нет. Данную черту используют, чтоб быть интересным, чтоб повысить самооценку и как способ реализации.
По степени активности: пассивное, активное
По степени волевых усилий – преднамеренное и непреднамеренное
Активное преднамеренное воображение:
1.Воссоздающее воображение – когда человек воссоздает представления объекта , которое соответствовало бы описанию.
2.Творческое – при воссоздании добавляется собственное видение.
3.Мечта –
самостоятельное создание
Отличие мечты:
1.В мечте создается образ желаемого.
2.Процесс, который не включается в творческую деятельность, так как не дает конечный результат.
3.Мечта направлена
на будущее. Если человек
4.Мечты иногда реализуются.
Пассивное преднамеренное воображение или грезы. [2].
Грезы не связаны с волевыми усилиями. Они похожи на мечту. Если человек все время в грезах – он не живет настоящим. Грезы не реализуются. Возможны психические нарушения.
Творческое воображение ярко проявляется в деятельности конструктора, изобретателя, где его идея и замысел воплощаются в реальном образе и направлены на преобразование действительности. Например, инженер долгое время думал о создании нового самозатачивающегося резца, читал много литературы по этому вопросу. По аналогии он вспомнил о прекрасных, всегда острых зубах тигра. Он стал изучать строение зубов этого хищника и выяснил, что зуб тигра состоит из двух слоев органического материала: первого жесткого (внешнего) и второго более мягкого (внутреннего).
Когда тигр грызет, внутренний слой стирается несколько быстрее, чем внешний, и зуб всегда остается острым. Вскоре стали изготовлять самозатачивающиеся резцы, основанные на принципе работы зубов тигра. Так было сделано важное и полезное открытие в технике металлорезания. Чем больше знаний и наблюдений у человека, тем больше у него возможностей творческого воображения. Воображение очень тесно связано с процессом познания реального мира. Специальные исследования процесса узнавания (в ходе замедленного восприятия) всегда указывали на связь узнавания с процессами воображения. Когда мы видим что-либо не ясно и не четко, мы всегда обращаемся к воображению и с помощью догадки пытаемся узнать то, что плохо видим. Здесь воображение служит средством ускорения процесса познания. Аналогичную «догадку» мы иногда применяем и в процессе чтения неясного текста и т. п. [9].
Воображение помогает человеку лучше познавать действительность. Если нам нужно проверить, насколько реальны продукты воображения, мы обращаемся к реальной действительности (за исключением случаев, когда стоит задача создать что-либо заведомо фантастическое).
В своем воображении люди создавали фантастические машины, и они действовали и были реальны в их воображении, но практика, объективная действительность, проверка, расчеты показали всю нереальность данного замысла. [3].
Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи на основе уже существующего опыта и манипулировать ими. Воображение тесно связано с такими понятиями, как моделирование, творчество, игра, память. Вопреки сложившемуся представлению о том, что развитое воображение необходимо преимущественно представителям творческих профессий, это качество оказывается полезно и людям, связанных с иными сферами деятельности: инженерам, программистам, даже врачам. Именно воображение помогает людям находить решения в сложных ситуациях, предлагать нестандартные ходы и взглянуть на уже привычные вещи с непривычной точки зрения.
Развитие воображения у детей до полутора лет:
У малышей в этом возрасте речевые навыки еще недостаточно развиты. Тем не менее, детям с 5-6 месяцев (с того момента, когда у них появится интерес к книгам) можно читать, рассказывать стихи и короткие истории, разглядывать картинки (обязательно подробно рассказывайте, что на них изображено, можно проводить аналогии с предметами, которых нет на картинке). Обеспечьте ребенку максимум разнообразных впечатлений (носите его с собой в гости, ездите на пикники, в магазины, не держите ребенка в кроватке и не “втыкайте” за телевизор), поощряйте его интерес к игрушкам и предметной среде. Играйте с ним почаще в прятки (это самый первый способ отработать у ребенка навык действия в нестандартной ситуации); после года купите ему несколько игрушек “с секретом”. [4].
Информация о работе Воображение и его роль в формировании способностей детей