Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:46, курсовая работа
понятие воображения, его виды, формы, способы передачи. Значение воображения в жизни и деятельности человека огромно. Это нисколько не умаляет важности для человека остальных познавательных процессов. Все они тесно связаны и переплетены друг с другом. Но лишь воображение является двигателем прогресса, как в науке и технике, так и в искусстве. Оно является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного материального вмешательства. Без воображения невозможно разрешение необычных, ограниченных узостью знаний, проблемных ситуаций, когда практические действия или невозможны, или затруднены.
1. Понятие «воображение»
2. Виды воображения и формы его проявления
2.1. Виды воображения
2.2. Формы воображения
3. Функции и способы процесса воображения
3.1. Функции воображения
3.2. Приёмы и способы процесса воображения
4. Воображение и другие познавательные процессы
5. Воображение и творчество
6. Заключение
7. Список литературы
Из
всех психических познавательных процессов
личности воображение - особый процесс
человеческой психики. Он стоит отдельно
от остальных психических
Можно
дать и более «приземлённое» определение
этого процесса. Воображение - это
психический процесс, результатом которого
является образ, не воздействующий на
органы чувств человека. Воображение всегда
есть определённый отход от действительности.
Но в любом случае источник воображения
– объективная реальность.
Воображение функционирует на разных уровнях, а их различие определяется, в первую очередь, по степени активности человека. Видами по степени выраженности являются активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное) воображение.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой творческую или личностную задачу придумать что-либо и далее выполняет её. Активным этот вид называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек может внести нечто новое, остановиться, т.е. он в состоянии управлять данным процессом или прекратить его по своей воле. Активное воображение по степени уникальности образа может быть творческим (продуктивным) и воссоздающим (репродуктивным).
Активное творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые имеют много новых фантазийных элементов. Такие образы реализуются в оригинальные и ценные продукты деятельности. Они обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже создано. Этот вид воображения является неотъемлемой частью искусства и творчества, художественного и технического прогресса.
Результатом воссоздающего активного воображения являются продукты, частично основанные на прежнем опыте, в которых имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Создаётся образ, соответствующий описанию или реальности с элементом фантазии, но такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Пассивное воображение – это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли и желания человека, не воплощаются в жизнь. Человек не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.
Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы, которые не могут быть реализованы. Они не связанны с волей, способствующей их осуществлению. Чаще всего это удобная возможность уйти от действительности. К этому виду воображению можно отнести мечты и грёзы.
Непреднамеренное
пассивное воображение наблюдается
при ослаблении деятельности сознания,
при его расстройствах, в полудремотном
состоянии, во сне. Примерами непреднамеренного
пассивного воображения являются
галлюцинации и сновидения.
Воображение может проявляться в разных формах. Это мечты, грёзы, галлюцинации и сновидения.
Формой проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты. Мечты – отодвинутые во времени желания, продукты воображения, нацеленные на желаемое будущее. Мечты связаны с действительностью, они более или менее реальны. Мечты – это сильный мотивирующий фактор творческого поиска, они могут осуществляться. Можно сказать, что любой предмет, сотворённый человеком, в своём историческом контексте – это чья-то осуществлённая мечта.
Воображение может выступать и как замена деятельности, когда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грёзами. В грёзах отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грёзы – это своеобразные мечты, которые оторваны от реальной действительности и, в принципе, неосуществимы. Они компенсируют человеку в выдуманной жизни то, чего ему недостаёт в реальной жизни. Грёзы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грёзы являются продуктами активности нормального сознания человека и их можно считать вполне нормальным психическим состоянием.
Галлюцинациями
принято считать продукты воображения,
создаваемые в состоянии
Сновидения, как и галлюцинации, относятся к разряду пассивных непреднамеренных форм воображения. Эта форма воображения всегда представляла и до сих пор представляет особый интерес для учёных и одну из наиболее сложных загадок психики человека.
Древние медики и философы ещё до Аристотеля придерживались мнения о том, что содержанием сновидений являются «впечатления» души, которые она получает, покидая тело человека в то время, когда он спит. Они полагали, что душа существует вне тела и не ограничена в своих перемещениях, поэтому содержанием снов могут стать настоящие, прошлые и будущие события.
