Воображение и другие познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

понятие воображения, его виды, формы, способы передачи. Значение воображения в жизни и деятельности человека огромно. Это нисколько не умаляет важности для человека остальных познавательных процессов. Все они тесно связаны и переплетены друг с другом. Но лишь воображение является двигателем прогресса, как в науке и технике, так и в искусстве. Оно является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного материального вмешательства. Без воображения невозможно разрешение необычных, ограниченных узостью знаний, проблемных ситуаций, когда практические действия или невозможны, или затруднены.

Содержание

1. Понятие «воображение»
2. Виды воображения и формы его проявления
2.1. Виды воображения
2.2. Формы воображения
3. Функции и способы процесса воображения
3.1. Функции воображения
3.2. Приёмы и способы процесса воображения
4. Воображение и другие познавательные процессы
5. Воображение и творчество
6. Заключение
7. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Содержание

 
 
  1. Понятие «воображение»
  2. Виды воображения и формы его проявления
    1. Виды воображения
    2. Формы воображения
  3. Функции и способы процесса воображения
    1. Функции воображения
    2. Приёмы и способы процесса воображения
  4. Воображение и другие познавательные процессы
  5. Воображение и творчество
  6. Заключение
  7. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Понятие «воображение»

      Из  всех психических познавательных процессов  личности воображение - особый процесс  человеческой психики. Он стоит отдельно от остальных психических процессов, хотя и занимает промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Воображение создает новое в форме образа, представления или идеи на основе ранее воспринятых образов, и которые в реальной действительности не существуют. Воображение свойственно только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Это такой же физиологический процесс, как и другие психические процессы, но в отличие от них механизм воображения труднее поддаётся изучению. Это одна из самых загадочных граней человеческой психики. Воображение позволяет человеку выйти за пределы реальности вне времени и пространства.

      Можно дать и более «приземлённое» определение  этого процесса. Воображение - это психический процесс, результатом которого является образ, не воздействующий на органы чувств человека. Воображение всегда есть определённый отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность. 

  1. Виды  воображения и  формы его проявления
 
    1. Виды  воображения

        Воображение функционирует на  разных уровнях, а их различие определяется, в первую очередь, по степени активности человека. Видами по степени выраженности являются активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное) воображение.

      Активное  воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой творческую или личностную задачу придумать что-либо и далее выполняет её. Активным этот вид называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек может внести нечто новое, остановиться, т.е. он в состоянии управлять данным процессом или прекратить его по своей воле. Активное воображение по степени уникальности образа может быть творческим (продуктивным) и воссоздающим (репродуктивным).

      Активное  творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые имеют много новых фантазийных элементов. Такие образы реализуются в оригинальные и ценные продукты деятельности. Они обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже создано. Этот вид воображения является неотъемлемой частью искусства и творчества, художественного и технического прогресса.

      Результатом воссоздающего активного воображения являются продукты, частично основанные на прежнем опыте, в которых имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Создаётся образ, соответствующий описанию или реальности с элементом фантазии, но такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

      Пассивное воображение – это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли и желания человека, не воплощаются в жизнь. Человек не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

      Преднамеренное  пассивное воображение создаёт образы, которые не могут быть реализованы. Они не связанны с волей, способствующей их осуществлению. Чаще всего это удобная возможность уйти от действительности. К этому виду воображению можно отнести мечты и грёзы.

      Непреднамеренное  пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Примерами непреднамеренного пассивного воображения    являются галлюцинации и сновидения. 

    1. Формы воображения

      Воображение  может проявляться в разных формах. Это мечты, грёзы, галлюцинации и сновидения.

      Формой  проявления активного воображения  и необходимым условием претворения  в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты. Мечты – отодвинутые  во времени желания, продукты воображения, нацеленные на желаемое будущее. Мечты связаны с действительностью, они более или менее реальны. Мечты – это сильный мотивирующий фактор творческого поиска, они могут осуществляться. Можно сказать, что любой предмет, сотворённый человеком, в своём историческом контексте – это чья-то осуществлённая мечта.

      Воображение может выступать и как замена деятельности, когда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грёзами. В грёзах отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грёзы – это своеобразные мечты, которые оторваны от реальной действительности и, в принципе, неосуществимы. Они компенсируют человеку в выдуманной жизни то, чего ему недостаёт в реальной жизни. Грёзы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грёзы являются продуктами активности нормального сознания человека и их можно считать вполне нормальным психическим состоянием.

      Галлюцинациями  принято считать продукты воображения, создаваемые в состоянии изменения  психики, отклонения от нормы сознания человека. Они являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Галлюцинации – это всегда результат нарушения нормального процесса функционирования психики или работы организма, они сопровождают многие болезненные состояния. Изменённые состояния сознания человека могут возникать по разным причинам: гипноз, болезнь, влияние психотропных веществ, алкогольных продуктов, наркотиков. При галлюциногенном состоянии образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убеждён в их реальности.

