Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:46, курсовая работа
понятие воображения, его виды, формы, способы передачи. Значение воображения в жизни и деятельности человека огромно. Это нисколько не умаляет важности для человека остальных познавательных процессов. Все они тесно связаны и переплетены друг с другом. Но лишь воображение является двигателем прогресса, как в науке и технике, так и в искусстве. Оно является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного материального вмешательства. Без воображения невозможно разрешение необычных, ограниченных узостью знаний, проблемных ситуаций, когда практические действия или невозможны, или затруднены.
1. Понятие «воображение»
2. Виды воображения и формы его проявления
2.1. Виды воображения
2.2. Формы воображения
3. Функции и способы процесса воображения
3.1. Функции воображения
3.2. Приёмы и способы процесса воображения
4. Воображение и другие познавательные процессы
5. Воображение и творчество
6. Заключение
7. Список литературы
Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определёнными способами и приёмами. Новые представления, благодаря операциям анализа (разложение исходных представлений на составные части) и синтеза (соединение разложенных составных частей в новые сочетания), возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании.
Существуют следующие приёмы и способы процесса воображения:
1) Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей. Слияние отдельных элементов нескольких предметов в один образ.
2) Акцентирование или заострение – выделение и подчёркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе.
3) Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение.
4) Схематизация – сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними.
[1] Немов Р.С. «Психология». Москва, 2008г., стр. 255-256
5) Типизация – выделение существенного, повторяющегося в одно-родных явлениях с последующим обобщением и воплощением его в образе.
Существуют
индивидуальные и типологические особенности
воображения, связанные со спецификой
восприятия, памяти и мышления. У
одних людей преобладает
«Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств». Образ восприятия всегда появляется в результате воздействия чего-либо, соответствующего ему, на органы чувств человека в данный момент времени. Процесс воображения порождает что-то новое, преобразует и изменяет то, что нам даётся восприятием.
Различия между воображением и восприятием:
- образ
воображения, в отличие от
- образу
воображения полностью не
- образ
воображения может быть
«Память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания». Одним из основных свойств воображения является способность преобразования представлений памяти, которое обеспечивает создание новой, ранее не возникавшей ситуации.
Различия между воображением и памятью:
- образ памяти является примерной копией того, что человек уже знает, а воображение создаёт такой образ, который будет неожиданным и для самого человека;
- образ
памяти содержит в себе лишь
то, что имеется в памяти человека,
а в образе воображения всегда
присутствуют элементы
Но
в обоих этих процессах можно
выделить и кое-что общее: возникновение
и формирование целостного образа-представления.
Представлениями называются образы
предметов или процессов
«Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности». Воображение тесно связано с мышлением. Между воображением и мышлением есть общее, и есть различия.
Общее:
- воображение
и мышление возникают в
- воображение
и мышление мотивируются
Различия между воображением и мышлением:
- отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, а отражение в процессах мышления происходит путём обобщённого и опосредованного познания мира.
От того насколько не определена проблемная ситуация, а так же от количества и качества информации зависит, какой процесс деятельности включится - воображения или мышления. Можно сделать вывод: если исходные данные известны, то включается процесс мышления, если же эти данные с трудом поддаются анализу, то включается процесс воображения. В основе воображения лежит возможность выбора образа. В основе мышления – возможность новой комбинации понятий.
Невозможно представить любую творческую научную или художественную деятельность без активного участия воображения. Воображение формируется в процессе творческой деятельности. Этапы творческого воображения в науке и искусстве в чём-то схожи: возникновение и зарождение идеи; созревание и вынашивание замысла; реализация и воплощение идеи в конечном результате. Мне кажется, что в отличие от научного творчества, ограничивающего фантазию человека более узкими рамками достоверности, доказательности, логичности и разумности, в искусстве не существует ограничений ни для воображения, ни для ума. Более того, в художественном творчестве у человека приветствуется оригинальность, эмоциональность и чувствительность, нетрадиционный подход и новизна замысла.
Полёт фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремлённостью, сопровождается эмоциональным тоном. По моему мнению, воображение помогает творчеству не стоять на месте, двигаться вперёд, удивлять всё новыми произведениями искусства и открытиями в науке.
Значение воображения в жизни и деятельности человека огромно. Это нисколько не умаляет важности для человека остальных познавательных процессов. Все они тесно связаны и переплетены друг с другом. Но лишь воображение является двигателем прогресса, как в науке и технике, так и в искусстве. Оно является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного материального вмешательства. Без воображения невозможно разрешение необычных, ограниченных узостью знаний, проблемных ситуаций, когда практические действия или невозможны, или затруднены.
Важной
характеристикой воображения
7. Список литературы
Информация о работе Воображение и другие познавательные процессы