Воображение и другие познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

понятие воображения, его виды, формы, способы передачи. Значение воображения в жизни и деятельности человека огромно. Это нисколько не умаляет важности для человека остальных познавательных процессов. Все они тесно связаны и переплетены друг с другом. Но лишь воображение является двигателем прогресса, как в науке и технике, так и в искусстве. Оно является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного материального вмешательства. Без воображения невозможно разрешение необычных, ограниченных узостью знаний, проблемных ситуаций, когда практические действия или невозможны, или затруднены.

Содержание

1. Понятие «воображение»
2. Виды воображения и формы его проявления
2.1. Виды воображения
2.2. Формы воображения
3. Функции и способы процесса воображения
3.1. Функции воображения
3.2. Приёмы и способы процесса воображения
4. Воображение и другие познавательные процессы
5. Воображение и творчество
6. Заключение
7. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 72.50 Кб (Скачать)
    1. Приёмы  и способы процесса воображения

      Творческое  преобразование действительности в  воображении подчиняется своим  законам и осуществляется в соответствии с определёнными способами и приёмами. Новые представления, благодаря операциям анализа (разложение исходных представлений на составные части) и синтеза (соединение разложенных составных частей в новые сочетания), возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании.

      Существуют  следующие приёмы и способы процесса воображения:

      1) Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей. Слияние отдельных элементов нескольких предметов в один образ.

      2) Акцентирование или заострение – выделение и подчёркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе.

      3) Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение.

      4) Схематизация – сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними.

[1] Немов  Р.С. «Психология». Москва, 2008г., стр. 255-256

      5) Типизация – выделение существенного, повторяющегося в одно-родных явлениях с последующим обобщением и воплощением его в образе.

 
  1. Воображение и другие познавательные процессы

      Существуют  индивидуальные и типологические особенности  воображения, связанные со спецификой восприятия, памяти и мышления. У  одних людей преобладает конкретное, образное восприятие мира, которое  проявляется в богатстве и  разнообразии их фантазии. Про таких людей говорят, что они обладают художественным типом мышления. У других отмечается большая склонность к мысленным фантазиям, оперированию абстракциями, символами, несущими в себе определённую идею, понятиями. Об этих людях говорят как об обладающих абстрактным воображением. Для того чтобы показать особенность воображения, выяснить его общее и различное от других психических процессов, с которыми оно тесно связано, проведём сравнения этих процессов. Понятия «восприятие», «память», «мышление» даны в толковании «Краткого психологического словаря» 1985 года издания.

      «Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств». Образ восприятия всегда появляется в результате воздействия чего-либо, соответствующего ему, на органы чувств человека в данный момент времени. Процесс воображения порождает что-то новое, преобразует и изменяет то, что нам даётся восприятием.

      Различия  между воображением и восприятием:

- образ  воображения, в отличие от восприятия, связан не только с настоящим,  он может относиться и к  прошлому и к будущему;

- образу  воображения полностью не соответствует  ничего из того, что человек  воспринимает в данный момент  времени;

- образ  воображения может быть перенесён  в любое место, отличное от  того места, где сейчас находится  человек.

      «Память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания». Одним из основных свойств воображения является способность преобразования представлений памяти, которое обеспечивает создание новой, ранее не возникавшей ситуации.

      Различия  между воображением и памятью:

- образ  памяти является примерной копией того, что человек уже знает, а воображение создаёт такой образ, который будет неожиданным и для самого человека;

- образ  памяти содержит в себе лишь  то, что имеется в памяти человека, а в образе воображения всегда  присутствуют элементы фантазии, которых нет в памяти человека.

      Но  в обоих этих процессах можно  выделить и кое-что общее: возникновение  и формирование целостного образа-представления. Представлениями называются образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим.

      «Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности». Воображение тесно связано с мышлением. Между воображением и мышлением есть общее, и есть различия.

      Общее:

- воображение  и мышление возникают в проблемной  ситуации, когда необходимо отыскать  новое решение;

- воображение  и мышление мотивируются потребностями  личности.

      Различия  между воображением и мышлением:

- отражение  действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, а отражение в процессах мышления происходит путём обобщённого и опосредованного познания мира.

От того насколько не определена проблемная ситуация, а так же от количества и качества информации зависит, какой процесс деятельности включится - воображения или мышления. Можно сделать вывод: если исходные данные известны, то включается процесс мышления, если же эти данные с трудом поддаются анализу, то включается процесс воображения. В основе воображения лежит возможность выбора образа. В основе мышления – возможность новой комбинации понятий.

 
  1. Воображение и творчество

      Невозможно  представить любую творческую научную  или художественную деятельность без активного участия воображения. Воображение формируется в процессе творческой деятельности. Этапы творческого воображения в науке и искусстве в чём-то схожи: возникновение и зарождение идеи; созревание и вынашивание замысла; реализация и воплощение идеи в конечном результате. Мне кажется, что в отличие от научного творчества, ограничивающего фантазию человека более узкими рамками достоверности, доказательности, логичности и разумности, в искусстве не существует ограничений ни для воображения, ни для ума. Более того, в художественном творчестве у человека приветствуется оригинальность, эмоциональность и чувствительность, нетрадиционный подход и новизна замысла.

      Полёт фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремлённостью, сопровождается эмоциональным тоном. По моему мнению, воображение помогает творчеству не стоять на месте, двигаться вперёд, удивлять всё новыми произведениями искусства и открытиями в науке.

       

 
 
 
  1. Заключение
 

      Значение  воображения в жизни и деятельности человека огромно. Это нисколько не умаляет важности для человека остальных познавательных процессов. Все они тесно связаны и переплетены друг с другом. Но лишь воображение является двигателем прогресса, как в науке и технике, так и в искусстве. Оно является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного материального вмешательства. Без воображения невозможно разрешение необычных, ограниченных узостью знаний, проблемных ситуаций, когда практические действия или невозможны, или затруднены.

      Важной  характеристикой воображения является то, что воображение человека выступает  как отражение свойств личности человека, его психологического состояния  в данный момент времени. Хотя в научном плане воображение оставляет за собой много вопросов без ответа, я думаю, что для человека, как для личности,  важно существование такого процесса. Ведь при помощи воображения человек мечтает, грезит, видит сны и, конечно же, творит!

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Список литературы

 
 
  1. Немов Р.С. «Психология». Москва, 2008г.
  2. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. «Психология и педагогика». Москва – Новосибирск, 2000г.
  3. Выготский Л.С. «Психология». Москва, 2000г.
  4. Фарман И.П. «Воображение в структуре познания». Москва, 1994г.
  5. «Краткий психологический словарь», составитель Карпенко Л.А. Москва, 1985г.

Информация о работе Воображение и другие познавательные процессы