      Сновидения, как и галлюцинации, относятся к разряду пассивных непреднамеренных форм воображения. Эта форма воображения всегда представляла и до сих пор представляет особый интерес для учёных и одну из наиболее сложных загадок психики человека.

      Древние медики и философы ещё до Аристотеля придерживались мнения о том, что содержанием сновидений являются «впечатления» души, которые она получает, покидая тело человека в то время, когда он спит. Они полагали, что душа существует вне тела и не ограничена в своих перемещениях, поэтому содержанием снов могут стать настоящие, прошлые и будущие события.

      Аристотель, в свою очередь, связал сновидения с  восприятием. По Аристотелю во время  сновидений происходит необычное восприятие окружающей действительности, так как  образы проникают в мозг не через  органы чувств, а через другие части тела и, поэтому человек видит во сне нереальные, фантастические картины.

      В средние века содержание сновидений связывали с влиянием Бога или  дьявола на душу человека. Если с  человеком во сне общался Бог, то он подсказывал ему, какие события  могут произойти в ближайшем будущем. Если же на душу человека во сне оказывал влияние дьявол, то такой человек становился проводником его желаний в реальной жизни, поэтому его судили, пытали и даже физически уничтожали.

      В XVII-XIX веках среди учёных стали популярными сразу две теории сновидений: эпифеноменальная и  физиологическая. Эпифеноменальная теория сновидений утверждала, что сновидения никакой роли  в жизни человека не играют и являются просто случайными отражениями в его голове тех физиологических процессов, которые происходят в мозге во время сна. Физиологическая теория предполагала, что содержание сновидений  положительно влияют на процессы, происходящие в организме. Они сигнализировали человеку о том, нормально или ненормально работает его организм.

      В начале XX века свою теорию сновидений предложил Зигмунд Фрейд. Он утверждал, что в содержании сновидений человека в символической форме проявляется то, что находится в его психике на подсознательном уровне. Между бессознательным и сознанием человека действует психологический защитный механизм под названием «цензура», который не допускает в сознание человека то содержание его бессознательного, которое ему неприятно. Во время сна влияние механизма «цензуры» ослабевает и в содержание сновидений бессознательное проникает в виде символов, которые З.Фрейд предложил расшифровывать при помощи словаря символов сновидений.

      Истинная  роль сновидений в жизни человека до настоящего времени не установлена, хотя известно, что в сновидениях  находят выражение и удовлетворение некоторые жизненно важные потребности человека, которые иногда не могут быть воплощены в жизни. С другой стороны, есть сны, которые носят предупреждающий, намекающий характер. Некоторые же сны могут сбываться. В этом случае, как мне кажется, человек задаётся вопросом: что это – интуиция, дар предвидения или мистика? 

  1. Функции и способы процесса воображения
 
    1. Функции воображения

      Воображение различается у людей по нескольким признакам:

      - широте воображения;

      - яркости образов;

      - степени их правдивости и реалистичности, оригинальности, новизне;

      - произвольности, т.е. умению подчинять  воображение поставленной задаче;

      - устойчивости образов;

      - типу представлений, которыми  пользуется человек.

      В жизни человека воображение выполняет  несколько различных функций.

      1) Образное представление действительности и возможность пользоваться этими образами. Представляя несуществующее в реальности,  человек преобразовывает окружающий мир и создаёт нечто новое по продуктам воображения. Воображение помогает человеку представить конечный или промежуточный результат, что в итоге и способствует его предметному воплощению. Эта функция воображения неразрывно связана с мышлением и органически в него включена.

      2) Регулирование эмоциональных состояний. Эта функция связана с саморегуляцией поведения, психических процессов и состояний человека. При помощи своего воображения человек может повлиять на своё поведение в будущем, спланировать его, проиграть в своём воображении.

      3) Формирование внутреннего плана действий. Эта функция заключается в способности выполнять действия в уме, при этом манипулируя образами. Данная функция воображения наиболее полно реализуется в наглядно-образном мышлении человека и в его развитии.

      4) Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности внимания, памяти, речи и эмоций. При помощи вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

      5) Планирование и программирование деятельности. Функция реализуется в мысленном составлении человеком программ и планов своего будущего поведения, в их образном представлении, когда проблемная ситуация не определена.

      6) Психодиагностическая функция. Она заключается в том, что по продуктам воображения человека можно делать определённые выводы о его собственной психологии. Воображение выступает как своеобразное отражение свойств личности, психологического состояния или настроя человека. Эта функция используется во многих современных психодиагностических тестах, её используют врачи-психиатры для заочной постановки диагноза по продуктам воображения человека. А так же при создании проективных личностных тестов. Такими, например, являются Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Мюррея (испытуемый сочиняет рассказы по сюжетно-неопределённым картинкам) и Тест чернильных пятен Г. Роршара (по симметричным бесформенным чернильным пятнам человек пытается «увидеть» что-либо осмысленное). [1] 

Информация о работе Воображение и другие познавательные процессы