Аристотель, в свою очередь, связал сновидения с восприятием. По Аристотелю во время сновидений происходит необычное восприятие окружающей действительности, так как образы проникают в мозг не через органы чувств, а через другие части тела и, поэтому человек видит во сне нереальные, фантастические картины.
В средние века содержание сновидений связывали с влиянием Бога или дьявола на душу человека. Если с человеком во сне общался Бог, то он подсказывал ему, какие события могут произойти в ближайшем будущем. Если же на душу человека во сне оказывал влияние дьявол, то такой человек становился проводником его желаний в реальной жизни, поэтому его судили, пытали и даже физически уничтожали.
В XVII-XIX веках среди учёных стали популярными сразу две теории сновидений: эпифеноменальная и физиологическая. Эпифеноменальная теория сновидений утверждала, что сновидения никакой роли в жизни человека не играют и являются просто случайными отражениями в его голове тех физиологических процессов, которые происходят в мозге во время сна. Физиологическая теория предполагала, что содержание сновидений положительно влияют на процессы, происходящие в организме. Они сигнализировали человеку о том, нормально или ненормально работает его организм.
В начале XX века свою теорию сновидений предложил Зигмунд Фрейд. Он утверждал, что в содержании сновидений человека в символической форме проявляется то, что находится в его психике на подсознательном уровне. Между бессознательным и сознанием человека действует психологический защитный механизм под названием «цензура», который не допускает в сознание человека то содержание его бессознательного, которое ему неприятно. Во время сна влияние механизма «цензуры» ослабевает и в содержание сновидений бессознательное проникает в виде символов, которые З.Фрейд предложил расшифровывать при помощи словаря символов сновидений.
Истинная
роль сновидений в жизни человека
до настоящего времени не установлена,
хотя известно, что в сновидениях
находят выражение и
Воображение различается у людей по нескольким признакам:
- широте воображения;
- яркости образов;
-
степени их правдивости и
-
произвольности, т.е. умению подчинять
воображение поставленной
- устойчивости образов;
- типу представлений, которыми пользуется человек.
В жизни человека воображение выполняет несколько различных функций.
1) Образное представление действительности и возможность пользоваться этими образами. Представляя несуществующее в реальности, человек преобразовывает окружающий мир и создаёт нечто новое по продуктам воображения. Воображение помогает человеку представить конечный или промежуточный результат, что в итоге и способствует его предметному воплощению. Эта функция воображения неразрывно связана с мышлением и органически в него включена.
2) Регулирование эмоциональных состояний. Эта функция связана с саморегуляцией поведения, психических процессов и состояний человека. При помощи своего воображения человек может повлиять на своё поведение в будущем, спланировать его, проиграть в своём воображении.
3) Формирование внутреннего плана действий. Эта функция заключается в способности выполнять действия в уме, при этом манипулируя образами. Данная функция воображения наиболее полно реализуется в наглядно-образном мышлении человека и в его развитии.
4) Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности внимания, памяти, речи и эмоций. При помощи вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
5) Планирование и программирование деятельности. Функция реализуется в мысленном составлении человеком программ и планов своего будущего поведения, в их образном представлении, когда проблемная ситуация не определена.
6)
Психодиагностическая
функция. Она заключается в том, что
по продуктам воображения человека можно
делать определённые выводы о его собственной
психологии. Воображение выступает как
своеобразное отражение свойств личности,
психологического состояния или настроя
человека. Эта функция используется во
многих современных психодиагностических
тестах, её используют врачи-психиатры
для заочной постановки диагноза по продуктам
воображения человека. А так же при создании
проективных личностных тестов. Такими,
например, являются Тематический апперцептивный
тест (ТАТ) Г. Мюррея (испытуемый сочиняет
рассказы по сюжетно-неопределённым картинкам)
и Тест чернильных пятен Г. Роршара (по
симметричным бесформенным чернильным
пятнам человек пытается «увидеть» что-либо
осмысленное). [1]
Информация о работе Воображение и другие познавательные процессы